Менеджмент

Миссия выполнима

Корпоративный буклет каждой компании начинается с миссии организации. Однако часто то, что декларируется на бумаге, не имеет ничего общего с реальными целями и устремлениями компании.

Корпоративный буклет каждой компании начинается с миссии организации. Однако часто то, что декларируется на бумаге, не имеет ничего общего с реальными целями и устремлениями компании.

Марина МЕЛИЯ, профессор психологии, генеральный директор консультативной компании "ММ-Класс"

Журнал «Кадровое дело» №7, 2004

В правильном направлении

Прямое определение понятия "миссия" - предназначение человека, организации. Как часто в повседневной жизни мы задумываемся о том, для чего мы живем, в чем смысл нашего существования, куда двигаться дальше?.. А ведь для организации бесцельное существование так же разрушительно, как и для человека. И миссия как раз и выражает основной смысл, предназначение и принципы жизни организации. Если она проработана, понятно, куда ты идешь, что нужно брать с собой в дорогу, а что лишнее.

Меня часто спрашивают, когда руководитель организации должен задуматься о выработке миссии. В идеале предназначение компании нужно сформулировать еще до ее создания. Однако большая ошибка - "придумывать" миссию только потому, что так принято, или потому, что она есть у других. Руководитель должен почувствовать внутреннюю потребность в создании миссии - только тогда она будет работать, двигать компанию вперед. В противном случае миссия останется лишь красивой, но праздной декларацией в корпоративном буклете.

Для кого пишется миссия?

В первую очередь для себя, то есть для организации. Миссию нельзя привнести извне: миссия и стратегия каждой организации уникальны, как уникальна и сама организация - ее история, ценности, деловая культура, люди. Сегодня многие фирмы для разработки миссии и стратегии приглашают внешних консультантов. Однако самый неправильный и неэффективный путь - просить консультанта самого "придумать" миссию. Другой вариант, когда миссию разрабатывает руководитель компании, также непродуктивен: написание миссии - дело коллективное, в нем обязательно должны участвовать топ-менеджеры, собственники и ближайшее окружение. Задача внешних консультантов - не предлагать готовые схемы и "правильные" модели из учебников по менеджменту, а, отталкиваясь от ресурсов, потребностей, интересов компании, так организовать процесс выработки единого понимания по этим жизненно важным для нее вопросам, чтобы дать мощный импульс к дальнейшему развитию организации, ее движению вперед.

Бумажная работа

Когда я провожу семинар по разработке миссии и стратегии организации, очень быстро выясняется, что не только у руководителей, но буквально у всех сотрудников абсолютно разное представление о том, какой будет организация через год, через три, на какие стратегические рубежи они хотят выйти и что для этого нужно сделать. Это становится откровением для первого лица компании. И сотрудники тоже понимают, что по-разному мыслят, по-разному видят, по-разному относятся ко многим вещам и в этом причина большинства конфликтов и неувязок. А надо, чтобы как можно больше людей знали, к чему компания стремится: когда каждый понимает общую задачу, он соотносит свои интересы с общими, возрастает взаимодействие и объективно люди начинают лучше работать. Поэтому и нужно периодически "сверять часы", корректировать стратегические ориентиры.

Предприятие, которое имеет хорошо продуманную миссию, четко понимает, что надо делать, к чему стремиться, какие задачи являются первоочередными, какие - второстепенными, а за что и вовсе не имеет смысла браться. Так как существуют четко обозначенные цели, вся поступающая информация фильтруется по принципу "черное - белое", нужное - ненужное: все полезное принимается, запускается в работу, а все ненужное, лишнее автоматически отбрасывается. Это позволяет сконцентрировать всю свою энергию на достижении цели, благодаря чему эффективность жизнедеятельности компании возрастает в разы.

Очень часто миссия существует лишь в голове у руководителя. Мои клиенты - крупные собственники, управленцы высшего уровня -люди, безусловно, талантливые, способные, целеустремленные, но часто они не могут четко сформулировать миссию и донести ее до своих подчиненных. Поэтому очень важно, чтобы миссия была прописана на бумаге. Мой опыт показывает, что, если миссия и стратегия не сформулированы в письменном виде, люди не так четко понимают, чем занимается организация, к чему она стремится, каковы ее нормы, ценности, задачи и т. д.

Собрание миссионеров

Как правило, семинар по разработке стратегии и миссии компании длится от одного до трех дней. В обсуждении участвует группа топ-менеджеров от 8 до 15 человек: работа в большем составе будет малоэффективной, и "мозговая атака" просто захлебнется. Заранее оповестите участников обсуждения о дате, месте и времени мероприятия. При этом очень важно, чтобы руководитель отнесся к мероприятию серьезно: тогда и остальные менеджеры проникнутся его значимостью, будут активно участвовать.

В процессе обсуждения руководитель не должен давить на участников своим авторитетом - лучше занять "рядовую" позицию, сесть в общем кругу, предоставив место ведущего приглашенному консультанту. Кстати, такое нивелирование позволит первому лицу взглянуть на ситуацию со стороны, узнать много нового и о компании, и о сотрудниках.

