Совсем скоро мы всё промаркируем, все будут с онлайн-кассами и успешно отправлены в декрет. Но даже если на сегодня эти вопросы не касаются вашей деятельности, лучше быть в курсе изменений в законодательстве. Ведь не угадаешь, какой заказчик тебе попадется.
Читайте первую часть обзора здесь.
Общие изменения
- Электронные подписи от коммерческих удостоверяющих центров, которые не прошли регистрацию в 2021 году теперь не действуют. Если подпись на руководителя или ИП выдал центр, который прошел аккредитацию не ранее 2021 г., подпись можно использовать в течение срока действия, но не позднее конца 2022 г.
- Коммерческие удостоверяющие центры перестали выдавать электронные подписи юридических лиц тем, кто действует по доверенности с 1 марта 2022 г. Коммерческие удостоверяющие центры, прошедшие аккредитацию не ранее 2021 г., выдвали подписи юр. лиц и ИП на сотрудников до 1 марта 2022 г., после этой даты придется оформить для сотрудника подпись физлица.
Онлайн-кассы, прослеживаемость и маркировка
- Продление возможности не маркировать наборы фототоваров и парфюма до 1 октября. Правительство продлило льготу на ввоз и продажу немаркированных наборов, в которые входит парфюмерная продукция или фототовары.
- Обязательно указывать код маркированного товара при курьерской доставке. Возможно, отсрочку продлят до 31 августа, но на сегодня стоит придерживаться даты 20 апреля.
- Завершилась отсрочка по переходу на кассовый формат 1.2 для работы с маркировкой. Обязательный переход на него был отложен из-за проблем с оборудованием и из-за софта. Послабление действовало до 1 февраля. На сегодня налоговая сформировала перечень и 12 моделей касс, которые не успели доработать под новый формат. Компании и ИП до 1 апреля могут продолжать использовать их при продаже маркированной продукции. Если по наступлению срока кассу не включат в реестр с поддержкой нового формата, то нужно будет приобрести новый аппарат, если включат, то пользователю в течение 3 месяцев потребуется перевести кассу на новый формат.
- Уточнены правила маркировки наборов. Код маркировки нужно будет наносить только на потребительскую упаковку набора (или этикетку на ней), т.е. без маркировки входящих в него товаров, если эту упаковку сформировали на производстве и ее нельзя вскрыть без повреждения.
Это касается фототоваров, товаров легкой промышленности, парфюмерной продукции. При расформировании набора необходимо будет сделать перемаркировку и нанести код на каждый товар, который входит в набор и подлежит маркировке, до предложения к продаже. Правила действуют с 1 марта 2022 года.
- Скорректированы правила маркировкиобуви. При производстве обуви в РФ ввод в оборот больше не будет связан с моментом, когда производитель принял продукцию на баланс. Вместо этого, с 1 марта стоит учитывать дату подачи уведомления о вводе в оборот. Также, с 1 марта при ввозе товаров из стран ЕАЭС в систему маркировки надо передавать больше сведений.
- Истекла отсрочка по сдаче уведомления об остатках непроданных товаров. Право не направлять уведомление было по товарам, соответствующим условиям: товар приобретен до 8 июля и предназначен для реализации физлицам-потребителям или самозанятым и товар продан к 1 января 2022 года. Если к этому моменту товар не продали, на него нужно подать уведомление об остатках.
- Обязательная маркировка товаров молочной продукции со сроком хранения более 40 суток при розничной продаже. Начнет действовать с 1 июня. Также нужно будет сообщать о розничной продаже товаров, у которых несколько сроков годности и минимальный из них не превышает 40 суток.
- Обязательная маркировка упакованной питьевой воды. Изменения коснутся упакованной питьевой воды, для минеральной воды маркировка обязательна с 1 декабря 2021 года.
- Установлены новые требования по маркировке молочной продукции и упакованной воды. С 1 сентября участников оборота молочной продукции обяжут сообщать в систему «Честный знак» сведения об обороте и обо всех случаях вывода из оборота (не только о розничной продаже сыров и мороженого, молочной продукции со сроком годности более 40 суток и молочной продукции со сроком годности не более 40 суток). Продавцов упакованной воды обяжут передавать сведения о розничной продаже в систему «Честный знак». О других случаях оборота продукции и вывода ее из оборота потребуется сообщать с 1 ноября 2022 года. Это касается и природной минеральной, и другой упакованной питьевой воды.
