Насколько я понял, речь шла только о мире бизнеса, ибо по некоторым данным количество блокировок расчетных счетов за этот 2017 год перевалило за 500 тыс. Руководитель Росфинмониторинга радостно доложил, что они борются с экстремизмом и с отмыванием доходов, полученных преступным путем.
Я ежедневно встречаюсь с бизнесменами. За 15 лет я не видел ни одного бизнесмена, который бы отмывал доходы, полученные преступным путем. Ни одного.
Отвлечемся от нормативной базы и посмотрим на суть вещей. С точки зрения сути вещей, что такое «отмывал доходы, полученные преступным путем»? Вы должны получить эти доходы преступным путем, а затем легализовать.
Приведу примеры:
- Вы торгуете незаконно оружием. Однозначно доход получен преступным путем.
- Потом вы этот доход вводите в легальный бизнес. Таким образом вы отмыли доход;
- Вы торгуете наркотиками. Однозначно доход получен преступным путем. Затем вы этот доход вводите в бизнес и легализуете;
- Вы держатель обнальной сети. Вы не пользователь обнальной сети, а вы именно держатель. Это подпадает под статьи 173.1 УК РФ и 173.2 УК РФ: до 5 лет лишения свободы. Значит, вы отмыли доход, полученный преступным путем. Потом вложили в недвижимость, т.е. опять отмыли;
Совершенно дурацкий пример. Допустим, вы торгуете живым товаром: поставляете русских девочек в греческие бордели. Вы тоже добыли доход, полученный преступным путем. А потом, например, открыли бизнес по пассажирским перевозкам, купили автобусы. Это тоже отмывание дохода.
Скажите мне, пожалуйста, если бизнесмен просто проводит операции транзитом, где в этом случае отмывание доходов, полученных преступным путем? Согласно указаниям ЦБ РФ, транзитные операции – это финансирование терроризма. Поэтому заблокируем и накажем.
Еще один пример. Бизнесмен снимает слишком много наличности. Эту наличность тратит на закуп лома черных и цветных металлов, потому что закупает у физических лиц. Есть закупочные акты, паспортные данные. Где в этом случае отмывание доходов, полученных преступным путем?
Согласно Методическим рекомендациям ЦБ РФ от 21 июля 2017 года №18-МР и Методическим рекомендациям ЦБ РФ №19-МР от 21 июля 2017 года, такие операции являются отмыванием доходов, полученных преступным путем и финансированием терроризма.
Про 200 признаков «терроризма»
На сегодняшний день таких критериев, свидетельствующих об отмывании доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, уже более 200.
Еще один пример. Вы заключили сделку, редкую для вашего бизнеса. Вы занимаетесь строительством, а ваш рекламщик, например, великолепно разбирается в продвижении. Вы решили на этом немного подзаработать и заключили с соседом контракт на то, что ваш специалист по рекламе в свободное время от имени вашей компании будет заниматься продвижением его бизнеса. Если вы совершаете такие редкие операции для вашего бизнеса, используя те виды экономической деятельности, которые у вас не прописаны в уставе. Это тоже относится к отмыванию доходов, полученных преступным путем или финансированию терроризма.
Приведу еще «прикольный» пример. Вы не сняли кэш с расчетного счета – вы положили наличность на расчетный счет. Банк, конечно, имеет право запросить, откуда эта наличность взялась. А может просто заблокировать счет, сославшись на указания Центрального банка. Коммерческий банк под страхом отзыва лицензии не может отказать Центральному банку. Иначе отнимут лицензию, обвинив сам коммерческий банк в финансировании терроризма.
Вопрос: бизнесмены, которые делают все то, что я перечислил, являются террористами? Или отмывают доходы, полученные преступным путем? Нет конечно. Но тогда возникает вопрос: а зачем они это делают? Зачем ввели такие драконовские правила?
Честно? Не знаю…
Если мы начнем немного догадываться и предполагать… Либо ЦБ РФ решил умышленно нанести вред российской экономике… Мне страшновато бросаться такими обвинениями. Либо ЦБ РФ не знает, что делать…
Есть и третий вариант. Цель очень проста: запугать мир бизнеса до такой степени, чтобы все были шелковыми. Реальная цель: поставить каждую копейку под свой контроль, под видом борьбы с финансированием терроризма и отмыванием доходов, полученных преступным путем. Поставить под свой контроль каждую копейку.
Я высказал свое оценочное суждение. Я совершенно точно знаю, что, когда российский бизнесмен производит стулья, торгует автомобилями, организует охранную деятельность, оказывает бухгалтерские услуги, строит дома, собирает лом металлов, он не занимается отмыванием доходов, полученных преступным путем. Даже, когда он платит конвертную зарплату, да, он нарушает закон, да, его деяния могут подпасть под Уголовный кодекс, но он точно не финансирует террористов. Ибо его сотрудники точно не террористы.
Про временное затишье
После выхода Методических рекомендаций ЦБ РФ от 21 июля 2017 года №18-МР и №19-МР Центральный банк ничего не выпускал в плане появления новых критериев. ЦБ РФ был вынужден остепениться.
