ГК РФ

Претензия по агентскому договору

Заключив договор, стороны обязаны соблюдать его условия и своевременно выполнять принятые обязательства. Но что делать, если контрагент ведет себя недобросовестно, пренебрегая своими обязанностями по договору?
Претензия по агентскому договору
Иллюстрация: RosCo

Законом предусмотрен претензионный порядок урегулирования споров. В некоторых случаях он является обязательным этапом досудебного решения возникших противоречий, в других – нет.

В этой статье речь пойдет о том, как составить и направить претензию по агентскому договору.

Если из названия договора купли-продажи, поставки и некоторых других сразу ясно, о чем идет речь, то в случае с агентским договором все иначе. Не всем понятно, что такое агентский договор.

Представим себе ситуацию: компания решила продать одно из принадлежащих ей зданий, но, чтобы не заниматься поиском покупателя самостоятельно, заключила договор с другой компанией, которая обязалась найти покупателя за определенное вознаграждение. Это и есть пример агентского договора, по которому компания-владелец недвижимости называется принципалом, а вторая компания, которая и будет непосредственно заниматься продажей, – агентом.

Есть два варианта работы по агентскому договору:

  1. договор поручения, когда агент действует от имени и за счет принципала (права и обязанности по совершенной сделке возникают у самого принципала);

  2. договор комиссии, когда агент действует от своего имени, но за счет принципала (права и обязанности по сделке возникают у агента).

По закону сторонами агентского договора может быть любой участник гражданских правоотношений, будь то физическое лицо, юридическое лицо или ИП.

Форма претензии

Претензию можно изложить в вольной форме, но обязательно письменно с указанием:

  • номера договора и даты его заключения;

  • наименования сторон;

  • сути претензионных требований;

  • срока исполнения претензионных требований;

  • реквизитов для перечисления денежных средств (если имеется денежное требование).

Содержание претензии

Обратиться к контрагенту с претензией может и агент, и принципал.

Чаще всего агенты выражают несогласие с суммой вознаграждения, которую получают по результатам выполнения агентского договора. Принципалы, в свою очередь, могут быть недовольны качеством выполненных услуг либо оспаривают сумму затрат, произведенных агентом, указанную в отчете о выполнении агентом принятых обязательств.

Несмотря на кажущуюся простоту договора, претензионные требования могут быть весьма спорными. Рассмотрим некоторые из них.

Расторжение договора по инициативе одной из сторон

Ст. 1010 ГК предусмотрено, что агентский договор может быть расторгнут в одностороннем порядке лишь в том случае, если он был заключен на неопределенный срок.

Одновременно нормами ГК о договорах поручения и договорах комиссии установлено, что эти договоры могут быть расторгнуты по одностороннему волеизъявлению в любой момент, независимо от срока действия договора.

Это противоречие часто приводит к спорным ситуациям, однако суды признают возможность расторжения агентских договоров по инициативе одной из сторон в любое время (например, дело №А76-10510/2021, рассмотренное Арбитражным судом Челябинской области).

Невыплата агентского вознаграждения

Ситуация 1.

По агентскому договору агент обязан подыскивать для принципала клиентов для покупки объектов недвижимости, принадлежащей принципалу, который потом самостоятельно заключает договор с найденным клиентом. Однако после того, как клиент найден и данные его переданы принципалу, агент остается без заслуженного вознаграждения.

Подобная ситуация рассмотрена Арбитражным судом города Москвы в рамках дела №А40-55590/2020. Суд встал на сторону принципала, поскольку агент не смог подтвердить факт подбора клиента. Если бы у него были хотя бы какие-то доказательства, подтверждающие ведение переговоров и прочие, решение было бы иным.

Ситуация 2.

Агент выполнил свою часть обязательств по договору, составил отчет с указанием суммы понесенных расходов и представил его принципалу, а тот, хотя и не выразил никаких возражений относительно отчета, но оплату так и не произвел. В соответствии со ст. 1008 ГК принципал должен представить свои возражения по отчету в течение 30 календарных дней (этот срок может быть изменен договором).

Если в установленный срок возражений от принципала не поступило, отчет считается принятым, и споры по нему недопустимы – к такому выводу пришел Арбитражный суд Оренбургской области при рассмотрении дела №А47-10706/2016.

Ситуация 3.

Агент подобрал принципалу клиента, но вознаграждения не получил. В обоснование своего отказа о произведении выплаты принципал сослался на то обстоятельство, что договор с этим клиентом впоследствии так и не был заключен.

Судебная практика в данном случае непреклонна: возмещать расходы агента принципал обязан независимо от последующей судьбы договора принципала и клиента (дело №А51-4893/2019, рассмотренное Арбитражным судом Приморского края).

Ситуация 4.

Момент выплаты вознаграждения нельзя ставить в зависимость от оплаты по основному договору между принципалом и клиентом. Если агент полностью выполнил свои обязанности по договору, а принципал тянет с оплатой, ссылаясь на то, что подобранный клиент еще не заплатил по своему договору, агент вправе требовать немедленной оплаты (дело №А56-50773/2018, рассмотренное Арбитражным судом г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области).

Одностороннее уменьшение цены договора

По закону принципал не вправе самовольно уменьшить цену договора, но отказаться от исполнения договора, если цена его перестала устраивать, он может (Арбитражный суд г. Москвы, дело №А40-20219/2020).

К претензии нужно приложить документы, на которых основаны требования. Это может быть договор, отчет, акт выполненных работ и пр. Если в претензии имеется требование об уплате процентов или неустойки, необходимо приложить также расчет истребуемой суммы.

Способ отправки претензии

Претензию по агентскому договору нужно составить в двух экземплярах: один из них подлежит передаче адресату, другой остается у автора.

Отправить претензию можно несколькими способами:

  1. по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения, в которой необходимо перечислить все пересылаемые документы;

  2. передать лично в руки контрагенту или его представителю, у которого обязательно должна быть доверенность, предоставляющая ему право представлять интересы этой компании, в том числе – в части получения претензий (для генерального директора достаточно документов, удостоверяющих его полномочия). На экземпляре претензии, который остается у автора, получатель должен расписаться с указанием полных ФИО, должности и реквизитов управомочивающих документов;

  3. в последние годы используется и электронная пересылка претензий. По мнению Верховного Суда этот способ допустим, если такой порядок установлен нормативным правовым актом, явно и недвусмысленно предусмотрен в договоре либо является обычной сложившейся деловой практикой между сторонами.

Очень важно верно указать адрес контрагента. Его можно взять из раздела «Реквизиты договора». Если в самом тексте договора указан иной адрес для переписки, необходимо направить письмо по нему. В спорных ситуациях целесообразно направлять претензию по всем известным адресам.

Если адрес в договоре отсутствует, а контрагент является юридическим лицом, можно получить информацию о его местонахождении на сайте ФНС, посмотрев выписку из ЕГРЮЛ.

Последствия направления претензии

Выше уже отмечалось, что в претензии обязательно нужно указывать срок для исполнения ее требований. Если этот срок истек, а ответа от контрагента так и не последовало, следует обратиться в суд.

Применительно к спорам по агентским договорам (договорам комиссии и поручения) действует общий срок исковой давности. В соответствии со ст. 195 ГК он составляет три года.

Начать дискуссию