Налоги, взносы, пошлины

Снижение штрафов для бизнеса

Законопроект о снижении штрафов (№ 42172-8) был вынесен на рассмотрение Госдумой еще в декабре 2021. Введение антироссийских санкций и, как следствие, ухудшение экономической ситуации в стране, сказывается и на работе бизнеса. Какие послабления в части наложения штрафов предусмотрены правительством?
Снижение штрафов для бизнеса

Законопроект о возможности снижения штрафов для малого и среднего бизнеса был вынесен на рассмотрение Госдумой еще до проведения спецоперации на Украине и, соответственно, до введения западных санкций — 18 декабря 2021. Законопроект уже принят в первом чтении 4 марта 2022.

Его суть заключается в снижении непомерной нагрузки в виде административных штрафов, порой дублирующих друг друга.

Какие меры предусмотрены для снижения нагрузки на бизнес?

Самое важное в законопроекте — это адресный подход к системе привлечения к административной ответственности. Размеры штрафов предлагается дифференцировать в зависимости от масштабов деятельности бизнеса.

А если правонарушение совершено впервые, то для НКО, а также малого и среднего бизнеса, предусматривается замена штрафа предупреждением. Такое послабление не касается правонарушений, связанных с причинением вреда жизни и здоровью граждан, нанесению ущерба окружающей среде, объектам животного мира, культурного наследия, безопасности страны и угрозой техногенных чрезвычайных ситуаций.

В настоящее время КоАП содержит лишь несколько статей, в которых предусматривается в качестве наказания предупреждение, а «штрафных» статей — почти в 23 раза больше: 1 273 статей против 56 статей.

Законопроектом запрещено привлечение к ответственности за один и тот же проступок дважды. Например, если должностное лицо или иное лицо компании уже привлекли к административной ответственности, то юридическое лицо не подлежит штрафу за это правонарушение. Речь идет о социально ориентированных НКО и субъектах МСП.

Причем в первом случае на момент совершения правонарушения, такие НКО должны быть включены в реестр социально ориентированных НКО, а субъекты МСП — в единый реестр МСП.

Предусмотрено освобождение и должностного лица или иного лица компании, если сама компания привлечена к ответственности.

Помимо устранения одновременного наказания и директора, и компании, за одно и тоже правонарушение, значительно снижен размер самих штрафов. Сейчас разница между размером штрафов, которые налагаются на компанию и ИП может составлять по верхней планке 500-900%.

Например, в КоАП предусмотрен штраф за нарушение правил в сфере транспортной безопасности. Совершенное правонарушение с умыслом может стоить предпринимателю до 150 тысяч рублей, в то время как компании — 500 тысяч рублей (п. 3 ст. ст. 11.15.2).

Вместе с тем, нельзя «всех стричь под одну гребенку». Поэтому законопроектом предусмотрена дифференциация штрафов в зависимости от доходности компаний, численности работников.

Доля микро- и малых компаний составляет 39% от общего числа юридических лиц. Непомерно высокий штраф может привести к банкротству компании.

К микропредприятиям относятся компании с доходом до 120 млн рублей и численностью до 15 работников. У малого предприятия, соответственно, данные показатели составляют 800 млн рублей и 100 работников.

Для малых компаний, а также социально ориентированных НКО, размер штрафа, предусмотренного 2 частью КоАП, не может быть больше, чем предусмотренный штраф для ИП.

В том случае если в КоАП не выделен отдельный штраф для ИП, то его размер не может составлять более половины максимального и половины минимального размера, предусмотренного для юридического лица (ст. 4.1.2 в обновленной редакции КоАП).

Как указано в пояснительной записке к законопроекту, сейчас в КоАП предусмотрено 1 280 составов правонарушений для компаний, а для отдельно выделенных ИП — 327 составов.

Новая редакция КоАП предусматривает ограничение размера штрафа на совершение однородных проступков. За одни и те же правонарушения штрафы не суммируются (ст. 4.4 КоАП).

К чему приведет реализация законопроекта?

В случае реализации законопроекта размер штрафов существенно снизится для субъектов МСП, а также социально ориентированных НКО.

Зачастую административное нарушение допускается по причине незнания малым бизнесом отдельных положений законов. В результате накладываемый штраф приводит к невозможности дальнейшего продолжения ведения бизнеса.

Административные послабления не затрагивают случаи, когда совершенные правонарушения имеют общественную опасность.

И ложка дегтя...

Вместе с тем, начиная с 2022, у бизнесменов появятся новые штрафы.

Например, с 1 января 2022 введен штраф за непредставление либо искажение сведений о работниках бизнесменов (ст. 15.2 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Например, если страхователь представит неверные сведения о своих работниках, а на основании их соцстрах понесет излишние расходы, штраф составит от 20% расходов. При этом сумма штрафа должна быть не менее 1 тыс. рублей и не более 5 тыс. рублей.

С 1 июля 2022 вводятся немалые штрафы за нарушение предоставления документов по прослеживаемости товаров. Например, если бизнесмен не отразит или неправильно отразит реквизиты о прослеживаемости товаров в документах, то ему грозит штраф — 1 тыс. рублей за каждый документ (ст. 15.49 КоАП).

 

Начать дискуссию