К 2024 году предполагается завершить маркировку всех товаров в России. Фактически это значит, что чем бы вы не торговали, вам нужно будет подключиться к Честному ЗНАКу и ЭДО. Многие предприниматели не ждут у моря погоды и участвуют в экспериментах, а кто-то уже пользуется новой системой, потому что обязан это делать. Если вы запутались в обязательных сроках и не понимаете с чего начать в маркировке — эта статья для вас. Бонус — калькулятор для расчета эффективности ЭДО.
5 шагов маркировки
1. Для работы с маркированными товары нужна электронная подпись, усиленная. Получить ее можно в удостоверяющем центре. Электронную подпись нельзя никому передавать, ее меняют ежегодно из соображений безопасности.
2. Зарегистрируйтесь в системе ЧЗ. У вас появится личный кабинет для работы с документами и маркированными товарами. Через него также можно заказать коды для маркировки.
Если вам сложно разобраться или нет времени — воспользуйтесь удаленной регистрацией с помощью Такском.
3. Подключитесь к ЭДО с помощью оператора. Но это должен быть оператор, который работает с ЧЗ, поэтому любой не подойдет. К тому же ЭДО удобно интегрировать с имеющимися программами, обычно это 1С, и настроить автоматический обмен данными с системой ЧЗ. Выберете удобный для вас вариант и подключайтесь.
Вы получите идентификатор участника ЭДО. Теперь можно сообщить вашим контрагентам, что вы готовы с ними работать. Лучше всего заключить с ними соглашение об обмене электронными документами. хотя это и не обязательно. К тому же, часто в стандартном договоре фигурируют счет-фактура и накладная, а в случае с маркированными товарами обмен происходит только с участием УПД (универсальных передаточных документов).
Если вы и ваш контрагент пользуетесь разными операторами ЭДО, то между вами будет работать роуминг — что это такое читайте здесь. Он не требует каких-то особенных настроек, достаточно пригласить контрагента к обмену.
4. Получите УПД от поставщика и примите маркированные товары. О том, как это сделать мы расскажем ниже.
5. Теперь вы можете продавать товары не опасаясь штрафов.
Зачем нужна маркировка и как принимать товары в Честном Знаке
Система маркировки задумана для прослеживания товаров от производителя буквально до конечного потребителя (в свете нового сервиса от ФНС «Мои чеки онлайн» мы в этом не сомневаемся). Поэтому каждый этап перехода права собственности должен быть зафиксирован и проконтролирован.
Как происходит передача товаров с кодами маркировки
Поставщик входит в личный кабинет в системе Честный ЗНАК и подгружает данные по передаточному документу и товарам, которые собирается продать, подписывает документ электронной подписью и отправляет покупателю.
Со своей стороны покупатель заходит в ЧЗ, видит, что поступил входящий документ, открывает его, ставит дату приемки и выбирает все товары или их часть, которую готов принять. Затем также фиксирует приемку с помощью ЭЦП и выставляет на продажу.
До того, как покупатель подпишет УПД, необходимо сверить коды маркировки на товаре, который поступил, с кодами, указанными в УПД. Тут может быть две ситуации:
- Коды совпадают. Можно подтверждать приемку.
- Коды не совпадают. Принимать такой товар нельзя, нужно сообщить поставщику об ошибке (это делается также внутри системы) и подождать пока он вышлет правильно составленный УПД с верными кодами.
Какие тут могут быть подводные камни:
- Вручную сверять коды слишком трудно — для этого потребуется специальный двухмерный сканер, с его помощью также можно считывать коды для занесения в программу учета, при продаже в розницу, при инвентаризации и т.д.;
- Если ошибетесь и примите товары с другими кодами, то фактически занесете недостоверную информацию в систему, за это могут оштрафовать;
- Для продажи маркированных товаров нужна онлайн-касса, неверно отразив товары в программе, а потом попытавшись считать код товара для продажи через кассу, вы можете обнаружить, что в вашей программе такого товара нет (ведь коды не совпадают), а значит и реализовать его не получится;
Допустим вы приняли все товары и продаете их в розницу. Любой покупатель с помощью мобильного приложения может проверить заявленную вами о товаре информацию, прочитав код. Если она не совпадет или будет отсутствовать в системе, то покупатель вправе пожаловаться на магазин прямо в приложении.
