Бывает, что компании или ИП в срок платят налоги и зарплату, оплачивают расходы бизнес-картой, практически не снимают наличные. Никаких внешних признаков недобросовестности нет, но банк запрашивает документы. Разбираем один из реальных кейсов Тинькофф, где запрос документов помог бизнесу.
Ситуация
ИП занимается транспортными услугами и грузоперевозками, работает на режиме ЕНВД. По счету проходят расходы, типичные для этого бизнеса: заправки, автосервисы и другие. У бизнеса опасений нет, но ему поступает запрос от банка по закону 115-ФЗ.
Что насторожило банк
На расчетный счет приходили большие суммы от заказчиков. ИП сразу отправлял их другим ИП, тоже за транспортные услуги. Это поведение насторожило банк: обычно таким транзитом денег занимаются фирмы-однодневки. Они не ведут реальную деятельность, а только проводят через себя деньги.
В этой ситуации банки обязаны проверять, насколько реальный бизнес у клиента. Проверка проходила без ограничений для предпринимателя: мы запросили документы, а предприниматель мог пользоваться счетом как обычно, без ограничений.
Что оказалось в реальности
Предприниматель нанимал сторонних подрядчиков. Они брали на себя часть транспортных услуг, а сам ИП выступал диспетчером. Он вел работу несколько лет, регулярно платил налог и сдавал отчетность.
Предприниматель объяснил, чем занимается, и подтвердил это договорами оказания транспортных услуг с субподрядчиками. У нас больше не было вопросов к бизнесу.
Предупреждение о рисках для бизнеса
Во время проверки мы увидели несколько рискованных моментов для бизнеса нашего клиента. На отношения с банком они не влияли, но мы все равно решили о них предупредить.
ИП на режиме ЕНВД может оказывать услуги только своими силами, на своем или арендованном транспорте. Он может сесть за руль сам, нанять водителей в штат. Но по правилам ЕНВД он не может заключать договоры с другими ИП и поручать им перевозку.
Если ИП нанимает подрядчиков, он должен вести раздельный учет. Там, где оказывает услуги сам, — в режиме ЕНВД, а там, где нанимает подрядчиков, — в режиме упрощенки. Как банк, мы можем не обращать на это внимание. Но если бы нарушение заметила налоговая, предпринимателю грозило бы доначисление налогов. Пришлось бы заплатить немалые суммы и НДС.
Мы посоветовали ИП изменить модель работы:
- Перевести исполнителей в разряд арендодателей транспорта, водителей взять в штат, а арендуемый транспорт отразить в налоговой декларации.
- Совместить налоговый режим с УСН, чтобы законно привлекать субподрядчиков и оказывать диспетчерские услуги.
Клиент не хотел менять налоговый режим, поэтому выбрал первый путь, за месяц переоформил отношения с субподрядчиками.
А банк не боится терять клиентов из-за проверок?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, как все устроено. Над всеми банками стоит Центробанк. Он контролирует, чтобы банки и иные поднадзорные организации соблюдали закон 115-ФЗ. Так Центробанк борется с отмыванием денег, финансированием терроризма и преступности.
Когда добросовестный банк видит у компании признаки подозрительных операций, он обязан запросить документы. Но он не хочет, чтобы клиент закрыл счет и ушел. Поэтому банк старается понять, как работает компания, и помочь ей вести работу без рисков и нарушения закона.
Чтобы проверка как можно меньше влияла на компанию, мы рассматриваем документы не дольше двух дней даже в праздники. Документы не нужно никуда везти, их достаточно отправить на почту или в чат.
Пропустить подозрительные операции добросовестный банк не может. Если он не исполняет требования ЦБ, под угрозой оказываются все клиенты, потому что банк могут лишить лицензии.
Комментарии
22Это хорошо, что сейчас проверки научились без ограничений проводить. Все уже понимают, что без них не обойтись, и все мы под лупой, теперь хоть бизнесу не мешают работать
Да, согласен
Всё это словоблудие не даёт ответа на вопрос: какого чёрта при закрытии счетов по 115-ФЗ взимается конская комиссия. Могли бы и бесплатно договор расторгнуть, если клиент не угодил.
Мы не применяем ограничения без наличия на то веских оснований. Подобные заградительные комиссии – стандартная практика на рынке услуг, к которой прибегают все банки, чтобы бороться с обналом и делать бизнес-модель обнала неэффективной. Организации, деятельность которых на 100% построена на незаконных операциях, поймут это и не будут работать через банк.
При наличии веских оснований надо стучать в Росфинмониторинг, а не ошкуривать клиента. Ответ не засчитан.
Так и постучат ведь, куда им деваться. Но комиссию, чтобы неповадно к ним ходить было, тоже снимут
Не скажите. Чтобы стукануть в Росфинмониторинг нужно ДЕЙСТВИТЕЛЬНО основания иметь, а то банку самому по шапке настучат. А здесь, как и в 99% случаев, оснований нет
Сразу видно, что банк думает только о своей лицензии. Нахлобучили ИПэшника лишними взносами, лишними работниками и всеми прочими "прелестями" связанными с наличием наемных водителей.
... и гордятся этим, и нам предлагают вмести с ними порадоваться
Что в сухом остатке? ИП вел легальную деятельность, никаких оснований возбуждаться по 115-ФЗ выявлено. А его в итоге застращали, заставили понервничать, загрузили экстренной не нужной работой и заставили не выгодно переформатировать бизнес. Может быть, ИП еще спасибо банку сказать должен? Ау, банк, при чем тут 115-ФЗ???