Нельзя пытаться с помощью миссии повысить значимость компании, показывать ее лучше, чем она есть на самом деле. Цензура также запрещается: нельзя готовить несколько вариантов миссии - для клиентов, партнеров, рядовых сотрудников. Такие квази-миссии приносят только вред, не способствуют сплочению коллектива и дальнейшему развитию организации.

На семинаре мы обязательно обсуждаем три важнейших фактора, которые влияют на жизнедеятельность организации и без которых понимание и выработка миссии невозможны. Это желания компании ("хочу"), ее возможности, ресурсы ("могу") и объективные потребности внешней среды, рынка ("надо"). Эти "хочу", "могу" и "надо" всегда присутствуют и в нашей жизни, и в жизни организации, и на разных этапах меняются ролями: что-то становится основным, а что-то второстепенным.

На практике эти три фактора достаточно редко находятся в равновесии: не всегда легко увязать стремления, интересы руководителя и ресурсы организации с внешними потребностями рынка. Поэтому, когда мы работаем с компанией, мы смотрим, каковы ее конкурентные преимущества, финансовые возможности, что за люди работают в организации, за счет чего возможно добиться поставленных целей. Конечно, в первую очередь должны быть учтены желания и стремления руководителей и собственников компании, но очень важно, чтобы эти стремления разделяли и остальные сотрудники: если такого понимания нет, компания не будет работать эффективно, никогда не станет лидером в своей отрасли или сегменте рынка. Затем необходимо проанализировать ресурсы компании, выяснить, что поможет достичь поставленных целей, в чем ее "конек", конкурентные преимущества. После этого мы оцениваем потребности рынка на данный момент. На стыке этих трех составляющих-"хочу", "могу" и "надо"-и формируется миссия, продукт, который соответствует желаниям людей, их возможностям и потребностям рынка. Миссия, выработанная коллективно, с учетом мнений менеджеров компании, будет действительно рабочей и жизнеспособной. К тому же на выходе после совместного обсуждения вы получите сплоченную команду, которая сможет эту миссию эффективно реализовывать.

Очень важно, чтобы с миссией ознакомился каждый сотрудник компании. Как лучше ее донести до всех членов коллектива, подскажет консультант: в крупной компании это может быть ряд семинаров с активным участием менеджеров среднего и высшего звена, в небольшой - общее собрание. Мы рекомендуем нашим клиентам оформить и вывесить миссию в офисе - это подчеркнет ее значимость и будет свидетельствовать о развитой корпоративной культуре в компании.

Прежде всего необходимо назначить приказом по компании рабочую группу из состава руководящих работников компании. В состав рабочей группы обязательно должен входить координатор рабочей группы, который, имея определенную подготовку в области стратегического планирования и авторитет в компании, выполняет методические и организующие функции. Рабочая группа предварительно обсуждает на своих заседаниях все аспекты будущего документа, его содержание. Вначале это могут быть формальные ответы на поставленные в схеме вопросы. За основу проекта миссии можно принять следующую структуру:

1. Философия и этика ведения бизнеса.

2. Система ценностей.

3. Потребители продукции организации.

4. Предоставляемые продукты и услуги.

5. Области деятельности и рынки. География рынков.

6. Обязательства по стабильности существования и развитию в части клиентов, продуктов и услуг, рынков и технологий.

7. Технологии.

8. Отношение фирмы к внедрению передовых технологий.

9. Концепция управления.

10. Преимущества в сравнении с конкурентами.

11. Заботы фирмы об общественном лице и регионе, где ведется бизнес.

12. Обязательства перед работниками. Забота о них. Ценность работника для фирмы.

Требования, обычно предъявляемые к миссии, - краткость, лаконичность. Обычно консалтинговыми компаниями рекомендуется методами мозгового штурма доводить текст до "удобоваримого" состояния. В этом случае обеспечивается выбор лаконичных формулировок, а кроме того, обеспечивается согласование точек зрения различных работников и выработка обобщенного взгляда на организацию. Наибольшие трудности при разработке миссии заключаются в различном видении работниками компании ее настоящего и будущего. В этом случае мозговой штурм превращается в излишнюю трату времени. Приведение текста к лаконичному виду можно поручить координатору рабочей группы. Он обеспечивает неформальное обсуждение подготовленного варианта с работниками компании, имеющими склонность к аналитическому мышлению. Так постепенно текст доводится до нужной формы.

Как часто надо переписывать миссию, вносить в нее какие-то исправления? Все зависит от того, каким бизнесом вы занимаетесь и какие задачи перед собой ставите. Например, со временем одни бизнесы устаревают, отмирают, на их место приходят новые. Вы занимались консалтингом, к этому еще добавился аудит. Надо что-то менять в миссии? Возможно. А если вы занимались оказанием почтовых услуг и продолжаете их оказывать, здесь, возможно, ничего не надо менять.