Почему? Потому, что деньги стали уходить из банковского сектора. Бизнесмены и просто граждане, имеющие пластиковые карточки, понимая, что их в любой момент могут объявить террористами, заблокировать счета, арестовать деньги, поставить в так называемый стоп-лист, стали все меньше использовать коммерческие банки, уходя полностью в тень. Деньги, если посмотреть официальную статистику, стали уходить из банковского сектора.
Стали бежать из банковского сектора!
Конкретный пример. Нормальный бизнесмен имеет счета в очень уважаемом банке: личный счет и счет компании. До последнего времени на его личных счетах лежали очень приличные депозиты под мизерный процент. Несколько десятков миллионов рублей. Он сдуру снял в течение короткого периода времени несколько миллионов рублей и допустил ошибку, которая подпадает под критерии отмывания доходов: был транзит.
С конца июля новых указаний не появилось, но и серьезных послаблений тоже не вышло. Присутствует временное затишье, потому что в какой-то степени, держатели финансов Российской Федерации (ЦБ РФ и немного Минфин) в какой-то степени осознали, что перегнули палку. Сильно перегнули…
Про честный подход
Да, многие бизнесмены связаны с обналичкой. Да, многие из них не платят налоги, но никто не отмывает доходы, полученные преступным путем, и никто в реальной жизни не финансирует террористов. Критерии разработаны таким образом, что чтобы ты ни сделал – ты уже террорист.
Я против конвертной зарплаты, я против обналички.
Давайте скажем бизнесменам: «Ребята, вы не террористы, вы не отмываете доходы. Мы будем блокировать у вас счета, если мы обнаружим, что вы не полностью платите налоги». Тогда это будет честный подход.
В таком случае, почему Центральный банк взял на себя функции сотрудников, занимающихся оперативно-розыскной работой? Почему ЦБ РФ заставляет коммерческие банки заниматься оперативно-розыскной работой? Почему ЦБ РФ с коммерческими банками взял на себя функции следователей? Если Вы внимательно почитаете инструкции оперативников и следователей, вы увидите, что сотрудники коммерческого банка, по сути дела, должны провести расследование по клиенту, чтобы установить, квалифицирован он для обслуживания, не квалифицирован и т.д. Кто дал такое право?
Почему ЦБ РФ взял на себя функции полицейских? Чем тогда полицейские занимаются?
Почему банки взяли на себя функции судов? Ведь, в общем и целом, презумпцию невиновности никто не отменял, и только суд может установить, виноват человек или не виноват. А в банке операционист или представитель Росфинмониторинга принимает решения, что ты – террорист, и отмываешь доходы! К чертовой матери, блокируем.
Почему и кто дал право банкам взять на себя функцию прокуратуры? Банки сами за собой надзирают. Понимаете? По сути дела, коммерческий банк, нанося ущерб бизнесу, не несет никакой материальной ответственности. В Федеральном законе написано, что предъявлять банку материальные претензии запрещается. Почитайте №115-ФЗ: бизнесмен не может потребовать от банка компенсировать нанесенный ущерб.
Про «детский сад»
Как я отношусь к Методическим рекомендациям ЦБ РФ №29-МР от 10.11.2017г.? Детский сад и сбоку бантик… Правила Центральный банк не меняет, а лишь слегка пожурил коммерческие банки. И написал: «Ребятки, чуть-чуть поаккуратней. Не наглейте. Не надо без разбора всех блокировать».
Критерии не отменили: они как были слегка неразумными и слегка неадекватными, так они и остались. Как было этих критериев больше 200, так и осталось. Эти новые указания ЦБ РФ – мертвому припарка. Это даже не косметический ремонт – это хорошая мина при плохой игре. Может быть, коммерческие банки будут меньше бояться, а соответственно, меньше блокировать. Но эти указания не меняют кардинально правила игры.
Кардинальные изменения заключались бы в том, если бы действительно разработали разумные критерии на тему финансирования терроризма и отмывания доходов, полученных преступным путем. Например, всем бизнесменам бы сказали: «Мы больше не потерпим связь с обнальными конторами. Если мы обнаружим это взаимодействие, мы не заблокируем счет, а мы подадим иск в суд.
И суд примет решение о том, была связь с обналом или нет. Также мы напишем заявление в ОБЭП, чтобы оперативники проверили компанию на наличие обнала. Если сотрудники ОБЭП докажут, тогда они передадут материалы следователям. Если следователи эти факты подтвердят, тогда возбудят уголовное дело». Должна быть честная игра. Понимаете? А не «детский сад»: транзитная операция – значит террорист.
Про снятие блокировки с расчетного счета
Что делать в ситуации, если вас все-таки признали «террористом» и заблокировали счет?
Совершенно, однозначно, привезите подлинники документов, свидетельствующих о том, что вы осуществляли реальные бизнес-операции.
Но главное не это. Вы можете привезти подлинники документов, у вас их возьмут, а потом счет заблокируют. Просто окажется, что документы потеряли, или никто не удосужился их открыть и изучить, задать вам дополнительные вопросы для прояснения каких-то моментов, связанных документами. Поэтому главное – не привезти эти документы. Главное – добиться, чтобы они были изучены представителем Росфинмониторинга.
