Права потребителей

Какие товары нельзя вернуть в магазин?

Шоппинг любят многие. Однако иногда встает вопрос о необходимости возврата купленного товара в магазин. Причины могут быть самыми разными: часто это необдуманные покупки, приобретение вещей, которые просто разонравились во время домашней примерки и прочее. Все ли товары можно вернуть? И на какие из них такая возможность не распространяется?
Какие товары нельзя вернуть в магазин?

Шоппинг любят многие. Однако иногда встает вопрос о необходимости возврата купленного товара в магазин. Причины могут быть самыми разными: часто это необдуманные покупки, приобретение вещей, которые просто разонравились во время домашней примерки и прочее. Все ли товары можно вернуть? И на какие из них такая возможность не распространяется?

Если купленный товар оказался товаром ненадлежащего качества, здесь с возвратом, как правило, не возникает никаких проблем. Данный процесс будет регулироваться статьей 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Если же товар отвечает своим потребительским свойствам, право на возврат у покупателя также будет иметься, но с некоторыми исключениями. Процедура теперь будет регулироваться не только Законом о защите прав потребителей, но и постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463. 

Возврат каких категорий товаров нельзя осуществить? 

Все товары, перед покупкой которых желательно подумать по причине невозможности их возврата, можно разделить на три основных категории:

1. Первая категория наиболее обширная. Это официальный перечень особых товаров, утвержденный постановлением Правительства РФ № 2463. В него входят:

  • товары для лечения заболеваний и осуществления их профилактики дома. Это не только таблетки, витамины в капсулах и микстуры, но и медицинские инструменты, предметы по уходу за больными;
  • предметы личной гигиены;
  • парфюмерия и косметика;
  • товары, реализация которых осуществляется по метражу. Это отрезные ткани, ковролин, кабели и провода;
  • трикотажные изделия и чулочно-носочная продукция;
  • изделия, имеющие непосредственный контакт с пищей. Это контейнеры для еды и прочие емкости, включая одноразовую посуду;
  • бытовая химия, средства для обработки растений;
  • предметы мебели и мебельные гарнитуры;
  • ювелирные изделия;
  • автомобили, прогулочные суда, прицепы и техника малой механизации для сельскохозяйственных работ;
  • технически сложные устройства: станки, электроприборы, компьютеры, механические или электронные часы с двумя и более функциями;
  • оружие и комплектующие для него;
  • животные и растения;
  • непериодические печатные издания.

Товары из данной группы получится вернуть лишь в одном случае: выявление неисправностей, брака или других недостатков.

В юридической практике споры о возвратности или невозвратности конкретного товара возникают часто. Тут в дело идет изучение индивидуальных характеристик предмета.

Например, гражданин приобрел рыбопоисковый эхолот для подводной охоты. Буквально на следующий день на прилавке другого магазина он увидел более современную модель и решил вернуть первый прибор. Сотрудники отказали, мотивируя это тем, что данное устройство технически сложное. Покупатель обратился в суд и выиграл дело. Суд не согласился с доводами продавца. Это обычный навигационный инструмент, подлежащий возврату даже при надлежащем качестве (решение Ленинск-Кузнецкого городского суда по делу № 11-114/14 от 09.12.2014 года).

2. Ко второй категории относятся товары, которые априори подлежат возврату, но его невозможно осуществить по причине несоблюдения условий возврата со стороны покупателя.

Чаще всего нарушения выражаются в следующем:

  • отсутствие целостности упаковки. Такой товар можно сдать обратно, но здесь все будет зависеть от конкретного случая. В возврате могут отказать по причине невозможности последующей реализации товара без упаковки. Например, открытый рулон обоев;
  • нарушение товарного вида, который имелся у предмета на момент его приобретения. Здесь закон встает на сторону продавца, ведь он не сможет в будущем реализовать такой товар по полноценной стоимости;
  • отсутствие бирок и ярлыков.

Отсутствие товарного чека, по мнению многих продавцов, может служить основанием для отказа в возврате товара, однако такое утверждение противоречит пункту 5 статьи 18 Закона о защите прав потребителей. Во-первых, чек можно восстановить в магазине. Необходимо назвать дату покупки и продавец сможет проверить информацию по электронной базе. Во-вторых, подтвердить факт приобретения можно другими способами, например, свидетельскими показаниями.

3. К третьей категории относятся продовольственные товары. То есть, все виды продуктов, которые мы употребляем в пищу. Их возврат будет возможен только при приобретении продукта с истекшим сроком годности или ненадлежащего качества.

Как осуществить возврат?

Если товар надлежащего качества необходимо сдать в магазин, действуем следующим образом:

  1. Убеждаемся, что выполнены все условия возврата: на товаре отсутствуют следы использования, имеются все заводские бирки, упаковка не нарушена.
  2. Помним о двухнедельном сроке возврата. Лучше не тянуть и обратиться к продавцу как можно быстрее.
  3. Собираем чеки и другие документы для подтверждения покупки. Если их нет – просим продавца найти необходимую информацию в базе.
  4. Отправляемся в магазин с товаром и сообщаем о своих намерениях. В большинстве случаев, составления письменного заявления не требуется.
  5. Если продавец отказывает, ссылаемся на статью 25 Закона о защите прав потребителей.

Резюме

Ранее приобретенный товар может быть сдан обратно в магазин даже при отсутствии брака. При этом покупатель не обязан объяснять причины своего решения. Главное, выполнение основных условий: товар не входит в особый «невозвратный» перечень, заводская упаковка и бирки сохранены, подтверждающий покупку чек или другие документы имеются на руках.

 

Начать дискуссию