Самозанятые

Как правильно работать с чеком самозанятого: разбираем ошибки

Чек — это главный документ, который подтверждает факт сделки между заказчиком и самозанятым. ИП или ООО обязательно должны получить его от исполнителя, но иногда с этим возникают проблемы.

Рассказываем, что делать, если самозанятый не выдал чек, аннулировал его или допустил в нем ошибки.

Обязан ли самозанятый выдавать чеки

После каждого реализованного товара или услуги самозанятый формирует чек. Сделать это он должен до 9 числа месяца, следующего за тем, когда была переведена оплата.

Зачем ИП или ООО нужен чек?

  • Документ подтверждает, что ИП или ООО оплачивает услуги самозанятого, а не обычного физлица. Это снимает с бизнеса обязанности по уплате НДФЛ и страховых взносов. Самозанятый платит НПД самостоятельно, других взносов — нет.

  • Чек позволяет учесть выплаты исполнителям в расходах, которые уменьшают налоговую базу. Без этого документа учесть расходы не получится (п. 810 ст. 15 закона № 422-ФЗ от 27.11.2018).

Можно ли заменить чек актом выполненных работ?

Чек из приложения «Мой налог» — обязательный для учета расходов при определении налоговой базы документ. Его нельзя заменить актом, об этом налоговые органы рассказали в пункте 4 письма № СД-4-3/2899@.

Что будет с компанией, если самозанятый не передаст чек 

Если самозанятый не сформирует чек, его налоговым агентом автоматически станет ИП или ООО, с которым он работает. В этом случае придется заплатить за исполнителя 13% НДФЛ и 30% страховых взносов, как за физлицо.

Если этого не сделать, ФНС доначислит налоги самостоятельно и назначит штраф до 40% от суммы неуплаты и пени за просрочку.

Если компания еще не отчиталась по налогу на прибыль и не учла расходы на выплату самозанятому, налоговая может не принять этот расход — нет чека как подтверждения сотрудничества.

Если компания уже отчиталась по налогу на прибыль и заплатила сам налог, есть вероятность, что ФНС проведет проверку и увидит, что чек аннулирован, а компания списала расходы по этому чеку. В этом случае она доначислит налог на прибыль на недостающую сумму и пени за просрочку.

Автоматически сформируем и проверим чеки после каждой выплаты

Сервис «Бизнес» проверит статус исполнителя, проведет моментальные выплаты и отправит все закрывающие документы для бухгалтерии

Что делать, если самозанятый не выдал чек юридическому лицу или ИП

Иногда самозанятый может либо забыть передать чек, либо сделать это умышленно. Поэтому мы рекомендуем зафиксировать в договоре:

  • обязанность о сдаче чека до 9 числа месяца, следующего за тем, в котором была проведена выплата;

  • санкции за просрочку: например, штраф в размере компенсации НДФЛ, потому что компании придется выплатить его за ошибку исполнителя.

Что делать организации, если самозанятый не предоставил чек:

  1. Попробовать решить вопрос мирно и напомнить самозанятому о чеке. Если это не поможет, дополнительной мотивацией станет штраф от ФНС в сторону самозанятого: 20% от суммы чека за первое нарушение и 100% — за повторное в течение 6 месяцев.

  2. Если это не сработало — написать жалобу в ФНС через официальный сайт. Налоговая проведет проверку, исполнитель получит штраф, а вы — свой чек. Чтобы сделать это, укажите данные вашей компании, ФИО руководителя, причину обращения и приложите документы:

  • договор с исполнителем;

  • акт выполненных работ или услуг;

  • платежное поручение;

  • переписку с исполнителем и любые дополнительные документы, которые у вас есть.

Что делать, если самозанятый аннулировал чек

По закону аннулировать чек можно только в двух случаях:

  • в документе есть ошибка — значит, исполнитель должен аннулировать неправильный чек и сформировать новый;

  • самозанятый аннулировал чек, потому что вернул деньги заказчику — делать в этом случае ничего не нужно.

Но бывают ситуации, когда самозанятый формирует чек и аннулирует его, чтобы не платить налог. Первым делом нужно связаться с исполнителем и провести беседу, но если вас игнорируют — обращайтесь в ФНС по алгоритму, описанному в предыдущей главе. В договоре с исполнителем следует также прописать ответственность за аннулирование чека без уважительных причин.

Проверить подлинность документа просто — достаточно считать QR-код на чеке камерой телефона. Если с ним все в порядке, то по итогу откроется такой же документ. Если нет, то в статусе будет пометка, что чек аннулирован, а также причина и дата, когда это было сделано.  

Что делать, если самозанятый допустил ошибки в чеке

Самозанятый может допустить ошибку где угодно — в ИНН, своем имени или дате расчета. В таких случаях достаточно попросить исполнителя аннулировать чек и создать новый со старой датой, так как исправить уже сформированный чек не получится.

Если налог за этот чек самозанятый уже заплатил, то при аннулировании и создании нового сумма налога останется на счету плательщика НПД. То есть платить налог второй раз не придется. 

Почти все поля в чеке формируются автоматически, но с особой внимательностью стоит проверить:

  • ИНН компании. Если он указан неверно, то придется доказывать, что именно вам самозанятый оказывал услугу.

  • Сумма чека. Надо писать сумму без вычета НПД. Если в чеке она будет меньше, чем в декларации о расходах компании, у налоговой появятся вопросы и она может доначислить налог на разницу.

  • Наименование товара или услуги. Нельзя писать термины, характерные для трудовых отношений — например, «работа», «оклад», «премия».

Забирайте бесплатно пошаговую инструкцию «Как бизнесу работать с самозанятыми»

Заполните форму, вышлем инструкцию вам на e-mail:

Принимаю оферту и даю согласие на сбор персональных данных и их распространение

Реклама: ООО «Самозанятые», ИНН 9731029523, erid: LjN8KHXv6

Начать дискуссию