И этот законопроект направлен на борьбу с этими мошенниками. Давайте чуть подробнее об этом поговорим.
Проект Федерального закона № 197920-8
Для начала я пройдусь по пояснительной записке и скажу, почему решили этот законопроект принять.
«Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» (далее — законопроект) разработан с целью совершенствования механизма противодействия хищению денежных средств («антифрода») в качестве превентивных мер».
Почему решили сделать этот механизм
«В 2021 году совокупное количество операций по переводу денежных средств без согласия клиента и операций по переводу денежных средств, совершенных с использованием приемов и методов социальной инженерии, увеличилось на 33,8% (1 035,01 тыс. операций за 2021 год по сравнению с 773,27 тыс. операций за 2020 год), среди них доля операций по переводу денежных средств, совершенных с использованием приемов и методов социальной инженерии, снизилась с 61,8 до 49,4%. Совокупный объем таких операций вырос на 38,8%, составив 13 582,23 млн. рублей по сравнению с 9 783,13 млн. рублей за 2020 год. За два месяца 2022 года количество указанных операций составило 738,073 тыс. операций по сравнению с аналогичным периодом 2021 года 306,950 тыс. операций».
Дело в том, что у Центрального банка и у всех банков уже есть база данных и критерии, по которым они могут вычислить, левая это была операция или нет. Или вы действительно сами эту операцию совершаете. Даже это будет вычисляться, когда вы совершаете операции по картам и даже с использованием системы быстрых платежей.
И если банку покажется, что эта операция без вашего добровольного согласия или вы как бы согласились под воздействием мошенников, она будет заблокирована на пару дней. Вы имеете право после этого отдать банку повторное распоряжение.
Банк смотрит на эту ситуацию, когда получит повторное распоряжение, и если банк видит, что нет каких-то иных дополнительных обстоятельств, которые свидетельствовали бы о том, что вы по-прежнему пытаетесь деньги перевести мошенникам, банк бы, наверное, вам операции все проведет. Но если банк будет видеть дополнительные обстоятельства, он вас проинформирует об опасности и отказе. Он вас, кстати, и до этого проинформирует.
Про риски переводов
Короче, если оператор видит, что есть признаки мошенничества, он приостанавливает прием к исполнению распоряжения клиента о переводе денежных средств на два дня. Кстати, банк теперь будет еще проверять получателя, не мошенник ли он.
«Оператор по переводу денежных средств в рамках реализуемой им системы управления рисками определяет в документах, регламентирующих процедуры управления рисками, процедуры выявления операций, соответствующих признакам осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента, на основе анализа:
- характера, параметров и объема совершаемых его клиентами операций (осуществляемой клиентами деятельности);
- полученной на основании части 7 статьи 27 настоящего Федерального закона от Банка России информации, содержащейся в базе данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента;
- полученной на основании части 3.4 настоящей статьи от оператора по переводу денежных средств, обслуживающего получателя средств, а также от операторов услуг платежной инфраструктуры в рамках проводимых ими мероприятий по противодействию осуществлению переводов денежных средств без добровольного согласия клиента, предусмотренных частью 4 статьи 27 настоящего Федерального закона, информации об операции, соответствующей признакам осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия клиента, в случаях, если передача такой информации предусмотрена правилами платежной системы, с использованием которой осуществляется перевод денежных средств.
Оператор по переводу денежных средств после выполнения действий, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи, обязан незамедлительно в порядке, установленном договором, заключенным с клиентом, предоставить клиенту информацию:
а) о выполнении им действий, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи;
б) о рекомендациях по снижению рисков повторного осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия клиента;
в) о возможности клиента подтвердить распоряжение не позднее одного дня, следующего за днем приостановления оператором по переводу денежных средств приема к исполнению указанного распоряжения, способами, предусмотренными договором, заключенным оператором по переводу денежных средств с клиентом, либо о возможности направления клиентом повторного распоряжения, содержащего те же реквизиты получателя (плательщика) и ту же сумму перевода (далее — повторное распоряжение), в случае отказа оператора по переводу денежных средств в осуществлении операции клиента в соответствии с частью 3.1 настоящей статьи».
Настоятельно рекомендую изучить этот документ.
Вывод
Если оператор по переводу денежных средств не выполнит свои обязанности по идентификации клиента физического лица, в этом случае вы не потеряете ваши деньги. Банк вам их возместит.
«В случае если оператор по переводу денежных средств, обслуживающий плательщика, получает от Банка России информацию, содержащуюся в базе данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента, и после получения от Банка России указанной информации исполняет распоряжение клиента — физического лица об осуществлении такого перевода денежных средств в нарушение требований, установленных в частях 3.1, 3.3 статьи 8 настоящего Федерального закона, то оператор по переводу денежных средств, обслуживающий плательщика, обязан возместить клиенту — физическому лицу сумму перевода денежных средств без добровольного согласия клиента в течение тридцати дней, следующих за днем получения соответствующего заявления от клиента — физического лица».
Банк не должен исполнять ваше распоряжение, он должен заблокировать операции, вас обо всем предупредить. Подождать два дня. Вы за эти два дня остынете. Потом он выполнит вашу операцию, но вы за два дня остынете. А если он видит, что вы не остыли и там все равно есть обстоятельства, он опять вас чуть-чуть блокирнет, понимаете.
Но если банк проигнорировал все это, то он обязан возместить клиенту физическому лицу всю сумму перевода денежных средств в течение 30 дней.
Конечно, это создает некоторые трудности. И, кстати, это относится к электронным денежным средствам тоже. Например, я объяснялся с оператором и нормально, после повторных команд переводили.
Я лично поддерживаю этот законопроект. Потому что уже 13,6 млрд рублей украдено, куда дальше-то?
Дай бог, чтобы наша Дума скорее приняла этот законопроект. Надеюсь, информация пошла вам на пользу. Жду ваших комментариев. Не подпадайте под руку мошенников и, может быть, воспользуетесь моим советом, не берите звонки с незнакомых телефонных номеров.
Спасибо и удачи в делах.
Комментарии
1Почему-то вспомнилось: "всё украдено до нас"