КоАП РФ

Штраф за отсутствие лицензии на образовательную деятельность

Ведение образовательной деятельности без лицензии может дорого стоить предпринимателю или компании. Какие действуют штрафы за отсутствие образовательной лицензии? Можно ли их снизить в суде?
Штраф за отсутствие лицензии на образовательную деятельность

Ведение образовательной деятельности без лицензии может дорого стоить предпринимателю или компании. Какие действуют штрафы за отсутствие образовательной лицензии? Можно ли их снизить в суде?

Действующий Закон № 273-ФЗ «Об образовании» не предусматривает возможность получения высшего образования в компаниях или ИП, которые не реализуют образовательные программы и, соответственно, не имеют образовательной лицензии.

Каковы последствия работы без лицензии?

Если компания осуществляет образовательную деятельность без лицензии, то ее можно привлечь к гражданской и административной ответственности. А ее руководителей — к административной и уголовной ответственности.

Выданные такой образовательной компанией документы об образовании являются недействительными.

Чаще всего, образовательные компании, работающие без лицензии, привлекаются к административной ответственности в виде штрафов.

Размер административных штрафов за отсутствие лицензии составляет (п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ):

  1. для организаций — от 40 тысяч до 50 тысяч рублей;
  2. для должностных лиц организации — от 4 тысяч до 5 тысяч рублей;
  3. для предпринимателей — от 2 тысяч до 2,5 тысяч рублей.

Как происходит процедура наказания?

Наказание за работу без лицензии выявляется при проведении плановой и внеплановой проверки образовательного учреждения Комитетом по образованию либо Департаментом образования и науки.

Сначала составляется протокол об административном нарушении, в котором указывается время его совершения и состав правонарушения (ст. 28.2 КоАП РФ).

Представитель образовательной организации ознакомляется с протоколом и вправе представить свои возражения и замечания к нему.

Если представитель образовательной организации или ИП проигнорируют и не представят возражения на протокол об административном правонарушении, то протокол будет составлен в их отсутствии.

Далее копия протокола будет направлена образовательной организации или ИП в течение 3-х дней с момента его составления.

Судебная практика по административным наказаниям за работу без лицензии

В одном из судебных дел триггером для проверки образовательной деятельности компании послужило обращение неравнодушного гражданина. Гражданин направил обращение в Комитет образования, науки и молодежи одного из субъектов РФ. Поводом послужило оказание образовательных услуг ООО в отсутствии лицензии.

По данным выписки из ЕГРЮЛ в качестве дополнительных видов деятельности ООО заявлен код — 85.41 «Образование дополнительное детей и взрослых».

В нарушение Закона № 273-ФЗ «Об образовании», Правил лицензирования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 г. № 1490, ООО осуществляло образовательную деятельность без лицензии.

Поскольку никаких смягчающих обстоятельств в отношении ООО не было установлено, суд назначил наказание «на всю катушку» в размере 40 тысяч рублей (п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ). Отметим, что в подобных делах нельзя рассчитывать на применение малозначительности нарушения (ст. 2.9 КоАП РФ).

Дело в том, что ООО не устранило недостатки на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении, а поэтому оснований для снижения штрафа не имеется (постановление Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 29.05.2020 г. № 5-297/2020).

Если образовательная организация допускает единичные нарушения Положений о лицензировании, то суд может вынести вместо штрафа предупреждение (п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ).

Например, лицензионными требованиями установлена обязанность иметь в штате педагогов, обладающих соответствующей квалификацией и стажем работы, необходимыми для реализации образовательных программ.

При проверке выяснилось, что в АНО заключены договоры ГПХ с педагогами, но в них не прописана обязанность по проведению учебных занятий. Кроме этого, практические занятия, проводимые АНО, являлись частью общеобразовательной программы, поэтому в штате или по договору ГПХ должны быть педагоги с таким опытом (решение АС Тюменской области от 26.05.2021 г. № А70-5678/2021).

В некоторых случаях суды на первый раз также заменяют административный штраф на предупреждение.

Также суды не находят оснований и для снижения штрафов ИП, работающим без лицензии.

Так, предприниматель размещала на созданных сайтах в Интернете, в социальных сетях «Инстаграм», «Вконтакте» информацию об оказании образовательных услуг.

На этом же сайте и в соцсетях были размещены виды образовательных программ, сроки обучения и стоимость. Предприниматель также размещала сведения о фактической реализации программы «Ментальная арифметика» с привлечением работников-педагогов по договорам ГПХ.

Методические рекомендации, которые использовались для обучения, содержали все составляющие образовательной программы: объем, содержание, планируемые результаты, педагогические условия. По итогу проведенных занятий, ученики проходили аттестацию и им вручалось удостоверение и значок.

Данные факты свидетельствуют о том, что деятельность ИП направлена на развитие творческих способностей детей и взрослых и подпадает под критерий деятельности по реализации программ дополнительного образования детей и взрослых. А раз деятельность является образовательной, то она должна лицензироваться (решение АС Ханты-Мансийского АО от 26.05.2021 г. № А75-5549/2021).

Комментарии

1