Какие товары уже должны быть промаркированы
Вот перечень товаров, которые уже должны продаваться только при наличии кодов маркировки:
- лекарства;
- табачная продукция;
- товары легкой промышленности (одежда, постельное белье и т. п.). Обратите внимание! До 1 мая 2021 г. вы еще можете промаркировать остатки товаров этой категории, но только, если занесете информацию о них в Честный ЗНАК и заполните все обязательные атрибуты в карточке товара.
- обувь;
- одежда из меха;
- шины и автопокрышки;
- фотоаппараты и вспышки.
В процессе сейчас находится маркировка молока и молочной продукции, а также духов и туалетной воды.
Молочная продукция
Этапы проведения:
- с 20 января 2021 года —- начало обязательной маркировки;
- с 1 июня 2021 года — категории продукции «мороженое» и «сыры» подлежат обязательной маркировке;
- с 1 сентября 2021 года — вся молочная продукция со сроком годности более 40 дней попадает под маркировку;
- с 1 декабря 2021 года — вся молочная продукция со сроком годности менее 40 дней попадает под маркировку. Продажу продукции необходимо проводить строго через кассу;
- с 1 сентября 2022 года — для участников оборота нужно обязательно передавать сведения в систему ЧЗ о партиях товаров пока в обобщенном виде, без кодов маркировки, которые перемещаются между собственниками. Обязательно использовать ЭДО;
- с 1 декабря 2022 года производители (фермеры), которые напрямую реализуют свою продукцию покупателям должны перейти полностью на маркировку товара;
- с 1 декабря 2023 года старт поэкземплярного учета продукции, срок хранения которой составляет более 40 дней.
Парфюмерия
До 30 сентября 2021 года разрешена продажа немаркированных товаров, при условии, что они произведены или ввезены на территорию России до 1 октября 2020 года. Это касается товарных остатков.
До 31 октября 2021 года эти остатки можно промаркировать, но только при условии, что товар будет зарегистрирован и описан в информационной системе мониторинга сведений о маркировке такой парфюмерной продукции средствами идентификации до 01 декабря 2021 года.
Эксперименты по маркировке
Сейчас проводятся несколько экспериментов по маркировке товаров.
- с 1 апреля 2020 года по 1 июня 2021 года — экспериментируют с упакованной водой;
- с 1 апреля 2021 года по 31 августа 2022 года пройдет эксперимент по маркировке пива и пивных напитков;
- 1 сентября 2021 года — начало обязательной маркировки велосипедов и велосипедных рам, эксперимент по их маркировке завершился в мае 2020 года;
- с 1 сентября 2019 года до 1 июня 2021 года проходит эксперимент по маркировке кресел-колясок.
Как обещали в конце — бонус. Налоговая служба разработала калькулятор, на котором можно посчитать эффективность и выгоду от применения ЭДО конкретно на вашем предприятии. Можно составить как более простой, так и расширенный расчет.
Для проверки сервиса нажмите кнопку «Заполнить тестовыми данными» и увидете, как будут выглядеть результаты. Информация представляется в виде таблицы и графиков — очень наглядно.
Комплекс решений для любого бизнеса
Электронная отчётность, ЭЦП, ЭДО, онлайн-кассы, маркировка товаров, решения 1С
Хотите подключиться или проконсультироваться?
Комментарии
3все-таки всех промаркируют рано или поздно. Сходила на сайт, там ещё есть и подробный расчет... может ну эту розницу
Сначала для ФСРАР настраивали УТМ и сканы, потом для Честного знака отдельный личный кабинет, кто следующий хочет себе завести отдельный кабинет
подключаются секонд-хенды и комиссионки?