ИП занимается перевозками, проводит расходы по счету и платит налоги. Почему банк все равно запрашивает документы?

Бывает, что компании или ИП в срок платят налоги и зарплату, оплачивают расходы бизнес-картой, практически не снимают наличные. Никаких внешних признаков недобросовестности нет, но банк запрашивает документы. Разбираем один из реальных кейсов.
ИП занимается перевозками, проводит расходы по счету и платит налоги. Почему банк все равно запрашивает документы?

Бывает, что компании или ИП в срок платят налоги и зарплату, оплачивают расходы бизнес-картой, практически не снимают наличные. Никаких внешних признаков недобросовестности нет, но банк запрашивает документы. Разбираем один из реальных кейсов Тинькофф, где запрос документов помог бизнесу.

Ситуация

ИП занимается транспортными услугами и грузоперевозками, работает на режиме ЕНВД. По счету проходят расходы, типичные для этого бизнеса: заправки, автосервисы и другие. У бизнеса опасений нет, но ему поступает запрос от банка по закону 115-ФЗ.

Что насторожило банк

На расчетный счет приходили большие суммы от заказчиков. ИП сразу отправлял их другим ИП, тоже за транспортные услуги. Это поведение насторожило банк: обычно таким транзитом денег занимаются фирмы-однодневки. Они не ведут реальную деятельность, а только проводят через себя деньги. 

В этой ситуации банки обязаны проверять, насколько реальный бизнес у клиента. Проверка проходила без ограничений для предпринимателя: мы запросили документы, а предприниматель мог пользоваться счетом как обычно, без ограничений.

Что оказалось в реальности

Предприниматель нанимал сторонних подрядчиков. Они брали на себя часть транспортных услуг, а сам ИП выступал диспетчером. Он вел работу несколько лет, регулярно платил налог и сдавал отчетность. 

Предприниматель объяснил, чем занимается, и подтвердил это договорами оказания транспортных услуг с субподрядчиками. У нас больше не было вопросов к бизнесу.

Предупреждение о рисках для бизнеса

Во время проверки мы увидели несколько рискованных моментов для бизнеса нашего клиента. На отношения с банком они не влияли, но мы все равно решили о них предупредить.

ИП на режиме ЕНВД может оказывать услуги только своими силами, на своем или арендованном транспорте. Он может сесть за руль сам, нанять водителей в штат. Но по правилам ЕНВД он не может заключать договоры с другими ИП и поручать им перевозку. 

Если ИП нанимает подрядчиков, он должен вести раздельный учет. Там, где оказывает услуги сам, — в режиме ЕНВД, а там, где нанимает подрядчиков, — в режиме упрощенки. Как банк, мы можем не обращать на это внимание. Но если бы нарушение заметила налоговая, предпринимателю грозило бы доначисление налогов. Пришлось бы заплатить немалые суммы и НДС.

Мы посоветовали ИП изменить модель работы:

  1. Перевести исполнителей в разряд арендодателей транспорта, водителей взять в штат, а арендуемый транспорт отразить в налоговой декларации. 
  2. Совместить налоговый режим с УСН, чтобы законно привлекать субподрядчиков и оказывать диспетчерские услуги.

Клиент не хотел менять налоговый режим, поэтому выбрал первый путь, за месяц переоформил отношения с субподрядчиками.

А банк не боится терять клиентов из-за проверок?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, как все устроено. Над всеми банками стоит Центробанк. Он контролирует, чтобы банки и иные поднадзорные организации соблюдали закон 115-ФЗ. Так Центробанк борется с отмыванием денег, финансированием терроризма и преступности. 

Когда добросовестный банк видит у компании признаки подозрительных операций, он обязан запросить документы. Но он не хочет, чтобы клиент закрыл счет и ушел. Поэтому банк старается понять, как работает компания, и помочь ей вести работу без рисков и нарушения закона. 

Чтобы проверка как можно меньше влияла на компанию, мы рассматриваем документы не дольше двух дней даже в праздники. Документы не нужно никуда везти, их достаточно отправить на почту или в чат. 

