Воинский учет

Про мобилизационную подготовку в организациях

Я продолжаю серию роликов о мобилизации. И сейчас мы поговорим с вами о мобилизационной подготовке в организациях. Давайте скажем честно, что у микро, малого и среднего бизнеса, я бы так сказал, мало, кто этим вопросом занимался.

В последний раз у нас мобилизация была во время Великой Отечественной войны. Да и военкоматы особо не обращали на это внимания. Как это будет — сейчас, бог его знает. Как теперь все эти требования развернутся в отношении организаций, мобилизационного учета, какие будут меры к директорам приниматься — не знаю.

Я хочу рассказать, как это должно быть по закону.

«Юридические лица всех форм собственности обязаны выполнять комплекс мер в рамках мобилизационной подготовки (п. 1 ст. 9 закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ). При подготовке речь идет о тех мероприятиях, которые проводятся в мирное время для преждевременного обеспечения интересов государства и населения в случае военного положения.

Обязанности компаний в рамках мобилизации закреплены в ст. 9 закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ и включают в себя следующие требования:

1. В отношении воинского учета работников организации

  • иметь в структуре предприятия военно-учетные подразделения;
  • осуществлять воинский учет и бронирование граждан по специальному перечню;
  • отчитываться в соответствующие органы по бронированию при необходимости;
  • оказывать поддержку работе военных комиссариатов. В том числе оповещать своих сотрудников и обеспечивать их явку в военный комиссариат (военкомат), на сборные пункты или в воинские части.
Как правило, этим занимаются бухгалтеры или кадровики, в зависимости от количества сотрудников компании. Если у вас работают отдельно 15 человек, то отдельного кадровика, естественно, заводить не нужно. Это, обычно, поручают своему бухгалтеру или бухгалтеру на аутсорсинге.

2. В части мобилизационной готовности предприятия

  • проводить мероприятия по обеспечению мобилизационной готовности, разрабатывать с сфере компетенции предприятия мобилизационные планы;
  • создавать мобилизационные органы либо назначать ответственных работников».

Мобилизационная готовность — это когда у вас есть какое-то производство, и вы должны будете взять под козырек и начать производить нужные товары армии.

Отказаться не можете. Я уже рассказывал: там для начала штраф, потом — от 4 до 8 лет лишения свободы. Потом от 5 до 10 лет лишения свободы.

Что касается мобилизационных мероприятий, мобилизационной подготовки, то, как я сказал, назначаете ответственного сотрудника. И создаете подразделение, если у организации имеются или предвидятся мобилизационные задания.

Что касается воинского учета, он должен был всегда вестись в каждой организации. Насколько он велся или не велся, это большой вопрос. Но теперь, наверное, все-таки, лучше его вести.

Пусть ваш бухгалтер или кадровик заведет карточки воинского учета призывников и военнообязанных. Это называется «карточка гражданина, подлежащего воинскому учету». Самое интересное, что на ИП такая обязанность не возлагается. У них есть, что называется, небольшая льгота.

На основании каких документов ведется воинский учет

Какие документы вам должны предоставить ваши сотрудники:

  • удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (призывники),
  • военный билет или временное удостоверение, или справка (военнообязанные).

И дальше вы должны будете отчитываться перед военкоматом.

«Состав отчетности работодателя в военкомат:

  1. сведения о поступлении (увольнении) граждан, подлежащих воинскому учету (форма утверждена приложением № 9 рекомендаций Генштаба ВС от 11.07.2017);
  2. сведения о работниках, состоящих на воинском учете, а также о тех, кто не состоит, но обязан состоять на воинском учете (форма утверждена приложением № 9 рекомендаций Генштаба ВС от 11.07.2017). Данные предоставляются по запросам военных комиссариатов.
  3. сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или местопребывания, состояния здоровья работников, состоящих на воинском учете (форма утверждена приложением № 2 порядка, предусмотренного в приложении № 13 к рекомендациям Генштаба ВС от 11.07.2017);
  4. сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять (форму следует уточнить в военкомате).

По пунктам 1–4 данные предоставляются работодателем в течение двух недель с момента их возникновения».

Ну и, как я уже сказал, нужно «сдать» всех ваших мужчин, кто не состоит на воинском учете, чтобы военкоматы приняли к ним соответствующие меры. Я надеюсь, вы этого делать не будете.

Так же надо подать списки работников мужского пола пятнадцати-шестнадцатилетнего возраста. А еще вы делаете списки граждан, пребывающих в запасе, для сверки учетных сведений, карточек с учетными данными граждан, состоящих на воинском учете в других военных комиссариатах.

И еще есть проверки со стороны военкомата. Но лично я за всю свою жизнь в среде микро, малого бизнеса и среднего не сталкивался с проверками из военкоматов, чтобы сотрудники военкоматов приходили в организации и проверяли, как у вас осуществляется этот воинский учет.

Вывод

Короче, в обычных организациях военкоматы должны проверять, как осуществляется весь этот воинский учет не реже одного раза в три года. А в тех организациях, где работают свыше 500 человек, проверки должны проходить на ежегодной основе. Что-то я сильно сомневаюсь, что они были. Но по закону вот так.

Ну, и по поводу штрафов. Штрафы пока небольшие. За несообщение в военный комиссариат сведений о принятых или уволенных гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, ответственность будет по ст. 21.3 КоАП— штраф до 5 000 рублей.

