Дресс-код не для офиса

Несмотря на то что традиция переодеваться на работе в специальную одежду существует не одну сотню лет, четких определений тому, как называется одежда для работы, не существует. Униформа, спецовка, корпоративная одежда, профессиональная одежда — названий много, а суть одна.

Несмотря на то что традиция переодеваться на работе в специальную одежду существует не одну сотню лет, четких определений тому, как называется одежда для работы, не существует. Униформа, спецовка, корпоративная одежда, профессиональная одежда — названий много, а суть одна.

Это одежда, предназначенная для того, чтобы в ней работали, а значит, она существенно отличается от обычной повседневной одежды и тканью, и кроем, и фасоном. Другая особенность
профессиональной одежды — идентифицирование работника с его статусом, профессией и отраслью. То есть одежда должна быть такой, чтобы человек, неискушенный в тонкостях работы сотрудника, мог с первого взгляда безошибочно отличить врача от санитарки, а горничную от портье.

И еще один нюанс, сделавший одежду для неофисных сотрудников едва ли не предметом культа: профессиональная одежда должна идентифицироваться не только с отраслью и статусом работника,
но также и собственно с компанией. Другими словами, одежда горничной отеля Hilton должна отличаться от одежды горничной отеля «Арарат Парк Хайят», и будьте уверены, она отличается!

СЛОВО ЗНАТОКАМ!

Чтобы не запутаться в определениях и понятиях, мы обратились за разъяснениями к производителям профессиональной одежды. Старший менеджер компании «Диво» Александра Кудряшова предложила следующие определения: «Униформа — одежда, конкретно указывающая на отрасль (ж/д, авиаработники, городские службы). Корпоративная одежда — определенные требования руководства к офисной одежде сотрудников, неразрывно связанные с имиджем компании».

По мнению коммерческого директора компании «Этника» Олеси Крикуновой, в данный момент формирование рынка рабочей одежды («рабочей» в самом широком смысле этого слова) происходит
по нескольким направлениям. Первое направление — корпоративная одежда для работников производства продуктов питания и напитков, телекоммуникаций, автомобилестроения, автосервиса, коммунальных служб, а также одежда для сферы Horeca (одежда для работников отелей, ресторанов, кафе, розничных сетей магазинов, сервисных служб).

Второе направление — специализированная защитная одежда для работников компаний, занимающихся добычей нефти и газа, для службы спасения, строительства, горнообогатительных
комбинатов, сферы энергетики и металлургии. Третье направление — одежда для медицины (здравоохранения), предназначенная для работников госпиталей, клиник, косметических салонов, фар
мацевтики и лабораторий. И, наконец, четвертое направление — имиджевая, форменная одежда представительского класса, рассчитанная главным образом на административный персонал (сотрудников авиакомпаний, администраторов отелей, гостиниц, сотрудников банков, бизнес-центров).

«Ни в одном ГОСТе нет четких определений терминов «униформа» и «корпоративная одежда», профессиональная одежда», поэтому каждый понимает под этим то, что хочет, — подводит итог
попыткам разобраться в терминологии наш третий эксперт, менеджер по связям с общественностью фирмы «Формика» Светлана Самарина. — Как бы вы ни называли профессиональную одежду, главная ее задача и отличие от обычной, повседневной одежды состоят в том, чтобы защитить работника от неблагоприятного воздействия внешней среды, быть удобной в использовании и создавать комфортные условия труда, а также укреплять корпоративную культуру и повышать имидж
компании». Звучит немного пафосно, зато по делу.

НЕ ТАКАЯ, КАК ВСЕ!

Это раньше главными особенностями профессиональной одежды были прочность и долговечность. Сегодня требования к ее качеству предельно высоки. Судите сами: профессиональная одежда
должна быть комфортной, удобной в носке, иметь повышенные защитные свойства, длительный срок службы, быть легкой и простой в уходе, а также элегантной и… модной.
Светлана Самарина из фирмы «Формика» уверена, что важную роль в профессиональной одежде играет ткань.

«Одежда может быть какой угодной красивой и модной, но если ткань, из которой она будет сшита, не оправдает предъявленных к ней требований, заказчик не будет удовлетворен одеждой».
Основная доля в ассортименте тканей, используемых для пошива специальной одежды, приходится на смесовые ткани, изготовленные из нитей разного волокнистого состава. Смесовая ткань сочетает в себе достоинства как синтетических, так и натуральных материалов: к высокой износостойкости, несминаемости и прочности добавляются гигроскопичность, теплозащитность, воздухопроницаемость и т. д. Это особенно важно для тех, кто работает в условиях высоких физических нагрузок. Их одежда «дышит», и в ней не чувствуешь себя как в парной.

Так как профессиональную одежду чаще можно испачкать, ее регулярно нужно сдавать в химчистку или отправлять в барабан стиральной машины, поэтому стойкость цвета ткани должна быть максимально высокой. Для этого разработана специальная технология окрашивания тканей, так называемое кубовое крашение, которое обеспечивает стойкость окраски в течение 100 – 150
циклов стирки.

