Настал момент поговорить о серьёзных вещах. Точнее об одной вещи, которая является самой острой проблемой госзакупок последние годы. Речь, как вы уже поняли из названия статьи, сегодня пойдёт о демпинге.
Это явление активно обсуждается достаточно давно. Увы, но действующие антидемпинговые меры не могут похвастаться своими успехами. Сообщество регулярно предлагает варианты решения этой напасти, но долгожданные изменения так и не происходят.
К сожалению, ситуация такова, что ничего на данный момент предпринять толком нельзя, нет ультимативного способа борьбы с демпингующими компаниями в закупках. Поэтому единственное, что сейчас можно сделать — это изучить проблему и решить, как существовать в таких реалиях. И у нас отличная новость! В данном материале мы поможем разобраться как с первым, так и со вторым.
Что такое демпинг?
Демпинг — это сильное занижение цены товара или услуги по сравнению с рыночной стоимостью. В некоторых ситуациях стоимость пробивает дно и устанавливается ниже себестоимости. Более реальный и частый сценарий — снижение происходит за счет ухудшения качества продукта.
В бизнесе демпинг используется для вытеснения конкурентов или формирования базы клиентов, которые побегут за лучшей ценой. В сфере закупок дела обстоят иначе, демпингующие компании чаще всего предлагают очень плохой по качеству товар, который по техническим характеристикам подходит заказчику.
Пример:
Проводится закупка беговых кроссовок. Заказчик указал ряд критериев, таких как материал подошвы, сеточки для циркуляции воздуха, наличие шнуровки и так далее.
Участие принимает 3 компании. Две из них производят хорошую, качественную обувь по цене 4000 рублей за пару. Третья же компания заказывает товар на самой дешевой фабрике из Китая, где цена пары составляет 800 рублей. Технически, все варианты подходят заказчику, различается лишь качество и долговечность кроссовок.
Когда начинается аукцион, третья компания может понижать цену сколько угодно и в любом случае заработает. В определенный момент конкуренты упрутся в себестоимость своего продукта, а демпингующая компания даже на этом этапе будет иметь солидную маржу.
«Данный пример не является реальным кейсом и служит исключительно для яркого и простого объяснения»
Также есть и альтернативный вариант. Две компании-пустышки начинают очень быстро снижать цену, в надежде на то, что конкуренты просто сдадутся. В это время, заранее выбранная компания просто выдвигает адекватное ценовое предложение и «отдыхает». По окончанию аукциона пустышкам отказывает заказчик за неправильно оформленные документы, после чего терпеливо ждущая своего часа компания становится победителем по своей цене.
Данное явление вредит как добросовестным поставщикам, так и самим заказчикам. Первые лишаются честной конкуренции, а вторые, зачастую, проводят закупку низкокачественных работ, товаров и услуг.
Существуют и вполне благородные причины демпинга. Некоторым компаниям необходимо обзавестись зафиксированным опытом поставщика, а кто-то просто хочет «слить» залежавшийся товар, чтобы освободить место на складе. Такие случаи бывают, но их единицы, на фоне остальных.
Как работают антидемпинговые меры?
Антидемпинговые меры осуществляются 37 статьей 44-ФЗ и позволяют заказчику устанавливать дополнительные требования к поставщику, если тот снизил НМЦК на более чем 25%. Стоит отметить, что требования можно выдвигать только к закупкам, проводящимся с помощью конкурса или аукциона.
Те самые требования заказчик придумывает не сам, они четко обозначены в законе:
Если начальная цена контракта меньше 15 млн. рублей, то поставщик может выбрать способ доказательства своей добросовестности:
- Перевести на счет заказчику или воспользоваться банковской гарантией на сумму, равную полуторному объёму обеспечения.
- Подтвердить наличие опыта, предоставив информацию о трёх выполненных без жалоб контрактов за последние 3 года. Также, одна из закупок должна быть на сумму не менее 20% от НМЦК текущего тендера.
В случае, если цена контракта более 15 млн. рублей, то поставщика лишают выбора и обязывают оплачивать «увеличенное обеспечение».
В случае, если требования удовлетворить невозможно, компания попадает в РНП.
Если у вас есть хотя бы небольшой опыт в закупках, то вы уже скорее всего поняли, почему данные меры далеки от совершенства. Они не мешают поставщикам продолжать заниматься демпингом, а лишь слегка затрудняют им жизнь.
Как избежать демпинга?
К сожалению, как и говорилось во вступлении, решения до сих пор нет. Остаётся лишь ждать, пока со стороны государства будут проведены все необходимые исследования, чтобы ужесточить меры и сделать их действительно рабочими.
На данный момент мы можем лишь дать несколько советов, которые хоть и не исправят ситуацию, но помогут встречаться с демпингом немного реже:
- Если есть возможность сменить или скорректировать нишу, в которой вы работаете, то попробуйте перейти на закупки в которых оценивается не только цена, но и нестоимостные критерии. Такой вариант позволит увеличивать шансы на победу за счет качества предлагаемых услуг или продуктов.
- Попробуйте участвовать в тендерах с типом размещения по запросам котировок. Этот способ намного сложнее для осуществления демпинга, ведь невозможно узнать предложения конкурентов. Без этой информации демпингующей компании придется наугад отправлять ценовое предложение, а если оно окажется сильно ниже конкурентного, то это будет упущенной прибылью.
- Обращайтесь в ФАС. Если во время закупки у вас появились сомнения, вопросы или уверенность в демпинге — ведомство, возможно, признает конкурента недобросовестным. В итоге и одним демпером станет меньше, и вы получите второй шанс забрать контракт.
С аналитикой демпинг не страшен!
Попробуй полный набор инструментов для закупок в Тендерплане и будь уверен в своей победе!
Комментарии
1Спам