От его врожденного таланта менталиста и от опыта во многом зависит эффективность команды в целом. Но в чем же суть его работы? Давайте разбираться!
Зачем компании нужен HR?
Кадровик работает с людьми, находит подходящих кадров для выполнения как тактических, так и стратегических задач бизнеса, разрабатывает систему мотивации персонала и, в целом, помогает создать и поддержать благоприятный климат в компании. Благодаря его усилиям фирма получает ценных сотрудников, а соискатели — достойную работу.
Хороший HR отличается тем, что знает и умеет применять технологии подбора персонала. От его пристального взгляда не скроется даже незначительный, на первый взгляд, конфликт в коллективе.
Профи может сходу отличить истинного профессионала от дилетанта, которого не нужно брать в штат.
В спектр обязанностей рекрутера входят:
- выявление потребности фирмы в новых кадрах;
- поиск сотрудников через рекрутинговые агентства, центры занятости и интернет;
- организация работы сотрудников и помощь в освоении технологий, связанных с трудовой деятельностью;
- участие в разработке объявлений для СМИ о поиске сотрудников;
- изучение рынка труда;
- отбор резюме претендентов и назначение собеседований;
- анкетирование, тестирование или личная беседа с соискателями;
- изучение рекомендаций от предыдущих работодателей;
- подбор лучших кандидатов на должность на основании собеседования и анкетирования;
- знакомство соискателя с руководителями;
- официальное оформление сотрудников в штат компании;
- ведение трудовой документации: прием на работу, увольнение, изменения в должностях, оформление отпусков и так далее.
Интересный факт: по данным исследования международной консалтинговой компании Aon Hewitt, 8% сотрудников не уходят с работы, даже после потери мотивации и чувства вовлеченности в работу. Более того, каждый десятый сотрудник негативно относится к своему работодателю. Данная категория персонала остается в фирме и препятствует ее развитию. Таких работников—"узников" эксперты советуют вовремя выявлять (а это — прямая задача HR’ов), мотивировать на профессиональный рост и развитие.
Если и это не помогает, то пришла пора прощаться. В противном случае «озлобленные» сотрудники так и будут оставаться ненужным балластом в организации, что недопустимо в кризисные времена.
Специалист по подбору персонала помогает руководителю при принятии сложных решений, связанных с приемом на работу и увольнением сотрудников: назначает встречи тет-а-тет, собирает информацию о конфликте, предлагает несколько вариантов решения спорной ситуации. HR должен всегда оставаться нейтральным, беспристрастным и не принимать позицию ни одной из сторон конфликта.
Кадровые агенты часто обращаются за помощью к коллегам «по цеху», чтобы выяснить как можно больше информации о том или ином соискателе, оценить уровень риска перед знакомством с работодателем.
Какими профессиональными качествами и навыками должен обладать HR?
В первую очередь, HR должен быть дипломатом: уметь вести диалог с разными людьми. Высокие коммуникативные навыки позволяют общаться не только с соискателями, но и с линейными менеджерами. Хороший кадровик может быстро оценить как профессиональные компетенции, так и личные качества соискателей, а значит является одаренным психологом.
Специалист по кадрам должен обладать такими качествами, как психологическая устойчивость, коммуникабельность и жизнерадостность, иметь гибкий ум и поставленную речь. Для HR важна пунктуальность, тактичность, инициативность, самостоятельность и умение принимать обоснованные решения.
Опрятная и привлекательная внешность — бонус в копилку конкурентных преимуществ.
Не стоит забывать про управленческие и организационные навыки для успешного ведения кадровой политики в рамках действующей стратегии компании, а также про знание основ документооборота, делопроизводства, трудового законодательства. Очевидно, что в сфере HR крайне важны опыт работы и практические навыки.
Интересный факт: если вы сомневаетесь, стоит ли инвестировать в бренд работодателя, то пора развеять свои сомнения. В одной из статей Harvard Business Review[А1] можно найти результаты исследования Федерального бюро статистики труда США, согласно которому компании с плохой репутацией в среднем тратят на 10% больше на закрытие каждой вакансии. Таким образом, организациям с высокой текучестью кадров хороший HR в штате нужен, как воздух.
Итоги
Специалист по подбору персонала помогает руководству и сотрудникам в решении большого количества насущных проблем. Его деятельность позитивно сказывается на работе как отдельных индивидуумов, так и компании в целом.
Если сотрудники вовлечены в рабочие процессы и хорошо замотивированы, то они лучше выполняют возложенные на них обязанности, что благоприятно сказывается на финансовых показателях бизнеса.
Начать дискуссию