В таких случаях я с клиентами делал так: мы приходим, предоставляем документы, и клиент пишет письменную просьбу в банк, даже не требование, а просьбу передать эти документы, если нужно в отсканированном виде, представителю Росфинмониторинга. Эту просьбу мы пишем представителю Росфинмониторинга, чтобы он внимательно посмотрел, изучил и дал мотивированный письменный ответ… Надо всегда оставлять письменные следы… Мотивированный письменный, потому что в этом случае, мы сможем эту бумагу использовать в суде.
Что еще можно сделать? В конце концов, можно проявить элемент жесткости и сказать: «Я обращусь в суд». Что это означает? Если у вас есть подлинники документов, свидетельствующие о реальности бизнес-операций, суд точно будет на вашей стороне. А соответственно, потом в суде вы можете настоять на том, чтобы с банкиров, может быть, взыскали какую-то копейку. Я подчеркиваю, практики особой нет. К тому же, репутация банка пострадает, а банку это не надо.
Но если это был обнал… Если вы не в состоянии пояснить, происхождение денег, реальность бизнес-операций, тогда пиши-пропало.
В досудебном порядке все-таки решить вопрос можно: хорошее общение, полная открытость, подлинники и сканы документов, письма в Росфинмониторинг, легкое предупреждение, поход к управляющем… Но все эти действия возможны только при условии, если вы не будете допускать нарушения, о которых я писал в статье «15 рекомендаций «Как избежать блокировки расчетного счета».
Про «черный список»
Если все совсем плохо, и бизнесмен попал в «черный список», то прежде, чем вы начнете открывать новую фирму на подставное лицо или еще делать что-то подобное, сделайте все возможное и невозможное, чтобы обелить свое честное имя и реабилитировать его. Потому что, если вы веё-таки попадете в стоп-листы и в черные списки, то это клеймо на наше имя чуть ли не на всю оставшуюся жизнь. После этого, каким бы вы правильным ни были, коммерческие банки все равно будут относиться к вам с опаской.
Я много раз видел бизнесменов, которым отказывают в открытии счетов.
Конкретный пример. Бизнесмен открывает счет. Через две недели банк, узнав о том, что он в стоп-листе, закрывает этот счет. И так до четырех раз подряд. Открывали, а потом закрывали. В конце концов, после этого бизнесмен ушел полностью в нелегальную зону. За что он попал? За связь с обнальными конторами. Он не финансировал террористов, он не отмывал доходы, полученные преступным путем. Он, всего-навсего, пользовался услугами обнальных контор.
Другой пример. Женщина пришла в коммерческий банк. Ей нужна была наличность. Подруга, работающая в этом коммерческом банке, посоветовала: «Что ты мучаешься? Создай ИП сама на себя, и мы на тебя заведем 10 пластиковых карточек. Если ты будешь деньги кэшить по одной пластиковой карточке, тогда это будет слишком большие суммы, и это будет слишком заметно. А если ты сделаешь себе 10 пластиковых карточек, то это будет незаметно. Это будет размазано». Сама сотрудница коммерческого банка дает совет.
Но сотрудница коммерческого банка была слегка безграмотной. В Росфинмониторинге посчитали по-другому. Ровно две недели она так проработала. Все 10 карточек заблокировали. Заодно и заблокировали расчетные счета основного бизнеса: с ООО деньги переводились на расчетный счет ИП, а затем «веером» по карточкам.
Поэтому поаккуратнее. Легче всего, скажем так, смириться, согласиться, зарегистрировать бизнес на подставных лиц, но это не решает проблему на 100%. Решение проблемы: если вы любыми законными путями, в том числе, через суд, докажите, что вы не финансировали террористов и не отмывали доходы, полученные преступным путем. Но 100% волшебных решений, к величайшему сожалению, в этой области нет.
С другой стороны, если вы скажете: «Я гордый, я никому ничего не обязан доказывать, я никакие документы не понесу»… Хорошо, не неси. Полежат денежки несколько месяцев. Коммерческий банк предложит дней через 10 или через месяц: «Счета закрываем. Переводи свои деньги куда хочешь. Мы даем тебе шанс открыть счета в другом банке. Забирай свои деньги и уматывай». Это один вариант развития событий.
Второй вариант развития событий. Коммерческий банк скажет: «Забирай под комиссию 10% и до свидания». Под комиссию 10%!
Третий вариант. Коммерческий банк скажет: «Под комиссию (внимание!) 25 % (есть такие коммерческие банки) забирай и до свидания». Вы в ответ скажете: «Не буду забирать. Я – честный человек». В этом случае, ваши деньги через пару месяцев окажутся на корсчете ЦБ РФ и будут там лежать до тех пор, пока вы не докажете, что вы – не террорист.
Вы скажете: «Я не буду никому ничего доказывать». Тогда эти деньги там останутся и отойдут в бюджет государства. Я вас поздравляю…
Начать дискуссию