Коучинг в России – новое, бурно развивающееся и, безусловно, перспективное направление организационного консультирования. Как любая новинка, на которую возлагаются большие надежды, за свое существование (считается, что коучинг пришел к нам в начале 90-х годов) он успел обрасти множеством мифов, легенд и заблуждений.
Основное заблуждение связано с тем, что коучинг принято рассматривать через различия между ним и другими направлениями психологической работы. На вопрос "что такое коучинг" дается ответ "коучинг – это не …". Определение ниши, занимаемой коучингом в консультировании, происходит по принципу хорошей рекламы – показать уникальность продукта. В результате коучинг замыкается в пределах этих ограничений и теряет связи с уже накопленным опытом.
Российскую психологическую действительность отличает отсутствие единых правил консультирования, организационных, юридических и этических норм. Коуч работает по принципу кустаря-одиночки, реализуя собственные идеи. Клиент – не база для творчества, но в коучинге он - заложник того, как коуч распорядится персональной ответственностью за свои действия. В настоящее время именно коучинг формирует образ организационного консультирования, и не хотелось бы повторения печальной истории с дианетикой, когда-то оказавшей психологии медвежью услугу, превратив ее в инструмент манипулирования обывателями.
Огромное число заблуждений связано с принципами коучинга, позицией коуча и обратившегося к нему клиента. Считается, что коуч должен помогать в раскрытии потенциальных возможностей клиента и ему не обязательно иметь представления о проблемах бизнеса. Грамотный коуч в своей работе сочетает оба аспекта: личностный подход к клиенту и ориентировку в той области бизнеса, в которой он осуществляет коучинг. Одно без другого невозможно. Не имеющий психологического содержания коучинг сводится к профессиональному обучению, с другой стороны, коуч, не учитывающий особенностей сферы бизнеса клиента, способствует его саморазвитию вне профессиональной реальности.
Это тем более важно, что часто коучинг смешивают с личностной терапией. Учиться (и учить) самореализации можно бесконечно, коучинг ориентирован на достижение результата через раскрытие внутреннего потенциала клиента. Каждый клиент имеет свою уникальную стратегию, благодаря которой он уже достиг успеха, и не важно, в какой области. Задача коуча сводится к тому, чтобы помочь клиенту вывести в сознание, раскрыть его стратегию, прежде всего, за счет выделения временных и энергетических ресурсов на это.
Велико искушение коуча обеспечить себе постоянство, стать для клиента незаменимым тайным советником. В коучинге клиент – здоровый человек, за которым не нужно ходить тенью. Эффективный коучинг предполагает обретение клиентом самостоятельности, выход на свободу, и от коуча тоже.
Считается, что коучинг не дает готовых рецептов. Безусловно, коуч не привносит свои убеждения, свое видение, оценки в жизнь клиента. Способ действий, реализуемый клиентом, может нуждаться в коррекции, но он всегда лучше, чем подаваемый извне, поскольку опирается на его внутренний потенциал, индивидуальные особенности, опыт. Решение, не прожитое в личном опыте, редко дает эффективный результат. Означает ли это, что работы с готовыми решениями нужно избегать? Уже существующие, известные способы достижения цели могут стать стартовой площадкой для создания собственной уникальной стратегии клиента.
Коуч должен быть объективным. Коучинг основан на принципе коммуникативного сотрудничества, предполагающем доверительные отношения. Политика коучинга не является оберегательной, и вопрос о том, как соотносить ее с взаимным доверием, остается открытым. Коуч не может сохранять отстраненность в работе уже потому, что включен в непрерывную систему личностных отношений с клиентом. В утверждении "с клиентом нужно дружить (не дружить)" верно все, кроме слова "нужно". Речь не идет о крайних вариантах непрофессионализма, открытой оценке жизненной позиции, личности, убеждений клиента. Коуч – здоровый человек (и мы надеемся, у него есть свой коуч), поэтому существующие между ним и клиентом отношения – сами по себе инструмент работы.
Фантастическая популярность коучинга приводит к тому, что коучу присваивается высокая статусно - ролевая позиция. Обычно клиенты имеют неопределенное представление о коучинге, зато хорошо знают, что коучинг – «это круто». Сегодня, чтобы выгодно продать любую консультативную технологию, достаточно назвать ее словом "коучинг", а чтобы повысить престиж консультанта, достаточно сказать, что "коуч" – его второе имя. Ожидание чуда у клиента, если коуч с ним сталкивается, в процессе работы переходит в намерение достичь результата, справиться с конкретной проблемой. Иногда даже опытному коучу трудно оценить эффективность коучинга как технологии применительно к целям клиента, и, если потребуется, предложить тренинг, профессиональное консультирование, психотерапию.
Коучинг не решает всех проблем, возникающих в организационном консультировании. Одним ключом нельзя открыть все двери, но если им можно открыть хоть одну дверь...
Автор - Научный руководитель Консалтинговой группы "Bi to Be"
Начать дискуссию