В смысле не выявлено? Транзит никакой банк не полюбит. Тут человеку счет не закрывали, да еще и посоветовали как лучше, что вы тут нагнетаете. Сбер бы просто прикрыл, да еще и в офис попросил бы прийти выяснять со всеми бумажками, да в очередь двухчасовую. От них что ли рекомендаций можно дождаться? Точка еще может посоветует, Модуль какой-нибудь, потому что заинтересованы в клиентах поштучно
Под транзитом вы видимо понимаете обнал. Так вот, если бы клиент действительно занимался обналом, то переформатировать бизнес в угоду банку он бы не стал. Так что - не выявлено.
Если банк видит подозрительные операции по счету, он обязан проверить их легитимность, это требование регулятора. Так что да, банк должен думать о своей лицензии, придерживаться общепринятой банковской практики и не подвергать риску всех добросовестных клиентов, коих у нас больше 10 миллионов человек.
Т.е. вы просто так решили, что клиент что-то нарушает? Без оснований? Потому что если он действительно нарушает 115-ФЗ или другой закон, вы обязаны на него настучать, но вы этого не делаете.
При этом вы сдираете конскую комиссию за вывод средств. Это как-то обеляет операции клиента?
Вот ваши действия:
Вы заподозрили клиента в нарушении закона.
Вы заблокировали ему операции
Вы дали вывести ему деньги с комиссией 10-20%
Вы не сообщили в соответствующие органы о том, что человек нарушил закон
Клиент, получив свои деньги, может продолжать нарушать закон, да?
А не сообщаете в органы вы потому, что вам нечего сообщать. У вас есть домыслы, ничем не подтвержденные
Если бы вас волновала только лицензия, вы бы не драли конские комиссии. Ваш главный интерес в данном случае - деньги, которые вы получаете ни за что.
И не надо лохматить бабушку (с)
А почему Вы пишете "банк"?
За этим словом скрываются люди, так ведь?
Причем, люди так себе, в массе очень посредственного качества(( Специально выведенный сорт.
Люди, для которых любой перегиб не является табу, толерантные к любым перегибам и сами готовые перегибать. Люди, которые свихиваются и превращаются в животное от попадания в их руки малейшей власти. Даже простой кнопки для поднятия шлагбаума парковки офисного центра.
Да и глупые, трусливые, как правило, к тому же - "лучше перебдеть" при проверке легитимности....
Умри сегодня, а мы завтра! (ц)
И, таки да, господа банковские клерки. Если в офисе у вас упала на пол ручка, очки или листок бумаги - ни в коем случае не поднимайте. Это зашквар. Коллеги и в этом когда-нибудь проявят бдительность и "чувство самосохранения" и отвернутся от вас)) А если тронете потом их вещь, то побьют и посадят под стол))) Лишат легитимности. Ведь в этом несчастном болоте есть и такой регулятор, да?
*четаржот
@MaxC, я вынужден обратить внимание на ход ведения дискуссии. Все же переходить на личности не стоит.
Критиковать конструктивно - критикуйте, жаловаться - жалуйтесь, но в пределах нормального общения. Вот такое пещерное человеконенавистничество по отношению к людям - это недопустимо.
Предупреждаю, что будем удалять комментарии, согласно правилам оформления сообщений.
ОК! Принято! Извиняюсь!
Но, все же с оговоркой!
Почему-то у меня, в данном контексте, не возникает желания критиковать моих партнеров, друзей, знакомых в Европе. И комплаенс их банков тоже. Подтверждаю - принцип "живешь сам, дай жить другим" в природе/мире/на планете Земля существует и истово исповедуется. Как парадигма, не взирая на статус, место работы, должность, функцию, компетенцию.
Сравните с этой парадигмой - "сдохни ты сегодня, а я завтра" (как устойчивый мем перевода на европейские языки не имеет, в отличие от множества русских пословиц и поговорок, которым в мировых языках и культурах есть аналоги....)
И по поводу перехода на личности Вы тоже не правы))) Как сказал когда-то г-н Тухольский (немецкий публицист времен Ваймарской республики) - смерть одного человека (личности), это катастрофа, смерть сотен тысяч - статистика.
Оригинал: Der Tod eines Menschen: das ist eine Katastrophe. Hunderttausend Tote: das ist eine Statistik!
Цитата стала известной после её встраивания в контекст романа "Черный обелиск" Эриха-Марии Ремарк.
Духовная смерть....Мы друг-друга понимаем?
Проверили? Убедились, что бизнес легальный? вот и не нужно лезть с советами, которые не в компетенции банка. Количество потенциальных проверок и возможных штрафов своему клиенту увеличили. Режим работы и оплаты водителей еще тот гемор.
А тут не согласен. Человек однозначно шел на доначисления+штрафы+пени. Не знал, не понимал. Ему посоветовали лишь, как этого избежать. Честь и Хвала! Молодцы!
Это не в компетенции банка. Может быть это и не в компетенции интернет-ресурса "Клерк_ру"? Тут тоже вот многим помогают, Надежда, например, подвижничает в камментах и на форуме...
К Лику Святых пора уже причислить за терпение к бестолковкам и за ответы на однообразные вопросы левела 1, на которые в инете ответы жирным курсивом написаны.....
В чьей это компетенции, помочь человеку?
А штрафы и проверки в этом унылом болоте - норма жизни. Видимо, при любых раскладах, будь ты хоть "семи пядей..." Тут гемор, там гемор....болото, короче((((