Частые ошибки при составлении штатного расписания

Штатное расписание является важным документом и есть в каждой организации. А вот строгих правил как его составлять нет, поэтому компании сталкиваются со сложностями если приходят инспекторы ГИТ или возникают трудовые споры и необходимо предоставить штатное расписание в суде. 
Частые ошибки при составлении штатного расписания
Иллюстрация: СберРешения

Форма

Штатное расписание можно вести по унифицированной форме — форма №Т-3, утвержденная постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1. Или по форме, которая будет разработана самой организацией.

Если в компании применяется второй вариант, форму нужно утвердить. За образец в данном случае можно порекомендовать взять унифицированную форму и удалить ненужное/добавить необходимое.

Конечно, самостоятельно разработанная форма в работе может быть более удобна, а главное — она убережет компанию от ненужных объяснений с инспектором ГИТ (например, почему не заполнена та или иная графа).

Вывод: используя собственную форму, следует утвердить ее, а за образец можно взять унифицированную форму.

Утверждение

При разработке своей формы штатного расписания специалисты задаются вопросом о том, можно ли убрать гриф утверждения. Это и понятно: если его не будет, менять штатное расписание можно будет быстрее и проще. Но, к сожалению, подход «быстро и просто» может привести к нежелательным последствиям.

Судебная практика противоречива относительно признания штатного расписания локальным нормативным актом (далее — ЛНА). Мы советуем исходить из позиции, что штатное расписание — это ЛНА. А значит его необходимо утверждать.

Кто утверждает штатное расписание? Тот, кто имеет на это полномочия. 

А это можно узнать из устава организации. Нередко все ЛНА в компании утверждаются генеральным директором, годами применяются в работе, а потом выясняется, что такое право, согласно уставу, было только у учредителя и, следовательно, они недействительны. Перед утверждением проверьте, кому дано право на утверждение ЛНА.

Вывод: штатное расписание должно утверждать уполномоченное на это лицо.

Новое штатное расписание и внесение изменений в него

Как правило утверждается новое штатное расписание приказом организации. Реквизиты приказы указываются в грифе «Утверждено» в унифицированной форме.

Внести изменение в уже имеющееся штатное расписание можно также приказом. Это применимо, если изменений не так много: например, когда меняют уровень заработной платы у одного работника или добавляют одну должность. Но если изменений значительное количество, проще утвердить новое штатное расписание.

В законодательстве не содержатся требования относительно того, с какой частотой нужно обновлять штатное расписание. Не будет ошибкой, если это делается 1 раз в год или 1 раз в месяц.

ТК установлено, что работодатель обеспечивает повышение уровня реального содержания заработной платы, то есть индексирует ее. И если установлено, что индексация проводится ежегодно, значит логично и утверждать новое штатное расписание ежегодно.

Вывод: для утверждения нового штатного расписания или внесения изменений в уже имеющееся штатное расписание используется приказ.

Состав

Поговорим о наименовании должностей. Требования к строгому наименованию определенных должностей есть только для тех, кому полагается досрочная пенсия или другие льготы (например, электрогазосварщик). В остальном работодатель свободен в выборе наименования должности.

Однако следует учесть ряд правил и для этих позиций. Например, не стоит использовать наименования на иностранном языке (актуально для ИТ сферы, порой тяжело подобрать аналог общеизвестному слову на английском).

Будьте осторожны при использовании двойных должностей. Например, распространенный вариант — водитель-экспедитор. Лучше использовать конкретное однозначное слово, а также оформить с работником совмещение. Таким образом секретарь в течение рабочего дня может совмещать обязанности по должности логиста.

Организации обязаны квотировать рабочие места для инвалидов.

Если компания подпадает под данное требование, а трудоустроенных инвалидов нет, то не быть вакансий в штатном расписании не может. А вот если компания прибегла к сокращению, то для исключения трудовых споров либо стоит избавиться от ненужных вакансий в штатном расписании, либо следует предлагать их сокращаемым.

Не первый год Роструд разъясняет про возможность указания диапазона заработной платы в штатном расписании, но порой все же подобные нарушения встречаются. Для минимизации возможных рисков лучше использовать строго закрепленный размер заработной платы для каждой позиции. Если все же у троих специалистов на одной позиции должны быть разные уровни дохода, это можно решить несколькими способами:

  • Надбавки. Например, за знание языка, владение определённым программным обеспечением и т.д.

  •  Уровни мастерства. Например, инженер-разработчик 1 категории, 2 категории и т.д. или инженер-разработчик, ведущий инженер-разработчик и т.д. Но в этом случае важно иметь должностные инструкции, которые позволят доказать, что специалист на позиции ведущего разработчика получает на 10 000 рублей больше, потому что он выполняет более сложные или ответственные операции.

Тема оформления кадровых документов необъятна, что заставляет погрузиться в пучину требований, судебных решений, разъяснений госорганов и применяемой практики.

Не всегда получается учесть все нюансы или самостоятельно разобраться в сложных вопросах, а оформление штатного расписание — это действительно сложный и ответственный процесс.

Приходите к команде СберРешений за советом — мы всегда будем рады подсказать Вам как лучше сделать или проверить уже имеющийся документ на соответствие трудовому законодательству.