Пропустить подозрительные операции добросовестный банк не может. Если он не исполняет требования ЦБ, под угрозой оказываются все клиенты, потому что банк могут лишить лицензии. 

Комментарии

22
  • Алекс

    Это хорошо, что сейчас проверки научились без ограничений проводить. Все уже понимают, что без них не обойтись, и все мы под лупой, теперь хоть бизнесу не мешают работать

  • deltax

    Всё это словоблудие не даёт ответа на вопрос: какого чёрта при закрытии счетов по 115-ФЗ взимается конская комиссия. Могли бы и бесплатно договор расторгнуть, если клиент не угодил.

    • Tinkoff

      Мы не применяем ограничения без наличия на то веских оснований. Подобные заградительные комиссии – стандартная практика на рынке услуг, к которой прибегают все банки, чтобы бороться с обналом и делать бизнес-модель обнала неэффективной. Организации, деятельность которых на 100% построена на незаконных операциях, поймут это и не будут работать через банк.

      • deltax

        При наличии веских оснований надо стучать в Росфинмониторинг, а не ошкуривать клиента. Ответ не засчитан.

        • Петр Смирнов

          Так и постучат ведь, куда им деваться. Но комиссию, чтобы неповадно к ним ходить было, тоже снимут

          • deltax

            Не скажите. Чтобы стукануть в Росфинмониторинг нужно ДЕЙСТВИТЕЛЬНО основания иметь, а то банку самому по шапке настучат. А здесь, как и в 99% случаев, оснований нет 

  • Невоспитанная

    Сразу видно, что банк думает только о своей лицензии. Нахлобучили ИПэшника лишними взносами, лишними работниками и всеми прочими "прелестями" связанными с наличием наемных водителей.

    • deltax

      ... и гордятся этим, и нам предлагают вмести с ними порадоваться 

      • deltax

        Что в сухом остатке? ИП вел легальную деятельность, никаких оснований возбуждаться по 115-ФЗ выявлено. А его в итоге застращали, заставили понервничать, загрузили экстренной не нужной работой и заставили не выгодно переформатировать бизнес. Может быть, ИП еще спасибо банку сказать должен? Ау, банк, при чем тут 115-ФЗ???

        • Алекс

          В смысле не выявлено? Транзит никакой банк не полюбит. Тут человеку счет не закрывали, да еще и посоветовали как лучше, что вы тут нагнетаете. Сбер бы просто прикрыл, да еще и в офис попросил бы прийти выяснять со всеми бумажками, да в очередь двухчасовую. От них что ли рекомендаций можно дождаться? Точка еще может посоветует, Модуль какой-нибудь, потому что заинтересованы в клиентах поштучно

          • deltax

            Под транзитом вы видимо понимаете обнал. Так вот, если бы клиент действительно занимался обналом, то переформатировать бизнес в угоду банку он бы не стал. Так что - не выявлено.

    • Tinkoff

      Если банк видит подозрительные операции по счету, он обязан проверить их легитимность, это требование регулятора. Так что да, банк должен думать о своей лицензии, придерживаться общепринятой банковской практики и не подвергать риску всех добросовестных клиентов, коих у нас больше 10 миллионов человек.

      • Над. К
        Если банк видит подозрительные операции по счету, он обязан проверить их легитимность, это требование регулятора.

        Т.е. вы просто так решили, что клиент что-то нарушает? Без оснований? Потому что если он действительно нарушает 115-ФЗ или другой закон, вы обязаны на него настучать, но вы этого не делаете.

        При этом вы сдираете конскую комиссию за вывод средств. Это как-то обеляет операции клиента?

        Вот ваши действия:

        Вы заподозрили клиента в нарушении закона.

        Вы заблокировали ему операции

        Вы дали вывести ему деньги с комиссией 10-20%

        Вы не сообщили в соответствующие органы о том, что человек нарушил закон

        Клиент, получив свои деньги, может продолжать нарушать закон, да?

        А не сообщаете в органы вы потому, что вам нечего сообщать. У вас есть домыслы, ничем не подтвержденные

        Если бы вас волновала только лицензия, вы бы не драли конские комиссии. Ваш главный интерес в данном случае - деньги, которые вы получаете ни за что.

