ОСАГО

Нововведения в систему ОСАГО: чего ожидать автовладельцам уже этим летом

Система ОСАГО с 15 июля этого года будет дополнена полезным сервисом. Водители смогут подавать документы при наступлении ДТП через Госуслуги. Рассмотрим, как будет функционировать обновленная схема взаимодействия со страховщиками
Нововведения в систему ОСАГО: чего ожидать автовладельцам уже этим летом
Иллюстрация: RosCo

В чем суть нововведений

В середине июля 2023 года в силу вступит закон №327-ФЗ от 14 июля 2022 года. По данным ЦБ и РСА изменения призваны упростить процедуру ремонта и получения выплат. За реализацию технической части отвечают специалисты Минцифры.

Автомобилистам будет проще урегулировать вопрос получения компенсации убытков по полисам ОСАГО, ведь они смогут подавать обращения в электронном виде через ЕСИА «Госуслуги».

Не придется собирать документы и предоставлять в бумажном виде: весь процесс будет проводиться онлайн.

Подать документы в страховую при наступлении страхового случая сможет любой пользователь ЕСИА с подтвержденной учетной записью.

То есть доступ к такому аккаунту сможет получить только ее владелец, так как авторизация в системе подразумевает двухфакторную аутентификацию по номеру телефона.

Страховые компании будут рассматривать электронные обращения заявителей в течение 20 суток и направлять соответствующие решения.

Сегодня получить выплаты по ОСАГО — еще тот «квест» для автомобилистов. Некоторые страховые агенты намеренно затягивают процедуру выплаты, не исполняя взяты на себя обязательства в отведенные на это 20 дней. Да и среди автомобилистов нередки случаи злоупотреблений.

Например, клиенты могут целенаправленно направлять извещения в дальние отделения СК, чтобы компании не успевали урегулировать вопрос вовремя.

Если процесс взаимодействия страховщиков и страхователей будет проводиться в онлайн-формате, процедура будет задокументирована поэтапно.

Новый закон также урегулирует исполнение сроков рассмотрения обращений. По сути, инициатива защищает интересы обеих сторон.

Когда обновленный механизм заработает, все документы и даты по каждому убытку будут консолидироваться в ЕСИА «Госуслуги». Скорость обмена данными увеличится в несколько раз, а значит пользователи будут быстрее получать выплаты.

В чем нюансы новой схемы ОСАГО

Сервис будет запущен на базе платформы ЕСИА «Госуслуги». Документы по страховым случаям будут консолидироваться в учетной записи заявителя. Владельцы учетных записей смогут в любой момент посмотреть историю взаимодействия со страховой и получить доступ к загруженным документам.

Через специальный раздел на Госуслугах пользователи смогут отправлять обращения по факту наступления ДТП, выбирать свои страховые компании из общего списка и общаться с их представителями в удаленном режиме.

Для подписания документов пользователи Госуслуг должны будут обзавестись электронной подписью УНЭП в «Госключе».

Обмен цифровыми данными будет реализован в системе СМЭВ и приходить напрямую от клиента в СК.

Пока что до конца не понятно, будет ли подобный сервис поддерживаться на всех мобильных устройствах.

Автомобилисты смогут прикреплять к онлайн-форме на Госуслугах данные фото- и видеофиксации с места ДТП. Результатом двусторонней коммуникации будет являться соглашение, которое стороны смогут визировать с использованием УНЭП без посещения офиса.

Сервис будет полностью прозрачным и постепенно заменит привычный алгоритм получения возмещения по ОСАГО.

В качестве примера эксперты приводят европротокол, к которому автомобилисты по началу относились с недоверием. Сегодня этот инструмент используется в 4 случаях из 10.

С чего все началось и чем закончится

Регулятор высказал идею о создании СМЭВ для коммуникации между СК и их клиентами по ОСАГО 5 лет назад. В 2019 водителям предоставили возможность извещать страховщиков о ДТП онлайн, а к началу 2023 года появился онлайн-конструктор схемы происшествия.

С июля 2023 года планируется запуск СМЭВ на базе ЕСИА Госуслуги, а уже с 2025 года игроков страхового рынка обязуют внедрить опцию приема обращений от клиентов онлайн в приложениях и на сайтах.

По мнению представителей Центробанка, нововведения помогут снизить градус негатива. Пользователи часто направляют жалобы, связанные с компенсацией убытков.

Клиентам не смогут отказать в предоставлении сведений о ремонте, так как все файлы пользователи будут подавать онлайн. Потерпевшие больше не будут задаваться, как правильно принять автомобиль после починки.

Весь документооборот будет электронным, страховщики будут обязаны предоставлять клиентам акты выполненных работ, оформленные должным образом.

Нововведения могут привести к увеличению затрат на реализацию соответствующего ПО, доработку сайтов. Административная нагрузка на страховщиков также может повыситься, что потенциально может отразиться на стоимости полисов ОСАГО.

В результате игроки рынка будут еще активнее предлагать клиентам платные страховки КАСКО, в частности, с франшизой, которые по стоимости не сильно отличаются от обязательного полиса.

Впрочем, страховщики вряд ли пересмотрят свой подход к определению убытков. Проблема с проведением ремонтных работ остается острой в 2023 году на фоне усложнения поставок оригинальных запчастей. Но компенсировать убытки приходится.

Поэтому страховщики все чаще предлагают клиентам заключить соглашения о размере убытков, которое сложно оспорить в судебном порядке.

Кроме того, не исключено, что на первых этапах запуска сервиса СМЭВ пользователи столкнутся с рядом технических проблем при отправке документов через Госулуги в страховые.

Система может выдавать сбои, виснуть или попросту не работать. В таких случаях клиентам придется посещать офисы страховщиков по старинке.

Представители некоторых страховых компаний опасаются, что участятся случаи страховых мошенничеств. Насколько новый сервис безопасен и нет ли риска массовых утечек персональных данных — вопросы риторические.

Реклама: ООО «ЛЕГАЛ ЭДВАЙС», ИНН: 7842509289, erid: LjN8KYYEj

Начать дискуссию