В последний раз у нас мобилизация была во время Великой Отечественной войны. Да и военкоматы особо не обращали на это внимания. Как это будет — сейчас, бог его знает. Как теперь все эти требования развернутся в отношении организаций, мобилизационного учета, какие будут меры к директорам приниматься — не знаю.
Я хочу рассказать, как это должно быть по закону.
«Юридические лица всех форм собственности обязаны выполнять комплекс мер в рамках мобилизационной подготовки (п. 1 ст. 9 закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ). При подготовке речь идет о тех мероприятиях, которые проводятся в мирное время для преждевременного обеспечения интересов государства и населения в случае военного положения.
Обязанности компаний в рамках мобилизации закреплены в ст. 9 закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ и включают в себя следующие требования:
1. В отношении воинского учета работников организации
- иметь в структуре предприятия военно-учетные подразделения;
- осуществлять воинский учет и бронирование граждан по специальному перечню;
- отчитываться в соответствующие органы по бронированию при необходимости;
- оказывать поддержку работе военных комиссариатов. В том числе оповещать своих сотрудников и обеспечивать их явку в военный комиссариат (военкомат), на сборные пункты или в воинские части.
2. В части мобилизационной готовности предприятия
- проводить мероприятия по обеспечению мобилизационной готовности, разрабатывать с сфере компетенции предприятия мобилизационные планы;
- создавать мобилизационные органы либо назначать ответственных работников».
Мобилизационная готовность — это когда у вас есть какое-то производство, и вы должны будете взять под козырек и начать производить нужные товары армии.
Что касается мобилизационных мероприятий, мобилизационной подготовки, то, как я сказал, назначаете ответственного сотрудника. И создаете подразделение, если у организации имеются или предвидятся мобилизационные задания.
Что касается воинского учета, он должен был всегда вестись в каждой организации. Насколько он велся или не велся, это большой вопрос. Но теперь, наверное, все-таки, лучше его вести.
Пусть ваш бухгалтер или кадровик заведет карточки воинского учета призывников и военнообязанных. Это называется «карточка гражданина, подлежащего воинскому учету». Самое интересное, что на ИП такая обязанность не возлагается. У них есть, что называется, небольшая льгота.
На основании каких документов ведется воинский учет
Какие документы вам должны предоставить ваши сотрудники:
- удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (призывники),
- военный билет или временное удостоверение, или справка (военнообязанные).
И дальше вы должны будете отчитываться перед военкоматом.
«Состав отчетности работодателя в военкомат:
- сведения о поступлении (увольнении) граждан, подлежащих воинскому учету (форма утверждена приложением № 9 рекомендаций Генштаба ВС от 11.07.2017);
- сведения о работниках, состоящих на воинском учете, а также о тех, кто не состоит, но обязан состоять на воинском учете (форма утверждена приложением № 9 рекомендаций Генштаба ВС от 11.07.2017). Данные предоставляются по запросам военных комиссариатов.
- сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или местопребывания, состояния здоровья работников, состоящих на воинском учете (форма утверждена приложением № 2 порядка, предусмотренного в приложении № 13 к рекомендациям Генштаба ВС от 11.07.2017);
- сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять (форму следует уточнить в военкомате).
По пунктам 1–4 данные предоставляются работодателем в течение двух недель с момента их возникновения».
Ну и, как я уже сказал, нужно «сдать» всех ваших мужчин, кто не состоит на воинском учете, чтобы военкоматы приняли к ним соответствующие меры. Я надеюсь, вы этого делать не будете.
Так же надо подать списки работников мужского пола пятнадцати-шестнадцатилетнего возраста. А еще вы делаете списки граждан, пребывающих в запасе, для сверки учетных сведений, карточек с учетными данными граждан, состоящих на воинском учете в других военных комиссариатах.
И еще есть проверки со стороны военкомата. Но лично я за всю свою жизнь в среде микро, малого бизнеса и среднего не сталкивался с проверками из военкоматов, чтобы сотрудники военкоматов приходили в организации и проверяли, как у вас осуществляется этот воинский учет.
Вывод
Короче, в обычных организациях военкоматы должны проверять, как осуществляется весь этот воинский учет не реже одного раза в три года. А в тех организациях, где работают свыше 500 человек, проверки должны проходить на ежегодной основе. Что-то я сильно сомневаюсь, что они были. Но по закону вот так.
Ну, и по поводу штрафов. Штрафы пока небольшие. За несообщение в военный комиссариат сведений о принятых или уволенных гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, ответственность будет по ст. 21.3 КоАП— штраф до 5 000 рублей.
За непредоставление или несвоевременное предоставление сведений по запросу военного комиссариата — ст. 19.7 КоАП, граждан оштрафуют на 500 рублей, директоров — на 5 000 рублей.
Начать дискуссию