Автор: Алина Воронина, эксперт-методолог СберРешений

Реклама: АО «Интеркомп», ИНН: 7709688816, erid: LjN8JwJeo

Начать дискуссию

Пенсии

В пенсионный стаж войдет период военной службы в новых регионах

Тем, кто проходил военную службу в новых регионах до их объединения с Россией, засчитают этот период в стаж для формирования пенсии.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Ответственность бухгалтера: материальная, административная, уголовная, субсидиарная. Кто отвечает за нарушения после увольнения главбуха? + Памятка для скачивания

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета может распространяться не только на период работы, но и выходить за его пределы. Новому главбуху тоже не стоит расслабляться, если не заметить вовремя ошибку предшественника, отвечать за нее придется самому.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

🥂 На летних верандах разрешили продавать алкогольные напитки

Госдума приняла законопроект, который разрешает продавать алкоголь на открытых сезонных верандах.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Борьба с киберпреступлениями выйдет на новый уровень

Замглавы Минцифры Александр Шойтов рассказал о планах в сфере информационной безопасности.

У ИП не может быть только патент, всегда за углом прячется еще одна система налогообложения. «Ночной бухгалтер» № 1686

Некоторые начинающие предприниматели, когда регистрируют ИП (особенно через посредников) и выбирают себе патентную систему, считают, что применят только ее, однако это не так. Из-за такой ошибки ИП может попасть на крупные доначисления, причем за весь год сразу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Инвестиции

Брокеры начнут обмениваться информацией о расходах инвесторов

Чтобы налоги с инвестиций рассчитывались корректно, брокеры будут обмениваться информацией с другими участниками рынка по заявлению инвестора.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Власти будут компенсировать до половины затрат за переход на российское «тяжелое» ПО

Правительство запустит новый инструмент поддержки для организаций, которые станут применять так называемое тяжелое российское программное обеспечение.

Бесплатно с Уведомление по ЕНП

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в мае 2024 года

Одно уведомление в мае бухгалтеры уже сдали по сроку 03.05.2024. Не позднее 27 мая нужно сдать еще одно.

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в мае 2024 года
Кадры

Всех педагогов хотят освободить от лишней бумажной работы

В России уже работает закон, который сократил бюрократическую нагрузку на учителей, но только школ.

Товарно-транспортная накладная (ТТН): форма, заполнение, образец

В составе документов на отгрузку товара присутствует несколько видов бумаг. Состав зависит от способа реализации, прописанного в договоре поставки. Товарно-транспортную накладную в 2023-2024  году заполняют компании, которые доставляют груз покупателю. Это могут быть специализированные организации, занимающиеся перевозками, продавцы и производители товара, покупатели, использующие свой или арендованный транспорт.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Наиболее распространенные ситуации налогового дробления. Как нельзя делить бизнес, с примерами из судебной практики

Приведу в данной статье наиболее типичные (а в чем-то даже одиозные) примеры подобной схемы дробления.

Почему мы теряем деньги вместо того, чтобы их приумножать

По данным НАФИ, 27% россиян младше 24 лет не ведут учет трат и не планируют свой бюджет. При этом москвичи показывают средний уровень финансовой грамотности, набирая 6,9 баллов из 10. Разбираемся, какие финансовые ошибки чаще всего совершают потребители и как этого избежать.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

⚡️ Итоги дня: шенгенская виза подорожает, Lada можно купить на Wildberries, получение кешбэка стало схемой

Подготовили обзор главных событий дня — 21 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Как на УСН учитывать удержания маркетплейса из дохода за проданный товар

Сейчас многие предприниматели продают свои товары на маркетплейсах. Это электронные площадки для продажи товаров в интернете. Например, Озон, Вайлдберриз и др. ФНС разъяснила, как продавцу на УСН считать доход при удержании маркетплейсом суммы своего вознаграждения из выручки продавца.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Комплексная проверка юридического лица

Проверка юридического лица — это важный этап при сотрудничестве с другой компанией, подписании каких-либо документов, а так же Покупка Предприятия. Подтверждение его легальности и финансового статуса поможет избежать потенциальных неприятных ситуаций в будущем, а так же снижает риски.

Трафик торгового центра и торговой точки: как подсчитать, и зачем это делать

Выбирая ТЦ для открытия розничного магазина, важно оценить его трафик — сколько людей приходят за покупками, и есть ли среди них потенциальные клиенты. Стоит ли верить тем данным, которые предоставляют арендаторам ТЦ, как самостоятельно оценить трафик центра и торговой точки, проанализировать полученную информацию и использовать ее для повышения продаж.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Кадры

Цифра дня. Про трудоголиков

Почти треть россиян называют себя трудоголиками.

Цифра дня. Про трудоголиков
Реклама

Роскомнадзор сделает сдачу отчетности и получение токенов для интернет-рекламы более удобными

Изменения позволят сделать более удобным и доступным процесс сдачи отчетности и присвоения токенов и идентификатора рекламы. Роскомнадзор подготовил проект приказа для рекламодателей.

5 главных ошибок в кадровых документах работодателя

Проблемы с кадровым делопроизводством может привести к серьезным последствиям.

Интересные материалы

Банки

Формула успеха: как понимание региональной специфики и гибкие бизнес-процессы помогают бизнесу расти и процветать 

В 2024 году Агророс Банку исполняется 30 лет. За это время он превратился из скромного провинциального банка в крупную региональную организацию, отвечающую всем требованиям финансового рынка.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру