«Предложений на рынке корпоративных подарков и сувениров много, а что дарить – непонятно» - таков лейтмотив претензий к сувенирному рынку менеджеров, курирующих закупки сувениров-подарков в больших и малых компаниях. Особенно тяжело обстоит дело в так называемыми VIP-подарками. Ведь три важные буквы-приставки обязывают ко многому!
Алина Караваева, директор по продвижению одного из молодых глянцевых женских журналов, сбилась с ног: шеф только в конце октября подписал бюджет на новогодние подарки для важных и полезных в издательском бизнесе людей, и теперь ей необходимо найти оригинальные подарки в количестве 250 штук. Причем, 30 подарков должны быть категории VIP, 165 – менее пафосные, но оригинальные и запоминающиеся, а остальные – как Бог даст.
Десятки звонков, сотни сайтов, консультации с коллегами по другим изданиям и… ничего! Пришлось остановиться на дорогом французском вине (порядка 100 евро за бутылку) в оригинальной деревянной «под старину» шкатулке, и – отправиться в ИКЕА на поиски выхода из положения.
Разумеется, разговор с начальством по результатам этой работы был неприятным. Алина считала, что если бы шеф подписал бюджет в августе, она бы справилась с задачей, а шеф утверждал, что сувениров и подарков в Москве столько, что и за неделю можно было найти достойное решение. Как водится, победило начальство, и Алина без всякого сожаления сменила работу.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, ГОСПОДА?
К сожалению, таких историй немало. Люди знающие утверждают, что даже если бы шеф Алины подписал бюджет в апреле, и тогда шансы удивить компаньонов и партнеров по бизнесу необычным подарком были бы минимальны. «Предложений на рынке сувениров и подарков достаточно много, однако этот тот случай, когда количество ничего не значит, - делится своим мнением на заданную тему Александр Маслов, менеджер по работе с клиентами одного из рекламных агентств. – Вариантов на выбор очень мало: ежедневники, ручки и зажигалки дешевые для сувениров, ручки и зажигалки дорогие для подарков. Что еще? Алкоголь, кожгалантерея, всякая дребедень типа зонтиков-открывашек-брелоков.
На бюджет побогаче предлагают шахматы-нарды-карты, дорожные или настольные наборы. Все это сто раз было. Все это скучно и неинтересно. Подарки приходится креативить самим, и нередко самим же изготавливать. Иначе становится просто неприлично дарить».
Если набрать в поисковой системе Интернета запрос «корпоративные VIP-подарки», результат поиска покажет 75 391 страницу и 2 479 сайта. И на каждой странице, на каждом сайте вам предложат примерно то, что перечислял Маслов. Означает ли это, что рынок сувениров и подарков узок, неповоротлив, предсказуем и … бестолков?
«Нет, - категорически не согласен Андрей Коротков, директор подразделения «Комус полиграф реклама» компании «Комус».- В настоящий момент рынок рекламно-сувенирной продукции в России переживает эпоху расцвета. Рекламные бюджеты растут как на дрожжах и к закупкам промо- продукции в средних и крупных компаниях подходят все более ответственно. Особенно актуальным становится вопрос о качестве и уникальности подобной продукции.
Если еще несколько лет назад большинство Заказчиков удовлетворяли стандартные решения средней и низшей ценовой категории, то сегодня за свои деньги клиент хочет получить по-настоящему эксклюзивный продукт. Сувениры низшей ценовой категории, все больше используются в различных промо-акциях и на выставках. Проведение же корпоративных мероприятий, презентаций и рекламных компаний предполагает распространение качественных подарков по цене выше среднего».
По словам Дмитрия Переляева, в большинстве своем, всех игроков на рекламно-сувенирном рынке можно поделить на три основные группы.
Компании из первой группы позиционируют порядка 1 – 1,5 тысячи артикулов, декларируемых, как имеющиеся в наличии на складе. Как правило, в данном случае основным преимуществом подобного предложения является оперативность выполнения заказа и возможность предоставить клиенту сигнальные образцы с персонализацией в кратчайшие сроки. На эксклюзивность и необычность товара, заполняющего склады этих фирм, надеяться не приходится.
Во вторую группу компаний входят организации, предлагающие доставку сувенирной продукции по каталогу. Причем они тоже предлагают типовую продукцию различных фирм поставщиков, но, их ассортиментное предложение отличается от предложений первой группы компаний на порядок. В данном случае, при желании клиента получить что-либо по-настоящему эксклюзивное, тираж, предполагаемой к заказу продукции должен составлять десятки, или даже сотни тысяч единиц.
Заказ на индивидуальное изготовление по утвержденному дизайну размещается на соответствующих заводах в странах юго-восточной Азии.
И, наконец, в третью категорию можно отнести компании, занимающиеся непосредственно производством. Как правило, в предложение входят различные сувениры, изготовленные в России и странах СНГ кустарным способом. Как видно из приведенной градации, получить по-настоящему эксклюзивный сувенир, можно лишь располагая достаточной суммой времени и денег.
ЧТО ДЕЛАТЬ И КТО ЭТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?