Начать дискуссию

Татьяна Бакальчук: я подтверждаю начало бракоразводного процесса

«Я не заложница, ни от кого не прячусь»: Татьяна Бакальчук опубликовала видео после заявлений о «рейдерском захвате» Wildberries

Отмена транспортного налога, вычеты для самозанятых, налог на бедных в финансовом обзоре

Ключевые налоговые события

Селлеры наблюдают с тревогой за ситуацией с Wildberries. Приняли закон с изменениями в налоговой политике. 💣«Ночной бухгалтер» № 1730

День вышел насыщенным - обсуждали скандал вокруг объединения Wildberries и Russ, обсуждали налоговые проверки, приняли в третьем чтении закон по реализации основных направлений налоговой политики на 2023-2025 годы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
НДС

Осталась неделя, чтобы продавцам из ЕАЭС встать на налоговый учет в РФ

Если компания из ЕАЭС продает товары через интернет на территории РФ, ей нужно зарегистрироваться в налоговой и платить НДС в России.

НК РФ

❗❗❗ Госдума приняла масштабный закон с множеством изменений и новшеств в налоговой политике 2023-2025

Принятый сегодня ГД в окончательном третьем чтении закон по реализации основных направлений налоговой политики на 2023-2025 годы уточняет законодательство по отдельным налогам и сборам, а также содержит ряд новаций в НК по совершенствованию и упрощению налогового администрирования.

1

Финансовый результат большинства российских банков за первое полугодие 2024 оказался хуже, чем в 2023

На финансовый результат негативно влияет высокая ключевая ставка и увеличение доли проблемных активов и, следовательно, дополнительных резервов.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Маркетплейсы

96% продавцов маркетплейсов переживают о предстоящих законодательных изменениях в электронной коммерции

Партнеров маркетплейсов беспокоят растущие требования к маркировке и сертификации товаров. Однако большинство предпринимателей не собираются уходить из сферы e-commerce.

Маркетплейсы

Wildberries сменил юридическое лицо

ООО «Вайлдберриз» сменил юридическое лицо маркетплейса на ООО «РВБ».

УК РФ

За участие в нежелательных иностранных организациях можно получить уголовную ответственность

До четырех лет лишения свободы можно получить за участие в работе иностранной компании, которую признали нежелательной в России.

Ведение бизнеса

Nestle не будет производить KitKat в России

Швейцарская компания опровергла слухи о том, что в Перми снова запустят производство шоколада под брендом KitKat.

Бесплатно с Увольнение

Почему нельзя уволить сотрудника из-за прекращения договора с контрагентом: последствия

Работодатель хочет подстраховаться и ограничить срок трудовых договоров сроком отношений с контрагентами, чтобы не вести бизнес в убыток. Разбираем, почему это незаконно и во что может вылиться. 

Почему нельзя уволить сотрудника из-за прекращения договора с контрагентом: последствия
Воинский учет

Компании будут информировать военкоматы о сотрудниках, которые не встали на воинский учет

Работодатели будут отправлять документы о сотрудниках в военкомат через Госуслуги и Реестр воинского учета.

Я так больше не могу: как избежать выгорания на работе

Как избежать выгорания на работе и что делать, если все же вы ощущаете его уже долгое время, разберем в статье.

Я так больше не могу: как избежать выгорания на работе

Какие изменения будут приняты для ИП на УСН с 2025 года

Помимо уже принятых изменений в НК с 2025 года готовятся отдельные поправки для ИП, работающих на УСН и ПСН.

Какие изменения будут приняты для ИП на УСН с 2025 года
Пенсии

Уход за пенсионером: как получить компенсацию и пенсионные баллы

Некоторые граждане могут официально оформить уход за пожилым человеком и получить ежемесячную компенсацию и пенсионные баллы за это. Рассказываем, кто может оформить уход за пенсионером, что для этого нужно и какой стаж в этом случае положен.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Банки

В мобильных приложениях трех банков произошел сбой

Клиенты Росбанка, Россельхозбанка и Райффайзенбанка не могут пользоваться мобильными приложениями. Кредитные организации могли стать жертвами хакерских атак.

НДС

Как организовать раздельный учет НДС по основным средствам

Если основные средства используется одновременно для облагаемых и необлагаемых НДС видов деятельности, нужно вести раздельный учет входного НДС, чтобы правильно применять вычеты.

Как организовать раздельный учет НДС по основным средствам
Миграционный учет

Полиция будет высылать мигрантов за нарушение законов РФ

Раньше решение о высылке иностранцев-мигрантов принимал суд. Срок временного пребывания в РФ без визы сократят со 180 до 90 дней.

Маркетинг

Практический гайд по применению нейросети ChatGPT в работе маркетолога

В этом материале расскажем как превратить нейросеть в незаменимого помощника (да, это возможно), который возьмет часть вашей работы на себя.

Интересные материалы

Маркетплейсы

Отказное письмо на товар

Для создания и реализации товара, который по закону должен быть сертифицирован или декларирован, необходимо получать специальный документ — сертификат (или декларацию) соответствия. На продукцию, не подлежащую сертификации, нужно оформить письмо, в котором будет сказано, что сертификат не требуется.

Отказное письмо на товар