- Сведения об обороте и списании промаркированной воды. С 1 ноября вводится обязанность передачи сведений об обороте и обо всех случаях вывода из оборота (не только о розничной продаже).
- Скорректированы правила маркировки молочной продукции. При регистрации молочной продукции или наборов в национальном каталоге потребуется больше сведений. Например, в первом случае нужно будет указывать данные о сроках и условиях хранения, во втором — перечень маркированных товаров в наборе.
В отчете о нанесении средства идентификации нужно будет отражать дополнительную информацию: альтернативную дату истечения срока годности и условия хранения (при наличии) и фактический вес маркируемой продукции (если он различается у разных единиц молочной продукции с одним кодом товара). Если вес товара уменьшился, появится возможность внести изменения в сведения о маркированном товаре. С 1 марта есть и другие уточнения, например, о маркировке молочной продукции, которую произвели в отдаленных или труднодоступных местностях.
- Обязанность по передаче сведений орозничной продаже скоропортящейся молочной продукции. С 31 марта по молочной продукции, срок хранения которой не превышает 40 суток, в т.ч. сыров, вводится обязанность передачи сведений о розничной продаже в систему «Честный знак». Это не коснется товаров, у которых несколько сроков годности и минимальный из них не превышает 40 суток (для них срок — 1 июня).
- Маркировка при розничной продаже мороженого со сроком годности не более 40 суток. С 20 января продавцы должны передавать сведения о розничной продаже в систему «Честный знак». О других случаях оборота продукции и вывода ее из оборота потребуется сообщать с 1 сентября. Для мороженого со сроком годности более 40 суток срок передачи данных о розничной продаже — 1 июня.
Бухгалтерский учет и отчетность
- Обновлена форма транспортной накладной — с 1 марта. Раздел о стоимости, содержащий стоимость перевозки без налога, налоговую ставку, сумму НДС, предъявляемого покупателю и стоимость перевозки с налогом. Данный раздел необходим, если документ будет использоваться как первичка.
- Введены новые ФСБУ. ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» появился в конце 2018 года, но использовать его было необязательно. Однако отчетность за 2022 год нужно составлять уже по новым правилам. Кроме того, с отчетности 2022 года надо применять ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и 26/2020 «Капитальные вложения». С января также действует ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете» (кроме требования хранить документы бухучета только в России. Его отложили на 2024 год).
- Введены электронные транспортные накладные. Налоговая уже утвердила форматы транспортной накладной, сопроводительной ведомости и заказа-наряда. Также, в 2022 году на портале Госуслуг должен заработать сервис «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов». В нем грузоперевозчики смогут оформлять электронные транспортные накладные, путевые листы с данными медосмотра водителей и специальные разрешения на перевозку грузов.
- Введен принцип «одного окна» при сдаче бухотчетности. Сдавать бухотчетность в другие госорганы помимо налоговой больше не надо. Они могут получить информацию из государственного ресурса бухотчетности.
Оформление пособий
- Теперь все больничные для получения пособий по болезни и по беременности и родам оформляются только в электронном виде. Выписку на бумаге предоставляют только по запросу лица или в исключительных случаях. Теперь при каждом изменении статуса электронного листка нетрудоспособности (открыт, продлен, закрыт, аннулирован) работодатель будет получать сообщение от ФСС.
- Можно не подавать заявление о назначении пособия при рождении ребенка. И другие документы — например, справку о рождении ребенка. Основные сведения фонд получит в порядке межведомственного обмена и назначит выплату. Что касается пособия по уходу за ребенком — по-прежнему понадобится заявление работника. Получив его, организация-работодатель в течение 3 рабочих дней должна передать фонду сведения.
- Увеличено пособие на погребение. С 1 февраля 2022 г. сумму проиндексировали на 8,4% и теперь она составляет 6 964,68 руб. Для возмещения расходов на выплату пособия нужно представить в ФСС заявление и справку о смерти.
- Увеличена ответственность за нарушение правил передачи данных ФСС. Например, если организация не подала в срок сведения, которые нужны для назначения пособий, штраф составит 5 000 руб.
Начать дискуссию