Итак, допустим, у вас есть и время, и деньги. Означает ли это, что вы гарантированно обеспечите свою компанию удивительными и необыкновенными чудо-подарками? Не факт! По мнению ведущего менеджера компании «Артофис» Алексея Иванова: «Все зависит от человека, который выбирает подарок, от его мировоззрения, эрудиции. Ведь подарок это не только сам физический предмет, но и легенда или концепция, которая его сопровождает. Идеология подарка очень важна. Главным критерием при выборе корпоративного VIP-подарка является отнюдь не цена, а в первую очередь высокие требования к качеству продукции, концептуальность и уместность. В крупных корпорациях за подбор подарков для VIP отвечают специальные протокольные управления. Цена ошибки в выборе такого подарка порою очень высока».
Что делать, если в вашей фирме нет протокольного управления, зато есть требовательный начальник? Вот что советуют эксперты из компании «Комус»: «В принципе, любой предмет может стать уникальным подарком, достаточно соблюсти несколько правил. Во-первых, необычная упаковка придает подарку уникальность (подарочная коробка в виде «Капитала» Карла Маркса или воинского устава), во-вторых – персонализация подарка методом шелкографии или тампопечати (при условии технологической возможности) и даже использование стандартных подарков, оснащенных дополнительными свойствами.
Например, классический подарок – ежедневник, планнинг или записная книжка может быть персонализирован с учетом всех пожеланий клиента. Полноцветная обложка с групповой фотографией коллектива, индивидуальный форзац с картой города, на которой отмечены все филиалы компании, рекламно-информационные вклейки, индивидуальный блок и пр. Подобные подарки помимо высокой степени функциональности, несут в себе яркую индивидуальность и вместе с тем, не вызовут отторжения у принимающего подарок человека, благодаря своему классическому статусу».
Однако это так называемый, эконом-вариант. Не только в плане денег и времени, но и в смысле оригинальности. Между тем, есть компании, которые специализируются только на необычных подарках. Например, фирма «Мастерская подарков» запросто превращает обычный кирпич в незабываемый подарок. «Мы взяли его на стройке, отфрезеровали посадочные места и вставили металлический логотип заказчика.
Получился очень не затратный, но весьма запоминащийся сувенир. Ну, и внушительный, конечно же. Заказчик был доволен», - рассказали нам в этой Мастерской.
Кстати, VIP-подарок совсем необязательно должен быть дорогим. «Ведь на стоимость подарков влияет множество факторов – это и бренд, который используется в подарке, тиражи, сроки поставки и безусловно идея, которую предлагаем Заказчику. Например, это может быть оригинальная деревянная шкатулка с чаем», - говорит Алексей Иванов из компании «Артофис».- При желании клиента, можно сделать что-то совсем необычное. Например, одному из наших клиентов мы подготовили набор из кожаной кредитницы и прототипа этой кредитницы из шоколада (фото), или металлоискатель для поиска вирусов или набор съедобное-несъедобное. Интересным получился и ежедневник для газеты «Ведомости» - с полностью индивидуальными обложкой, внутренним блоком, запечаткой форзаца и рекламными вклейками (фото)».
Классическим примером нестандартного подхода к созданию VIP-подарка стали знаменитые настенные календари одной из региональных фирм, у которой не нашлось денег на профессиональных фотомоделей. В качестве таковых выступили сотрудницы самой компании (секретари, менеджеры, бухгалтеры), которые не побоялись сняться в стиле «ню».
Необременительный реквизит, профессиональный макияж, студия, классный фотограф, небольшой тираж в местной типографии и календарь готов! Самое интересное, что после того, как эти календари были вручены партнерам по бизнесу, количество сделок и заказов с этой фирмой увеличилось в несколько раз. Сами того не ожидая, инициаторы довольно рискованной затеи сделали не только оригинальный подарок, но и потрясающую рекламную акцию. Посмотреть на приглянувшихся девушек из этой фирмы приезжали даже те, кто раньше обслуживался у конкурентов. Стоит ли говорить, что клиенты оставались в этой фирме и к конкурентам не возвращались?
СОВЕТЫ БЫВАЛЫХ
Если вы хотите подарить «что-то эдакое» и такое, чтобы «не как у всех», вам понадобится всего две вещи: правильно выбрать исполнителя вашей воли и приступить к творческому процессу заблаговременно. Алексей Иванов из компании «Артофис» признается: «Создание необычного подарка – процесс небыстрый, требующий профессионализма и внимания к деталям. Один мой партнер говорит так: «Чтобы приготовить пирог нужно 2 часа. Если его готовить 1 час, то он будет сырым». Наиболее дальновидные наши заказчики начинают подготовку к Новому году в феврале, утверждают концепцию в марте, определяются с поставщиком в апреле, согласовывают детали в мае, размещают заказ в июне-июле, и как итог в октябре-ноябре у них 100% готовность празднику».
Имеет смысл прислушаться к мнению профессионалов. Ну, а если ваш новогодний бюджет еще не расписан и не утвержден, не расстраивайтесь. Лучше присмотритесь к своим девушкам-коллегам и приготовьте аргументы в пользу их съемок в стиле «ню». Вариант с фирменным календарем хотя и не будет супер оригинальным, зато без сомнения останется в памяти. И вашей тоже.
Журнал Office Magazine специально для ИА «Клерк.ру»
Начать дискуссию