Как сделать ткань несминаемой? Как рассказали нам в фирме «Формика», существуют специальные пропитки, например, Тефлон®, которые придают одежде не только несминаемость, но и хорошее восстановление складок, возможность не гладить изделия после стирки. Между прочим, есть и такие пропитки, которые делают ткань негорючей.
Что делать, чтобы одежда не садилась после стирки или химчистки, или, выражаясь языком профессионалов, чтобы изделия в процессе эксплуатации, стирки и носки не изменяли своих линейных размеров? Специалисты знают ответ на этот вопрос. Он прост: надо либо обработать
ткань методом санфоризации (принудительной усадки механическим путем), либо произвести малоусадочную отделку.

Не менее интересно решение проблемы легкости отстирывания загрязнений. Способ, который используют производители, прост и оригинален: они снабжают ткани специальными грязеотталкивающими пропитками! Особенно важно наличие такой отделки для тканей,
из которых шьют одежду для медиков, фармацевтов или работников пищевой промышленности.

A LA GUERRE COMME A LA GUERRE
Если вы по какой-либо причине еще не одели своих сотрудников в профессиональную одежду, но собираетесь это сделать, будьте готовы к проблеме выбора исполнителя ваших намерений. Дело в
том, что компаний, предлагающих свои услуги по пошиву специальной и корпоративной одежды, в одной только Москве насчитывается около сотни. И, разумеется, каждая из фирм преподносит себя
как самую лучшую, профессиональную и оптимальную в соотношении цена / качество. Между тем на рынке производства профессиональной одежды все очень запутано. Если разделить всех игроков
рынка спецодежды на категории по принципу «профессионализм-опыт-способ производства», получится по крайней мере пять групп.

Первая группа — компании, ведущие свою историю еще с советских времен. Их имена на слуху в узких профессиональных кругах, они авторитеты в своей отрасли, имеют прочные и стабильные
отношения с поставщиками тканей, ниток, фурнитуры и т. п. Компании этой группы следят за ситуацией на рынке и имеют свои собственные цеха по пошиву одежды, в которых работают те швеи, чья профпригодность не вызывает сомнений.
Стоимость услуг компаний этой группы не низкая, но и не заоблачная. Характерная черта таких компаний — наличие гарантии на одежду, пришитая фирменная лента с указанием производителя
и сопровождение каждого экземпляра одежды «Памяткой по уходу».

Вторая группа — посредники. Эти компании принимают заказ, получают предоплату и отдают пошив одежды на сторону. При этом шить одежду может кто угодно: от осужденных в исправительных колониях до артели швей-мотористок на дому. Менеджер, который принимает заказ, как правило, неохотно рассказывает о процессе производства одежды и не любит отвечать на вопросы о специфике тканей, гарантиях и прочих особенностях, о которых мы рассказали вам в предыдущей главе.

Третья группа — «карманные» ателье. Речь идет о специальном пошивочном цехе при больших заводах. Руководители таких предприятий считают, что иметь свой собственный пошивочный
цех выгоднее, чем постоянно заказывать одежду на стороне. Выгода от этой затеи сомнительна: хорошо сшитая качественная спецодежда может носиться от одного до трех лет, а платить зарплату
сотрудникам «карманного» ателье необходимо каждый месяц. Плюс затраты на аренду помещения, закупка техники, тканей и пр.

Четвертая группа — «перестроечники». К таковым относятся сотрудники обычных ателье индпошива. Смекнув, что шить спецовки сотням и тысячам работников намного выгоднее, чем платья и брюки отдельным гражданам, директоры ателье срочно меняют специфику своих предприятий. Надежда при этом возлагается на профессионализм штатных закройщиков и швей-мотористок. Единственное, о чем забывают «перестроечники», так это о специфике. Костюм и спецовка — принципиально разные вещи. И правила их создания (крой, пошив, выбор тканей, нитей, фурнитура)
также принципиально разнятся. Причем игнорировать эти правила нельзя — скажется на качестве изделия.

Пятая группа — «фабриканты». Производители тканей для спецодежды рано или поздно задаются вопросом, отчего бы им самим не шить эту самую одежду? И вот при фабриках начинают
открываться цеха по пошиву профессиональной одежды. В этом случае акцент делается на качестве и дешевизне ткани (оно и понятно: сами производим, сами шьем). Слабые стороны этой группы
предприятий — неспособность быстро адаптироваться  к потребностям заказчика и узкий спектр возможностей. Так, если фабрика производит ткань, использующуюся для пошива обслуживающего
персонала, она вряд ли сможет принять заказ на спецовки для металлургов.

