Какие аргументы могут спасти иных лиц компании от расплаты по долгам компании?
В последнее время суды расширяют «главных» героев субсидиарной ответственности и взыскивают долги с финансовых директоров и бухгалтеров. Первооткрывателем возможности взыскания долгов с «простого» бухгалтера стало нашумевшее дело пенсионерки Галины Ахмадеевой в 2014 году.
Что является ключевым фактором для привлечения к субсидиарной ответственности
Когда в результате банкротства компании и распродажи активов, не хватает денег для покрытия долгов кредиторам, оставшуюся сумму долга могут взыскать с контролирующих лиц компании.
Однако для того чтобы это сделать, нужно обзавестись доказательствами доведения до банкротства компании действиями этих лиц. Так, действующими лицами могут стать финансовый директор и бухгалтер. По мнению налоговиков, сама только должность данных лиц предопределяет их вину (письмо ФНС от 16.08.2017 № СА-4-18/16148). Но более пяти лет назад, высшие судьи разъяснили, что само по себе участие финансистов в компании не делает автоматически их контролирующими лицами (постановление Пленума ВС от 21.12.2017 № 53).
Несмотря на это, некоторые суды «подтягивают» бухгалтеров и финансовых директоров к ответственности по причине занимаемой должности.
Когда бухгалтера чаще всего привлекают к ответственности
Прежде всего, бухгалтер выступает контролирующим лицом, если на него возложена обязанность сохранности регистров бухгалтерского учета и отчетности компании (постановление АС Московского округа от 20.11.2020 № А40-161647/2015).
Чаще всего, вина бухгалтера состоит в непередаче документов бухгалтерского учета конкурсному управляющему. Это может быть связано с их отсутствием. При этом на бухгалтере как ответчике лежит обязанность доказать, что таких документов у него нет по уважительным причинам (постановление Третьего ААC от 07.04.2022 № А69-1192/2020).
Распространенной причиной привлечения к ответу бухгалтера может являться неотражение в регистрах бухгалтерского учета и отчетности информации об активах и обязательствах компании. Например, бухгалтер не отразил в отчетности наличие актива в виде дебиторской задолженности контрагента, тем самым затруднил проведение процедуры банкротства.
Так, главный бухгалтер стал фигурантом дела и его привлекли к субсидиарной ответственности за намеренное искажение бухгалтерской отчетности для заключения сделок с контрагентами (постановление АС Уральского округа от 13.12.2022 № А60-56099/2018).
Виновником бухгалтера признают и в случае его участия в выводе денег со счета компании (определение АС Ульяновской области от 07.03.2019 № А72-7843-13/2017).
Зачастую бухгалтер совместно с директором включает в отчетность несуществующие расходы, тем самым наносят урон бюджету. В этом случае бухгалтеру предъявили долг в размере 97 млн рублей (определение ВС от 27.11.2019 № А40-161770/2014).
Когда финансового директора чаще всего привлекают к ответственности
Финансовый директор, как правило, не составляет бухгалтерскую отчетность. Поэтому с финдиректора могут взыскать долги компании по причине вывода денег с расчетного счета компаниям-«однодневкам».
Например, зам. директора по финансовым вопросам распоряжалась денежными средствами компании по доверенности и вместо расчетов с кредиторами переводила их в компании, где сама являлась директором (постановление АС Московского округа от 10.03.2021 № А40-77319/2016).
Финансового директора могут привлечь к ответственности, если он имел право на заключение сделок и подписанные им договоры были убыточны, предусматривали длительную отсрочку платежа. В результате таких сделок у компании возникли непокрытые убытки (постановление АС кассационной инстанции г. Краснодар от 16.02.2023 № А53-2505/2017).
Какие контраргументы могут стать защитой для финансовых работников
Во-первых, доказать, что бухгалтер и финдиректор относятся к контролирующим лицам и имели возможность определять действия компании, должен кредитор.
Во-вторых, финансисты должны привести убедительные доводы, что их действия не могли повлиять на финансовую деятельность компании-банкрота.
Например, у бухгалтера и финдиректора не было полномочий на подписание договоров с контрагентами. Соответственно, финансисты не заключали убыточных сделок, не могли давать указания по поводу совершения хозяйственных операций. Таким образом, их действия не могли повлиять на ухудшение показателей бухгалтерской отчетности (постановление АС Московского округа от 27.02.2020 № А41-34395/2016).
Резюме
Как показывает судебная практика, у бухгалтеров и финансовых директоров высокий риск привлечения к субсидиарной ответственности. Поэтому, если директор дает указания подписывать заведомо убыточные сделки компании, либо отражать в отчетности несуществующие факты хозяйственной деятельности, то при банкротстве финансистам придется ответить личным имуществом перед кредиторами компании.
Реклама: ООО «ЛЕГАЛ ЭДВАЙС», ИНН: 7842509289, erid: LjN8KXbNJ
Начать дискуссию