Добрый день, уважаемые коллеги.
Мне несколько жаль, что это письмо до меня дошло только сейчас, его еще в конце прошлого года написала мне Любовь Владимировна из Краснодарского края. Невероятно ценно и приятно в наше время, что это письмо написано от руки. Уважаемая Любовь Владимировна, простите ради бога за столь позднюю реакцию на ваше письмо.
Письмо личное, я не буду рассказывать всю его суть, но Любовь Владимировна на самом деле задает невероятно важные в наше время вопросы. Она пишет о том, что делать с детьми. Наших детей в современных школах учат математике, физике, географии, литературе и русскому языку, их учат химии и безопасности жизни. Но, честно говоря, наших детей никто не учит жить. И Любовь Владимировна правильно замечает, что никто не учит наших детей общаться. Никто не дает им житейских знаний, не учит межличностным отношениям и взаимодействию с обществом. И если мы более внимательно на эту ситуацию посмотрим, то достаточно спуститься в метро или сесть в автобус и мы увидим, как все вокруг, особенно молодежь, буквально застряли в своих телефонах, они с ними ходят даже в туалет и душ.
И дай бог, чтобы они из этих аппаратов получали действительно какую-то жизненно важную информацию. Но я тут недавно ради спортивного интереса залез, посмотрел, что такое TikTok... Давайте скажем честно: этот контент совсем ничему наших детей не учит.
И буквально сегодня я спросил свою дочь, она учится на первом курсе университета в Дареме: «Ты уже взрослая, вот скажи мне лучше, наверное, отнимать у вас все девайсы, чтобы вы могли хоть что-то полезное в этой жизни почерпнуть, кроме TikTok и той развлекухи, которую вы черпаете из Инстаграма?»
Я не берусь даже близко выдать вам всевозможные решения на этот счет. Потому что я, например, знаю абсолютно потрясающего мужика и семьянина с большой буквы, он как-то умудрился с детьми найти согласие, и они пользуются девайсами только определенное время. Я так не смог. Я стараюсь разговаривать со своими детьми равных и доносить идею, что телефон/ноутбук нужен, чтобы черпать какую-то полезную информацию и делать какую-то полезную работу.
Я не берусь, боже сохрани, играть роль эксперта в воспитании детей. Я уж точно не эксперт в этом. Да, есть какой-то опыт, в том числе отрицательный, в воспитании четверых детей. Но я поделюсь с вами методами, которые мне помогали или, наоборот, не помогало. Говорю об этом с сожалением, мне не помогало орать и ругаться. Мне не помогало отнимать. Не работает. Мне не помогало наказывать. Ничего из этого не работает вообще. Мне не помогало разговаривать с детьми как старший с ребенком, глядя на него сверху вниз. Они замыкаются и продолжают делать свое дело.
Особенно трудный период где-то в возрасте 12-13, 16-18 лет — тут вообще ничего не работает из того, что я перечислил. Но зато мне помогало очень уважительное отношение к детям и беседы, но не поучительные, а на равных. Крайне важно смотреть на ребенка и увидеть, чтобы он не согласился с вами под вашим давлением. Потому что, если вы разговариваете спокойно и уважительно — вы больше, мощнее, опытнее, вы недосягаемая величина, ребенок просто из-за этого может с вами согласиться, будучи при этом категорически с этим несогласным.
Два последних случая с дочкой. Ей 10 лет. Я что-то говорю: «Давай это делать не будем. Это все ерунда». Она согласилась, но потом я смотрю на нее, говорю: «Эль, подожди, по-моему, ты не согласна». Она: «Ну, ты сказал так категорично, что уже ничего там обсуждать. Я, конечно, не согласна». И мы сели обсудили все заново. Вот и все.
А речь шла о крысах, ребенку захотелось купить крыс. Да ради бога. А я, проходя мимо, говорю: «Какие еще крысы? Задолбали вы этими животными. Две собаки, две кошки, енот, еще крыс мне не хватало. Не надо никаких крыс». И она согласилась с этим. А у меня в семье правило, что отношение ко всем одинаковое. Неважно сколько ребенку лет: 2 годика, 10 лет или 18 лет, у него точно такие же права, как у взрослых, понимаете?
Если я имею право завести овчарку, то точно так же дочка имеет право завести попугая, крысу или еще кого-то. А сыну захотелось завести енота, но он с ним ни дня не сидел, сейчас мама с ним играется. Но енот такой смешной, добрый, классный... Пусть живет, что называется. Каждый имеет право завести себе, кого он хочет.
Давайте относиться к детям так, как мы бы относились к тем взрослым, которых мы уважаем. И давайте будем разговаривать с нашими детьми так же конструктивно, как с теми взрослыми, которых мы по-настоящему любим, ценим и уважаем. Ведь мы на него не будем орать, даже если он накосячит. Мы будем разговаривать с ним уважительно. Давайте научимся так же разговаривать со своими детьми.
Не знаю, как вам, а для меня это было понять достаточно сложно. Я потратил слишком много лет на то, чтобы это понять. Это не так-то просто. А еще мне катастрофически не хватает времени на общение с детьми. Я слишком много работаю, но иногда мне хочется спустить все свои бумажки в унитаз и потратить время на общение с дочкой. Потому что жизнь, на самом деле, проходит. И самое ценное, что с нами остается, — это доброе общение с нашими родственниками, женами, мужьями, и, конечно же, детьми.
Поэтому, пожалуйста, давайте в этой бешеной гонке не будем забывать о самой большой нашей ценности — наших детях. Давайте относится к ним по-доброму и уделять больше им внимание.
И огромное спасибо замечательной Любови Владимировне из Краснодарского края, которая подкинула тему этого ролика.
Спасибо, друзья.
Семинар по налогам Владимира Турова
Вы научитесь законно снижать налоги, защищать активы и повышать эффективность бизнеса
Начать дискуссию