С 31 марта 2022 г. вводится маркировка молочной продукции со сроком хранения до 40 дней для розничных продаж. Как изменятся правила продажи молочной продукции? Что должны сделать производители молочной продукции для подготовки к новым правилам?
Маркировка уже прочно вошла в нашу жизнь. Впервые в рамках пилотного проекта она была запущена в 2017 году и с каждым годом все больше и больше товаров охватывались маркировкой. Целью маркировки является недопущение контрафактной продукции на рынок. То есть единственный мотив ее введения обозначался как забота о потребителе продукции, для повышения ее уровня безопасности.
Срок маркировки молочной продукции в рознице переносился несколько раз: первоначально срок устанавливался как 1 декабря 2021 г., впоследствии продлялся до 1 января 2022 г. Теперь Правительство установило новый срок — 31 марта 2022 г. — для розницы сроком годности до 40 дней.
С 1 июня 2022 г. планируется старт маркировки молочной продукции сроком годности более 40 дней. С 1 сентября 2022 г. маркировка молочной продукции будет обязательной для всех участников рынка, кроме фермеров. А с 1 декабря 2022 г. маркировка станет обязательной и для них.
Маркировка молочной продукции означает нанесение на упаковку, этикету или стикер специального кода. Маркировать молочную продукцию должны ее производители.
Что входит в перечень маркированной молочной продукции?
Для начала разберемся: какую молочную продукцию нужно маркировать. Отправной точкой являются правила маркировки, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.12.2020 № 2099 (далее — Правила).
Так, обязательной маркировке подлежат молочные продукты со сроком годности до 40 дней (п. 2 раздел I Правил):
- молоко и сливки, несгущенные и без добавления сахара или других подслащивающих веществ;
- молоко и сливки, сгущенные или с добавлением сахара или других подслащивающих веществ;
- пахта, свернувшиеся молоко и сливки, йогурт, кефир, ферментированные молоки и сливки, ряженка, сметана;
- молочные сыворотки,
- сливочное масло и прочие жиры и масла, изготовленные из молока;
- молочные пасты;
- сыры и творог.
Как подготовиться к маркировке?
Для того чтобы продавать маркированную продукцию участнику необходимо:
- получить усиленную квалифицированную электронную подпись;
- иметь в наличии специальное оборудование — программно-аппаратный комплекс, который может считывать коды маркировки и передавать информацию о кодах. Например, 2D или 3D сканер либо соединенные с ККТ средства сканирования;
- зарегистрироваться в системе «Честный знак»;
- подключиться к системе электронного документооборота.
Как работает маркировка молочной продукции?
Схема маркировки молочной продукции выглядит так:
- производитель получает сырье для производства молочной продукции и электронную ветеринарно-сопроводительную документацию из системы «Меркурий»;
С 1 июля 2018 г. участники оборота продукции растительного, а также животного происхождения обязаны оформлять на товар ВСД — это ветеринарно-сопроводительная документация.
Производитель сверяет данные ВСД и отчитывается в системе «Меркурий».
- производитель получает в системе коды маркировки на молочную продукцию;
Далее продукция реализуется через дистрибьютера и впоследствии передается на реализацию в магазины.
- при приемке молочной продукции магазин сканирует коды товаров и сверяет их с кодами, указанными в УПД;
- при продаже молочной продукции кассир сканирует коды товаров и с помощью оператора фискальных данных (ОФД) сведения направляются в систему маркировки.
Зачем введено использование двух систем отслеживания?
Как уже мы отмечали, движение товаров животного происхождения, к которым относится молоко, уже отслеживается специальной государственной системой «Меркурий». Получается, что для молочной продукции действуют две системы. По задумке законодателей, система «Меркурий» — отслеживает сырье для производства молока, а система «За честный знак» — движение уже товара, т.е. готовой молочной продукции.
Какие установлены штрафы за продажу немаркированной продукции?
Штраф за продажу, хранение, перевозку без отправки сведений в систему маркировки составляет (ст. 15.12 КоАП РФ):
- для компаний — от 50 тысяч до 300 тысяч рублей;
- на должностных лиц компании — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей.
С 1 декабря 2021 г. расширился перечень оснований для взимания штрафа (Федеральный закон от 11.06.2021 № 204-ФЗ). Теперь будут штрафовать за то, что участники не зарегистрировались в системе «Честный знак», не передали в течение 3-х дней сведения либо передали неполные, либо неверные сведения о товаре. Для компании штраф может составить до 100 тысяч рублей, а для ее руководителей — до 10 тысяч рублей.
Помимо административных штрафов нарушителей может грозить и уголовная ответственность. Например, за фальшивые коды маркировки (ст. 171.1 УК РФ).
Начать дискуссию