За непредоставление или несвоевременное предоставление сведений по запросу военного комиссариата — ст. 19.7 КоАП, граждан оштрафуют на 500 рублей, директоров — на 5 000 рублей.

Коллеги, мы подготовили для вас памятку по мобилизации + разъяснения для бизнесменов и граждан России.

Начать дискуссию

Опубликованы поручения Президента по итогам Петербургского международного экономического форума-2024

Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам ПМЭФ-2024, который прошел 5–8 июня.

Нацбюро кредитных историй назвало средний размер автокредита

По данным кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в июне 2024 года средний размер выданных автокредитов составил 1,47 млн рублей.

МВД: если поменяли сим-карту, открепите номер от Госуслуг и мобильного приложения

Киберпреступники приобретают старые сим-карты, которые уже были использованы и поступили в повторную продажу.

1

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
УК РФ

Ответственность за цифровые преступления ужесточат

По результатам деятельности созданной в 2020 году на площадке Генпрокуратуры межведомственной рабочей группы подготовлены проекты федеральных законов об ужесточении ответственности за преступления в цифровой среде.

Как разработать детальный финансовый план и бюджет для бизнеса

Разработка детального финансового плана и бюджета — ключевой аспект успешного управления бизнесом. Этот процесс помогает предусмотреть финансовые трудности и эффективно распределить ресурсы, обеспечивая устойчивое развитие компании. В данном руководстве вы найдете пошаговый план для создания финансового плана и бюджета.

Инвестиции

Пополнил брокерский счет на 300 000 в июле. Что купил? Часть 2

Заканчивается июль, а вместе с ним и бюджет, который был выделен на инвестиции. В первой половине месяца я покупал чуть меньше акции, чуть больше облигации, а также немного фондов. Во второй половине месяца действовал примерно по тому же плану.

Пополнил брокерский счет на 300 000 в июле. Что купил? Часть 2
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1

В июле представили обновления: сортировка главной страницы одним кликом, новый инструмент для самозанятых, возможность монетизации для авторов в "Трибуне" и продвижение материалов в блогах компаний. Также улучшен сервис "Клерк.Работа" и введены новые функции для Бизнес Аккаунта и личного кабинета.

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1
2
Обзоры новостей

Налог на бездетность, Ивлеева уплатила долг, НДФЛ при манипуляциях с землей в обзоре

Интересные события в налоговой сфере.

Бухгалтеры не видят актуальных данных ЕНС и не могут сформировать электронные подписи в ЛК. 🔨«Ночной бухгалтер» № 1733

Никогда такого не было... Бухгалтеры жалуются, что в личных кабинетах невозможно посмотреть актуальную информацию по сальдо ЕНС. Данные стоят на 15, 18, 19 июля. Если написать через ЛК налоговикам, сведения обновляются, но не всем. Формировать электронные подписи многие также не могут, не отправить 3-НДФЛ, не обновить электронные подписи.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Инвестиции

Физлицам и компаниям ЕС запретили участвовать в российской схеме обмена активами

Власти Евросоюза призвали инвесторов и компании не участвовать в обмене заблокированных ценных бумаг, поскольку в этом механизме участвует подсанкционный Национальный расчетный депозитарий.

ОСАГО

ОСАГО можно оформить онлайн через Сбер

Водители могут застраховать машину онлайн за несколько минут. Достаточно ввести данные документов и выбрать страховщика на маркетплейсе Сбербанка.

Для россиян тоже установят лимит на количество сим-карт

Несколько сим-карт нужны владельцам гаджетов, которые позволяют управлять умным домом и камерами наблюдения.

Сотрудников не могут заставить сдавать отпечатки пальцев

Частные компании не имеют права проводить дактилоскопическую регистрацию сотрудников, чтобы наладить пропускной режим на объекте.

Бухгалтеры

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года

Подготовили для вас анонс предстоящих вебинаров в августе.

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года
Новости ФНС

ФНС начнет регистрировать личные фонды россиян

Полномочия по регистрации личных фондов для управления бизнесом, имуществом и активами перешли от Минюста к ФНС.

Личные финансы

Цены на туры в Турцию выросли до 300 000 рублей за среднюю путевку

Итоги первой половины лета показали, что отдых на море в этом году стал для россиян дороже еще на несколько десятков процентов. Подорожало все — и гостиницы, и перелеты, и пакетные туры. Причем не только за границей, но и в России.

Бесплатно с Трудовое право

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 

Все зависит от того, в состоянии ли работник доказать, что неправильная запись в трудовой лишила его заработка. Разбираем детали.

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 
Кадровый учет

Перемещение работника

В данном материале рассмотрим, как выглядит процедура перемещения сотрудника. Поговорим о том, какими документами оформляется это кадровое мероприятие. Разберем, в чем состоят отличия между перемещением и переводом работника.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Маркетплейсы

Семь ошибок в общении с покупателями на маркетплейсе и как их избежать

Общение важно в любых отношениях: дружеских, семейных, профессиональных. В бизнесе с помощью правильно выстроенного контакта с клиентами можно отстраиваться от конкурентов и увеличивать продажи. Рассказываем, как правильно наладить общение с клиентам на Ozon и какие ошибки часто допускают продавцы.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Экономика России

Набиуллина: ЦБ не исключает дополнительного повышения ключевой ставки

Годовой прогноз по инфляции повысили до 6,5-7%. Центробанк решил отказаться от базового сценария развития экономики.