Упрощенная бухгалтерская отчетность – форма, с которой бухгалтеру часто приходится иметь дело. При ее составлении нужно придерживаться ряда правил.
Что такое упрощенная бухгалтерская отчетность
Закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ определяет правила и порядок ведения бухгалтерского учета.
Все организации должны вести бухгалтерский учет и в обязательном порядке сдавать бухотчетность, вне зависимости от системы налогообложения, которую они применяют. Основная их часть составляется по итогам календарного года и передается в ФНС. Начиная с 2020 года все организации должны сдавать годовую бухгалтерскую отчетность в электронном виде.
Электронную отчетность через интернет можно сдать с Такском. Огромным плюсом будет полностью удаленное подключение. Умный календарь бухгалтера не даст пропустить сроки сдачи отчетности. Простой и удобный интерфейс, встроенная проверка на ошибки.
Бухгалтерская отчетность бывает:
полной;
упрощенной.
Полная бухотчетность состоит из развернутых и детализированных сведений о результатах деятельности компании, в том числе финансовых показателей. Содержит ряд подробных форм и пояснения к ним.
В упрощенную отчетность включаются показатели в укрупненном виде, где объединяются некоторые статьи баланса. Уменьшается и количество самих отчетных форм.
У обоих видов отчетности есть свои унифицированные бланки.
Сервис Такском содержит только актуальные формы отчетов. Встроенная проверка на ошибки гарантирует корректность их заполнения. Бонусом предоставляются бесплатные пакеты отправки документов. Оцените скорость и удобство ЭДО.
Упрощенную бухгалтерскую отчетность могут сдавать только компании, которые на законных основаниях применяют упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.
Такая система учета отличается рядом особенностей:
допустимо применять сокращенный план счетов;
можно применять упрощенный регистр, формат которого разрабатывается организациями самостоятельно;
применяется кассовый метод учета доходов и трат компании;
можно составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность.
Применение упрощенной бухгалтерской отчетности – дело добровольное. И даже те компании, которые имеют на нее право, могут выбрать обычный бухгалтерский учет, если им так будет удобнее работать.
В случае, если принято решение применять упрощенный способ ведения бухгалтерского учета, решение об этом нужно отразить в учетной политике организации.
Кто имеет право на упрощение
Сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность могут организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета. Это все организации, которые относятся к следующим категориям:
субъектам малого и предпринимательства;
некоммерческим организациям;
участникам проекта «Сколково».
Субъекты малого предпринимательства – организации, доход от деятельности которых за прошлый год не превысил 2 млрд руб., а среднесписочная численность работников составляла не более 250 человек. Микропредприятия в полном объеме подходят под эти критерии и вправе предоставлять упрощенную бухгалтерскую отчетность.
Некоммерческими признаются организации, которые не нацелены на извлечение прибыли в своей деятельности. Создаются они для реализации задач государства в таких сферах как медицина, образование, культура, а также в благотворительных целях. Такие организации вправе получать выгоду от дополнительных платных услуг при условии, что это не идет вразрез с основной целью их учреждения.
Деятельность участников проекта «Сколково» регулируется законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ.
Кому применять упрощенный учет нельзя
Однако, не каждый субъект малого предпринимательства или организация некоммерческой деятельности имеют право составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность.
В обязательном порядке ведение полной бухгалтерской отчетности возложено на:
организации, подлежащие обязательному аудиту;
микрофинансовые организации;
кредитные потребительские кооперативы;
организации бюджетной сферы;
кооперативы: ЖК, ЖСК, потребительские;
государственные организации;
политические партии;
нотариальные палаты;
адвокатские палаты, коллегии, бюро и другие, прописанные в законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
Состав упрощенной бухгалтерской отчетности
Упрощенная бухгалтерская отчетность отличается от обычной, прежде всего своим объемом.
Так, например, в состав обычной отчетности включаются, кроме баланса и отчета о финансовых результатах, приложения к ним – отчеты о движении денежных средств, об изменениях капитала. В приложения к такой отчетности также включена достаточно подробная пояснительная записка, дающая расшифровку всем тем показателям, которые не в полной мере раскрывают сами формы.
Организациям, которые сдают упрощенную бухотчетность, достаточно подготовить всего две формы:
баланс;
отчет о финрезультатах.
Тем, кто получал средства целевого финансирования, нужно также заполнить форму отчета об их целевом использовании.
Для устранения неточностей в упрощенной бухгалтерской отчетности Минфин выпустил информацию от 03.06.2015 № ПЗ-3/2015 в которой собраны ключевые моменты для составления отчетности:
Принятие решений о раскрытии той или иной информации основывается на существенности данных для пользователей.
События после отчетной даты отражаются в бухотчетности, только если это имеет рациональный смысл. Значимые ошибки прошлых лет лучше исправлять путем корректировки прочих доходов или расходов текущего периода и не затрагивать нераспределенную прибыль или убыток.
Можно не раскрывать информацию о связанных сторонах, сегментах и по прекращаемой деятельности. При внесении корректировок в учетную политику существенные последствия этого факта можно отражать в отчетности перспективно.
Рассмотрим подробнее порядок заполнения форм.
Упрощенный баланс
Упрощенный баланс, по структуре схож со стандартным и также состоит из активов и пассивов, но с укрупненными статьями.
Активы включают в себя пять строк:
Пассив включает шесть строк:
Итог – баланс актива и пассива, эти графы должны быть равны.
Чтобы не допустить ошибок в расчетах и быть уверенными в том, что отчетность принята контролирующим органом, воспользуйтесь сервисом сдачи электронной отчетности Такском.
Упрощенный отчет о финансовых результатах
Упрощенный отчет о финансовых результатах состоит из семи показателей, заимствованных из стандартного отчета.
По строке «Выручка» отражается вся выручка за год без учета НДС и акцизов.
Цифры для строки «Расходы по обычной деятельности» содержатся в дебетовом обороте счета 90, туда включается себестоимость, коммерческие и управленческие расходы организации.
«Проценты к уплате» – это проценты по всем полученным кредитам и займам.
«Прочие расходы и доходы» – это доходы, которые не относятся к обычным видам деятельности и прочие расходы.
«Налоги на прибыль (доходы)» – величина текущего налога.
«Чистая прибыль/убыток» – результирующая строка.
Малые предприятия имеют право составлять бухгалтерскую отчетность как в обычном (полном), так и в упрощенном (сокращенном) виде.
Упрощение состоит в уменьшении количества самих отчетов и в укрупнении статей в них.
Однако, показатели, которые признаются существенными и влияют на мнение пользователей представляемой отчетности, нужно раскрыть либо отдельными строками отчетности, либо расшифровать в приложениях к ним.
Запись вебинара
«Изменения в учёте страховых взносов и персонифицированной отчётности после объединения фондов»
Забирайте запись вебинара бесплатно!
Реклама: ООО «ТАКСКОМ», ИНН 7704211201, erid: LjN8KPvsK
Начать дискуссию