        И не надо лохматить бабушку (с)

      • А почему Вы пишете "банк"?

        За этим словом скрываются люди, так ведь?

        Причем, люди так себе, в массе очень посредственного качества(( Специально выведенный сорт.

        Люди, для которых любой перегиб не является табу, толерантные к любым перегибам и сами готовые перегибать. Люди, которые свихиваются и превращаются в животное от попадания в их руки малейшей власти. Даже простой кнопки для поднятия шлагбаума парковки офисного центра.

        Да и глупые, трусливые, как правило, к тому же - "лучше перебдеть" при проверке легитимности....

        Умри сегодня, а мы завтра! (ц)

        И, таки да, господа банковские клерки. Если в офисе у вас упала на пол ручка, очки или листок бумаги - ни в коем случае не поднимайте. Это зашквар. Коллеги и в этом когда-нибудь проявят бдительность и "чувство самосохранения" и отвернутся от вас)) А если тронете потом их вещь, то побьют и посадят под стол))) Лишат легитимности. Ведь в этом несчастном болоте есть и такой регулятор, да?

        *четаржот

        • Борис Мальцев
          Причем, люди так себе, в массе очень посредственного качества(( Специально выведенный сорт.

          @MaxC, я вынужден обратить внимание на ход ведения дискуссии. Все же переходить на личности не стоит.

          Критиковать конструктивно - критикуйте, жаловаться - жалуйтесь, но в пределах нормального общения. Вот такое пещерное человеконенавистничество по отношению к людям - это недопустимо.

          Предупреждаю, что будем удалять комментарии, согласно правилам оформления сообщений.

          • MaxC

            ОК! Принято! Извиняюсь!

            Но, все же с оговоркой!

            Почему-то у меня, в данном контексте, не возникает желания критиковать моих партнеров, друзей, знакомых в Европе. И комплаенс их банков тоже. Подтверждаю - принцип "живешь сам, дай жить другим" в природе/мире/на планете Земля существует и истово исповедуется. Как парадигма, не взирая на статус, место работы, должность, функцию, компетенцию.

            Сравните с этой парадигмой - "сдохни ты сегодня, а я завтра" (как устойчивый мем перевода на европейские языки не имеет, в отличие от множества русских пословиц и поговорок, которым в мировых языках и культурах есть аналоги....)

            И по поводу перехода на личности Вы тоже не правы))) Как сказал когда-то г-н Тухольский (немецкий публицист времен Ваймарской республики) - смерть одного человека (личности), это катастрофа, смерть сотен тысяч - статистика.

            Оригинал: Der Tod eines Menschen: das ist eine Katastrophe. Hunderttausend Tote: das ist eine Statistik!

            Цитата стала известной после её встраивания в контекст романа "Черный обелиск" Эриха-Марии Ремарк.

            Духовная смерть....Мы друг-друга понимаем?

      • Невоспитанная

        Проверили? Убедились, что бизнес легальный? вот и не нужно лезть с советами, которые не в компетенции банка. Количество потенциальных проверок и возможных штрафов своему клиенту увеличили. Режим работы и оплаты водителей еще тот гемор.

        • MaxC

          А тут не согласен. Человек однозначно шел на доначисления+штрафы+пени. Не знал, не понимал. Ему посоветовали лишь, как этого избежать. Честь и Хвала! Молодцы!

          Это не в компетенции банка. Может быть это и не в компетенции интернет-ресурса "Клерк_ру"? Тут тоже вот многим помогают, Надежда, например, подвижничает в камментах и на форуме...

          К Лику Святых пора уже причислить за терпение к бестолковкам и за ответы на однообразные вопросы левела 1, на которые в инете ответы жирным курсивом написаны.....

          В чьей это компетенции, помочь человеку?

          А штрафы и проверки в этом унылом болоте - норма жизни. Видимо, при любых раскладах, будь ты хоть "семи пядей..." Тут гемор, там гемор....болото, короче((((