Монитор на бочку
Рекрутеры признают: кандидаты становятся все более требовательными не только в отношении зарплат и соцпакетов. Александр Казаков, замгендиректора кадрового агентства Exclusive Personnel, вспоминает случай, когда его компания искала для крупного издательского дома IT-специалиста на зарплату в $8000. «Человека мы нашли в торговой компании, — вспоминает Казаков. — И когда с ним подписывали трудовой договор, тот поставил жесткое условие: на новом месте работы у него обязательно должен быть широкоформатный монитор и ноутбук».
Гендиректор хедхантинговой компании Green Street Юна Скобликова поделилась историей, случившейся с клиенткой, которая три года назад получила предложение возглавить финансовый департамент крупной промышленной компании. «Должность она оставила уже через три месяца, — разводит руками Скобликова. — Объем работы и зарплата в $4000 ее вполне устраивали. Раздражал очень старый, электронно-лучевой (ЭЛТ) монитор, который установили на ее рабочем столе».
Один из респондентов пожаловался, что ему приходится подолгу работать в операционной системе DOS, где белые символы отображаются на черном фоне. Другой заявил, что работает на 15-дюймовом CRT-мониторе и по этой самой причине уже занялся поиском новой работы, третий признался, что вынужден приносить в офис свой ноутбук, четвертый посетовал, что его компьютеру не хватает оперативной памяти и некоторые команды машина выполняет больше минуты. Еще несколько человек сообщили, что их компьютерам больше 10 лет, а один уныло заметил: «Мой компьютер просто древний и постоянно сам выключается».
Взгляд сверху
Борис Щербаков, гендиректор «Oracle СНГ», рассказывает, что в прошлом году в российском офисе компании установили IP-телефонию и оборудование для проведения видеоконференций. До этого та же телефонная связь, отмечает он, не обновлялась лет пять.
В компании «Текама» до октября прошлого года работали с обычными ЭЛТ-мониторами. Сейчас, по словам гендиректора Дмитрия Дахновского, все — от секретарей до менеджеров — перешли на ноутбуки. «Когда начинают болеть глаза, совсем не до работы, — констатирует он. — У нас были случаи, когда люди брали по этой причине больничный».
«Не думаю, что старая техника способна привести к депрессии, а вот подпортить настроение — да», — полагает HR-директор компании Upeco Владимир Монич. По его словам, в Upeco компьютеры меняют примерно раз в три года и делают это прежде всего из соображений информационной безопасности, чтобы подстраховаться от потери важных данных. «Но, безусловно, это влияет и на эмоциональное состояние сотрудников, и на их производительность», — признает Монич.
По мнению Антона Буланова, владельца маркетингового агентства Live!, заботу о сотрудниках работодатель должен преподносить особо: «Любое действие по отношению к персоналу нужно “продавать”. Если вы поручаете человеку сложное задание, купите ему по этому случаю и новый монитор — поверьте, работать на нем он будет еще очень долго».
Не про технику
Марина Фурта, тренер-эксперт компании CBSD, видит как минимум две причины, почему работа за старым компьютером приводит к депрессии. Одну она связывает с четвертым уровнем пирамиды Маслоу — с потребностью человека в уважении, одобрении и признании его заслуг. Одна из форм этого признания и есть техника, с которой сотруднику приходится работать как минимум девять часов в сутки, поясняет она: «Любые технические неисправности на рабочем месте наносят серьезный удар по самолюбию человека». Второй момент — поскольку в большинстве офисов задан достаточно высокий темп работы, переключаться с одного ритма на другой (особенно в случаях, когда компьютер часто зависает) сложно психологически.
Бизнес-коуч Роман Седых подчеркивает, что некомфортные условия труда, угроза здоровью людей с близорукостью и гипертонией — это проблемы даже не с четвертым, а с первым и вторым уровнем пирамиды Маслоу. Кроме того, если у других сотрудников техника нормальная, а плохая только у одного — человек может решить, что его не ценят в этой команде. А это уже проблемы с третьим уровнем пирамиды. Седых, ссылаясь на собственный опыт управления персоналом, считает также, что работа на неисправной технике запускает известный «эффект незавершенного действия» и вызывает страх потери контроля: человек рассчитывает закончить важную работу к определенному моменту, но по не зависящим от него обстоятельствам сделать этого не может — возникает напряжение, раздражение и масса других негативных переживаний. Неоднократное повторение таких ситуаций может привести к депрессии, предупреждает Фурта.
Начать дискуссию