ВЫНОСИМАЯ ЛЕГКОСТЬ ШИТИЯ

Алгоритм пошива одежды для сотрудников прост и отлажен годами. Менеджер компании-заказчика приезжает в офис подрядчика, в котором традиционно  находится демонстрационная комната с
представленными моделями одежды, и выбирает оптимальную для своих требований модель. Если возникает необходимость, подрядчик готов дополнить модель какими-то деталями (добавить или удалить карманы, увеличить или уменьшить количество пуговиц, изменить комбинаторность тканей и т. д.).
Рассказывает Александра Кудряшова из компании «Диво»: «Жесткой формы заявки на заказ не существует, но определенный документ мы с заказчиком, конечно, составляем. В нем указывается следующая информация: размеры и другие необходимые данные для выполнения заказа; ткань для изделия (цветовая гамма, фактура, состав); описание модели (длина рукава, воротник, манжета, карманы); указывается место расположения логотипа».
После этих несложных формальностей менеджер заказчика предоставляет подрядчику список количества размеров сотрудников. Скажем, 42-й размер (женский) — 10 человек, 48-й размер (мужской) — 20 человек, и т. д. После того как модель выбрана, лекала с необходимыми размерами подготовлены, заказчик делает предоплату. С момента поступления денег на счет подрядчик заказывает ткани и нити и приступает к крою одежды.
Срок выполнения заказа зависит от многих факторов: объема, сезонности, сложности заказа и может варьироваться от полутора-двух недель до двух месяцев.

Через месяц-полтора (иногда два месяца) заказчик переводит вторую часть суммы и получает свой заказ. Вспоминает Ольга Лимина, менеджер по обеспечению торгового процесса компании «Комус»: «В целях создания единого узнаваемого стиля московской и региональной розничной
сбытовой сети компании «Комус» в 2004 году было принято решение о пошиве
корпоративной формы для всех сотрудников, работающих в торговом зале. Среди компаний, занимающихся пошивом формы, был проведен конкурс, по результатам которого была выбрана компания ТПК «Солнечный Лев».

Представитель компании
предоставил нам на выбор семь вариантов ткани для жилетов и столько же для шарфов и галстуков. Не могу сказать, что решение по ткани было принято быстро — споров было много. Надо, чтобы ткань была смесовой с добавлением шерсти, легкой, но не тонкой, ноской и подходящей для химической
чистки, не линяла и не мялась… Требований к материалу было достаточно. Для шейных шарфов был выбран шифон, подходящий по цветовой гамме и выдерживающий нанесение логотипа. После всех согласований поставщики предоставили нам пилотный образец, который после некоторых поправок
был утвержден генеральным директором ТПО «Комус». Пошив всей партии корпоративной формы занял около полутора месяцев». Интересно, что три года спустя компания «Комус»  открыла у себя направление специализированной одежды.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Как известно, не ошибается тот, кто ничего не делает. Заказы на пошив одежды в данном случае не являются исключением. Какие типичные ошибки допускают заказчики? По признанию экспертов компании «Комус», наиболее популярная ошибка клиентов — нежелание выполнять рекомендации подрядчика. Не надо экономить копейки, отказываясь закупать резервные метры ткани. Вторая ошибка — манера
менять производителя (поставщика) в разгар работы. Понятие «интеллектуальная собственность компании» существует неспроста. Все разработки, связанные с заказом, являются интеллектуальной
собственностью, поэтому при решении сменить компанию-производителя одежды надо быть готовым ко всем вытекающим отсюда последствиям. Ну и ошибка, от которой невозможно застраховаться — неправильный выбор производителя одежды и работа через посредников. Чтобы избежать этого,
руководствуйтесь первым правилом выбора, — изучайте рынок, собирайте досье на потенциального подрядчика.
Узнайте, сколько лет фирме, изучите ее сайт, обратите внимание на ссылку «Наши клиенты», пообщайтесь с указанными компаниями, не поленитесь сделать обзвон фирм-производителей
одежды и устройте им проверочное интервью. Профессионалы всегда смогут ответить на самые «хитрые» вопросы, посредники же начнут нервничать, путаться, а то и откровенно хамить.
К перечисленным ошибкам Светлана Самарина из компании «Формика» добавляет еще одну: «К сожалению, заказчик нередко игнорирует понятие «сезон». Как правило, шквал заявок на пошив спецодежды поступает к нам в период сентябрь-ноябрь. В это время наши цеха работают в особо напряженном ритме, и все равно выполнить заказ в желаемые сроки получается не всегда. Мой совет — делать заказы во время относительного затишья: с конца декабря до начала марта, а также
летом — с июня по август».
Журнал Office Magazine специально для ИА «Клерк.ру»

Комментарии

3
  • olgachen
    а при чем тут бухгалтерия???
  • Ольга Петровна
    «Ни в одном ГОСТе нет четких определений терминов «униформа» и «корпоративная одежда», профессиональная одежда», поэтому каждый понимает под этим то, что хочет, — подводит итог
    попыткам разобраться в терминологии наш третий эксперт, менеджер по связям с общественностью фирмы «Формика» Светлана Самарина.

    Не говоря уже о том, что ни один ГОСТ не является обязательным к исполнению как для госпожи Самариной, так и для всех остальных:)