Расчеты с работниками

Арендуете авто у сотрудника? Водителя – на медосмотр

Надо ли проводить предрейсовые медицинские осмотры? Давайте мы с вами подробно это разберем.

Добрый день, коллеги.

4-5 июля я буду проводить семинар по оптимизации налогов в Санкт-Петербурге.

Одним из вопросов будет: как использовать автомобили своих сотрудников в служебных целях? Есть варианты, как часть зарплаты заменить компенсационными выплатами за использование личного имущества. При этом НДФЛ и страховые взносы будут ноль. Также это имущество можно арендовать.

Вы арендуете у своего сотрудника автомобиль, а он либо кто-то другой ездит на нем по служебным делам. Например, легковой автомобиль, который возит директора или бухгалтера в банк. А может и сам сотрудник объезжает объекты, например, прораб или торговый представитель. Вопрос: надо ли проводить предрейсовые медицинские осмотры? Давайте мы с вами подробно это разберем.

Этот вопрос был задан мне по электронной почте. Полностью он звучит следующим образом: «Нужно ли проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, если организация не оказывает транспортных услуг, а эксплуатирует автомобили для управленческих нужд компании»?

На основании п.1 ст. 20 и абзаца 5 п. 1 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ предрейсовые осмотры проводить нужно, а послерейсовые нет. Потому что этот человек не будет перевозить пассажировПри этом, организация обязана проводить осмотры в течение всего времени работы сотрудника в качестве водителя. Порядок проведения медосмотров утвержден Приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 года №835НПосмотрите его .

Следующий момент. По общему правилу необходимо проводить предрейсовые осмотры сотрудников, которые работают в должности водителя. Если сотрудник не является по должности водителем, но его работа связана с постоянными разъездами, он обязан проходить предрейсовые медосмотры. Например, курьер, который занимается доставкой на служебном автомобиле, или менеджер, который ездит и принимает заказы. Об этом сказано в Постановлении Верховного суда от 19.12.2016 г. №18-АД16-173 и в ст. 23 Федеральном законе от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ, а также в ст. 213 ТК РФ.

Если сотрудник не является по должности водителем, но использует личный транспорт для нужд организации, он не обязан проходить предрейсовые медицинские осмотры. Однако мои специалисты в целях безопасности рекомендуют их тоже осматривать при выезде на рейс.

Кто будет делать эти медосмотры? К сожалению, сам работодатель этого делать не имеет права. Также он не может назначить сотрудника из компании, который будет проводить осмотры. Даже если у этого работника высшее медицинское образование.

Однако, государство о нас позаботилось. У меня такие ощущения, что государство считает работодателя потенциальным возможным правонарушителем. Который только и думает о том, как бы выпустить на линию пьяного водителя. Или посадить его за руль и отправить вместе с главбухом в банк. А еще лучше посадить пьяного менеджера или торгового представителя и отправить его по магазинам получать заказы. Ну, нахрена все эти ужесточения?

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития от 12 апреля 2011 г. № 302На также Федеральным законом от 04 мая 2012 года №99-ФЗОрганизация обязана заключить договор с медицинским учреждением, у которого есть лицензия на медицинскую деятельность.

Работодатель мог бы проводить медосмотры, если в компании был бы создан медицинский пункт. Получил бы лицензию на медицинскую деятельность о праве проведения таких осмотров. Другой вариант – заключить договор с медицинской организацией и платить ей деньги.

Мне это не очень понятно. Я никогда не видел ни одного бизнесмена, который, хотя бы помыслил о том, что можно пьяного водителя выпустить на линию. Или выпившего сотрудника посадить за руль, что бы он бухгалтера повез в банк. Это невозможно. Я понимаю, когда это транспортная компания, водителей много. Да и то заведующий гаражом с этим справился бы или другое ответственное лицо.

Я недавно общался с женщиной, она медик и работает в медицинском учреждении. В автоколонне она является человеком, который производит предрейсовый досмотр. И по ее словам бывают случаи, когда и с похмелья кто-то приходит и давление подскочило.

Цель статьи:

  • Я решил дать вам эту информацию, чтобы уже не было каких-то двойных толкований.
  • Напишите в комментариях, насколько нужна эта зарегулированность. Одно дело, когда это транспортная компания или организация по перевозке пассажиров. Много водителей работают на постоянной основе и тут необходим медпункт, лицензия или договор со сторонней организацией. Другое дело, когда речь идет об аренде машины у сотрудника или, оплаты ему компенсации за использование. Вы все равно должны проводить водителю медосмотр. Речь идет о том, что мы используем их имущество в служебных целях. При этом должны заморачиваться с этими медицинскими осмотрами. Как вы считаете, насколько это оправдано?

На семинаре 4-5 июля в г. Санкт-Петербург мы с вами будем говорить не только об этом, но посмотрим огромное количество нормативной базы включая новую.

Также проект Федерального закона на 117 страниц. Его планируется принять в ближайшие дни. В связи с этим законом, уже с 2020 года вы не сможете выводить свои активы в безопасную зону в без НДС-ном режиме. Или избавляться от виртуальных товарных остатков, так, чтобы не платить НДС и налог на прибыль. Все эти вещи можно будет законно делать, только в 2019 году. То есть сейчас. Дальше эти лазейки к чертовой матери перекрываются законом. Плюс, по сути дела убивается ЕНВД-шный бизнес.

Обо всем этом я расскажу на семинаре 4-5 июля в Санкт-Петербурге. А также о всех законных способах оптимизации налогов. Так что жду вас. Не пожалеете.

Спасибо и удачи в делах.

Комментарии

3
  • НатальяС

    Вообще отменить надо предрейсовый медосмотр для легковых автомобилей и небольших грузовиков. Любой гражданин может медосмотр пройти, потом через 5 минут выпить или нанюхаться чего-нибудь. И инфаркт/инсульт схватить может после медосмотра. Выкачивание денег всё это.

  • Евгений Маштаков

    года 4 назад пришли к нам с проверкой с какой то местной транспортно-дорожной инспекцией, ситуация следующая, на организации висят 8-9 грузовых старых не списанных ГАЗ которые директор списать не может , так как не знает за что взяться, водители уже два года не работают, все равно наложили 30 тыс штрафа мол у вас транспортная организация)))) мол медосмотр не проводим

  • dalenergomet.kompaniay

    Организации занимающиеся перевозкой людей, грузов с ними все понятно, ну а у которых две машины на 10 человек, зачем эти медосмотры, путевые листы, владелец бизнеса сам не заплатит лишних денег за бензин, если отправил работника по работе. Все пользуются личным транспортом, но проводят все это нелегально, за счет обнала. Получается все города в пробках и вроде как люди катаются по личным делам, хотя все ездят по работе. Установили бы по прибыли градацию сколько % с какой суммы оборота платить, а что принимать в расходы отдали бы на откуп организации, каждый хочет продать свой товар, никто не будет завышать стоимость, разгрузили бы налоговиков, бухгалтеров, отчетность стала бы более реальной, обналом пользуются чтобы оплачивать не принимаемые расходы. Может вы запустите проект обсуждения на клерке, а по его результатам передадите в минфин его результат, они живут в своем мире, а мы сами по себе, выкручиваемся наизнанку.