Налоговые проверки

Налоговики изменили правила допросов

Вызов на допрос налогоплательщика не сулит ему ничего хорошего. А недавно налоговики изменили сами правила проведения допросов. Что ждать бизнесу от обновленного порядка?
Налоговики изменили правила допросов
Иллюстрация: RosCo

В этом видео мы расскажем о том, как проходит допрос свидетелей налоговиками по новым правилам и о причинах изменения правил допросов.

Повестку на допрос может получить каждый налогоплательщик, поэтому обязательно посмотрите наше видео, чтобы знать о негативных последствиях допроса.

Одним из устрашающих мероприятий налогового контроля является допрос свидетеля.

Выездная налоговая проверка почти всегда сопровождается допросом сотрудников проверяемой компании.

В настоящий момент сам факт вызова человека на допрос уже не звучит чем-то пугающим. К счастью, допрос не означает арест человека и помещение его в КПЗ. Налоговики должны проводить допрос согласно внутреннему регламенту и положениями НК.

В любом случае перед началом допроса налоговики должны письменно предупредить свидетеля об ответственности за дачу ложных показаний (п. 5 ст. 90 НК).

Кого могут допросить налоговики

Некоторые сотрудники полагают, что в качестве свидетелей могут выступать только бухгалтеры, руководители компаний, на худой конец — экономисты. Однако допросить налоговики имеют право любого работника компании, если сочтут нужным (п. 1 ст. 90 НК).

Например, если менеджеру известны операции, которые в фокусе налоговиков, то его легко могут вызвать на допрос. При этом допрос может проводиться неоднократно.

Налоговики могут повторно вызвать одного и того же свидетеля для дачи показания, сопоставляя их с показаниями других свидетелей.

Налоговики имеют право допросить не только работающих сотрудников, но и уволенных.

Особенно если уволенный работник курировал проведение интересующей операции с контрагентами.

Вызвать на допрос могут и самого контрагента компании. Основной критерий, по которому налоговики приглашают на данное мероприятие — причастность людей к совершению интересующей их хозяйственной операции.

Для того чтобы налоговикам выстроить всю цепочку взаимоотношений налогоплательщика, возникает необходимость побеседовать и с контрагентом контрагента компании.

Почему возникла необходимость менять правила допроса

Цель любого допроса — «вывести налогоплательщика на чистую воду».

Идеальным результатом допроса является добровольное пополнение казны, представление уточненных налоговых деклараций.

Но, для того чтобы получить эффект от допроса, нужно сначала обеспечить явку свидетеля.

А вот с этим дела обстоят плохо.

По сведениям ФНС, доля бумажных повесток, направляемых свидетелям составляет 43%. Явка же свидетелей по повесткам в среднем по стране составляет 15%. В отдельных регионах этот показатель гораздо ниже — не более 7%.

Понятно, что свидетели не жаждут идти на допрос. Причин низкой мотивации посетить налоговую инспекцию несколько.

Первая причина — несущественный штраф за неявку свидетеля. На сегодняшний день сумма штрафа составляет 1 тысяча рублей (п. 1 ст.128 НК).

Физическое лицо могут привлечь к ответственности, если у налоговиков есть подтверждение вручения ему повестки. В остальных случаях штрафовать неправомерно.

Предположим, что у налоговиков есть доказательства вручения повестки сотруднику компании. Тогда сотрудник компании может написать в налоговую письмо об уважительной причине неявки на допрос: командировка, выполнение особо срочного задания, болезнь работника либо его детей.

Если свидетель дает заведомо ложные показания, то сумма штрафа составляет 3 тысячи рублей (ст. 128 НК). Но речь идет о намеренном искажении информации.

Если же свидетель просто заблуждался, не помнит некоторые события и детали, то за это нет никакой ответственности.

Вторая причина — непричастность сотрудника к данной операции. Как говорится, работник «ни сном, ни духом» не знает об обстоятельствах дела.

Как правило, такие сотрудники не желают лишний раз посещать контролирующие органы. Ведь даже если человек не имеет отношения к данному делу, поход в налоговую инспекцию не прибавляет хорошего настроения.

Налоговики, в свою очередь, зачастую руководствуются принципом «лучше перебдеть, чем недобдеть» и вызывают всех работников компании подряд.

Перед тем как определиться с вызовом свидетеля, налоговики должны сделать предварительный анализ и определить круг сопричастных лиц компании к совершению определенной операции.

На практике были случаи вызова секретаря директора, в чьи обязанности входило приготовление кофе и оповещение сотрудников о проводимых совещаниях в компании.

Причиной низкой эффективности допроса явившихся свидетелей налоговики признают непонимание должностного лица налоговых органов сути деятельности компании.

То есть налоговики не вникают в процессы компании, не знают существенные обстоятельства, имеющие значения для проведения операции. Поэтому тактика и стратегия допроса находится на низком уровне.

Что предусматривают обновленные правила допроса

Проведя работу над ошибками, осознав, что допросы не дают никакого эффекта, проводятся формально, ФНС разработала новые правила их проведения (письмо ФНС от 10.02.2023 г. №СД-4-2/1627@ «О риск-ориентированном подходе при проведении допросов»).

Вышестоящая инспекция спустила инспекциям основные правила проведения допросов:

  • На допрос нельзя вызывать всех подряд работников компании.

При планировании и направлении повесток на допрос налоговики должны применять риск-ориентированный подход.

Это означает, что вызывать необходимо конкретных лиц с предполагаемыми результатами контроля.

То есть налоговики должны сначала собрать доказательную базу в отношении компании, выяснить круг причастных людей, а потом уже вручать повестки на допрос.

  • В поручении на допрос должна быть указана цель вызова и задача допроса.

При формировании поручения налоговики должны включать варианты вопросов к свидетелю в зависимости от его ответов.

Сами повестки на допрос должны быть направлены заблаговременно.

  • Количество вызовов свидетелей на допрос в 1 квартале 2023 г. должно быть сокращено по сравнению с 4 кварталом 2022 г. на 30%.

Речь идет о качественном, а не о количественном числе свидетелей. Повестки должны рассылаться точечно.

ФНС будет мониторить выполнение налоговыми инспекциями этих показателей.

Юристы компании «РосКо» помогут Вам подготовиться к допросу налоговиков. При допросе свидетель может воспользоваться услугами налогового юриста и вместе с ним пройти все испытания.

Реклама: ООО «ЛЕГАЛ ЭДВАЙС», ИНН: 7842509289, erid: LjN8KPG8n

Начать дискуссию