Менеджмент

Излишки знаний можно продавать конкурентам с выгодой для себя

Развивая свой основной бизнес, компании одновременно накапливают интеллектуальный капитал, который может стать самостоятельным продуктом. Мало кто отваживается продавать его, считая, что это противоречит принципам конкуренции. Те же, кто уже попробовал, не хотят сворачивать с выбранного пути. Они уверены, что продажа знаний приносит не только деньги.

Развивая свой основной бизнес, компании одновременно накапливают интеллектуальный капитал, который может стать самостоятельным продуктом. Мало кто отваживается продавать его, считая, что это противоречит принципам конкуренции. Те же, кто уже попробовал, не хотят сворачивать с выбранного пути. Они уверены, что продажа знаний приносит не только деньги.

В 1999 г. к службе персонала петербургского отеля Grand Hotel Europe обратилась одна образовательная организация. Ее представители попросили провести экскурсию для директоров 40 российских гостиниц. Спустя несколько месяцев Андрей Крутилин, директор по персоналу этого отеля, случайно встретил одного из участников экскурсии. Тот рассказал, что ему все очень понравилось, он многое узнал о том, как работают подразделения гостиницы… но есть одно “но” — мероприятие было очень дорогим. Крутилин удивился: он даже не предполагал, что для экскурсантов это было платное мероприятие. После этого случая ему пришла идея, что эту услугу в виде стажировки может продавать сам отель.

В том же году Grand Hotel Europe начал предлагать образовательные стажировки. Курс рассчитан на пять дней, за которые гостиница берет $1800 с человека. Треть идет на налоги, треть получает компания, треть делится между менеджерами отеля, задействованными в работе. Курирует их работу менеджер по обучению и отдел кадров. В год в отеле проходит 10-15 стажировок, собирающих по 5-10 экскурсантов. А недавно команда Grand Hotel Europe выполнила два долгосрочных заказа. Для открытия гостиниц в Башкирии и Киришах менеджерам отеля предложили отобрать, обучить и курировать в течение первого месяца работы новый персонал. В одном случае проект стоил заказчику около $90 000.

Нет никакой тайны

Директор по маркетингу фармацевтической компании “Верофарм” Герман Иноземцев часто выступает с докладами на семинарах и отраслевых конференциях, где рассказывает о бизнес-практике своей компании. После выступлений к нему иногда обращаются, в том числе и конкуренты, с просьбой об индивидуальном консультировании. Иноземцев считает, что нет смысла делать тайны из своих знаний: рынок развивается очень быстро, и через год-два задачи, который решила или решает компания, перестают быть коммерческой тайной и, скорее, становятся кейсами. Первый раз попробовать свои силы в стане конкурентов он решился в прошлом году. Иноземцева пригласило провести четырехдневный семинар о продукт-планировании московское представительство швейцарской компании Rosche. Генеральный директор “Верофарма” Антон Парканский был не против. Он утверждает, что полученная информация не могла быть использована против “Верофарма”. “Разработчики инновационных продуктов фактически создают рынок, на котором потом с меньшими затратами работают российские дженериковые компании, — поясняет Парканский. — Поэтому нам, скорее, выгодно поделиться с ними опытом в продвижении продукта”.

Подобной точки зрения придерживается и Крутилин из Grand Hotel Europe. Он уверен, что от общего развития рынка, его лидеры выигрывают еще больше. А консультант управления знаниями Мария Мариничева добавляет, что продажа знаний конкурентам и партнерам всегда выливается в обмен опытом, а это полезно уже тем, что в результате спора и дискуссий могут родиться новые знания. Отчуждая, то есть продавая свои знания, продолжает Мариничева, компания получает обратную связь: знания могут быть подвергнуты критике, и не исключено, что она будет справедливой.

Не только деньги

Представительство компании Rosche заплатило Иноземцеву за семинар несколько тысяч долларов. Но, как уверяет Иноземцев, для “Верофарма” его визит был тоже полезным. “Нам стало легче взаимодействовать с конкурентами. Например, иногда региональные представители западных компаний, работая с медицинскими учреждениями, нелестно отзываются о препаратах российских коллег. Раньше было ощущение, что это установки головного офиса, но выяснилось, что это не так”, — говорит он. Теперь в случае возникновения подобных проблем в компании напрямую обращаются в головной офис западной компании.

Этим возможные выгоды не ограничиваются. Продажа собственного опыта помогает позиционировать компанию как успешную на рынке. Это стало одной из главных причин продажи образовательной услуги Grand Hotel Europe. Кроме того, это повышает самооценку менеджеров компании. “Обучение коллег довольно сильно влияет на настроение людей, участвующих в проекте”, — говорит Крутилин. Парканский тоже считает, что это помогает профессиональному росту сотрудников и является значимой мотивацией для персонала.

Что и как продавать

Конечно, продавать свой интеллектуальный капитал отваживается не так много компаний. Большинство опрошенных “Ведомостями” высказали мнение, что учить конкурентов противоестественно — дескать, это противоречит безопасности бизнеса, принципам конкуренции и т. п. Но по мнению Александра Кузьмичева, ведущего консультанта BKG, современное развитие мировой экономики кроме конкурентной борьбы предполагает и сотрудничество с конкурентами, и возможность предоставлять им услуги своих подразделений. При этом очевидно, что таким открытым миру продуктом может стать только то, что является пройденным этапом для компании и где не прогнозируются инновационные прорывы. “Например, продавая конкуренту патенты и технологии, компания уменьшает срок возврата инвестиций. Тем самым она получает дополнительные финансовые ресурсы для проведения дальнейших НИОКР, что, в свою очередь, позволяет ей укреплять свои позиции на рынке, — говорит Кузьмичев. Кроме того, во многих отраслях идет борьба не только за потребителя и долю рынка, но и за внедрение своих продуктов в качестве общеотраслевых. Достигнув этого, компания начинает доминировать в отрасли, перераспределяя прибыль в свою пользу. “Самый известный пример — это компания Microsoft, операционная система Windows является таким стандартом”, — добавляет консультант.

Но даже если компания не прочь продавать свои знания, бывает, что она не может этого делать из-за ограниченности временных и человеческих ресурсов. Самвел Аветисян, директор по маркетингу компании “Тинькофф”, рассказывает, что с просьбой разработать маркетинговую стратегию к ним периодически обращаются. “Мы долго думали, не сделать ли из этого услугу, но потом поняли, что самый дорогой ресурс, которым мы обладаем, — это время. Оно стоит очень дорого, и наши условия не привлекали тех, кто обращался”, — говорит Аветисян.

Действительно, для продажи знаний надо выделять время и людей, которые, собственно, и могут превратить знания в отдельный продукт. Обучение коллег из гостиничного и ресторанного бизнеса в Grand Hotel Europe организовали на базе своего отдела тренингов, который раньше занимался обучением новых сотрудников отеля. Примерно по такому же пути пошла компания “Верофарм”. Она сертифицировала свое производство по международному стандарту GMP в 2001 г. и за эти годы испробовала различные варианты тренингов для внутреннего обучения. В этом году Парканский решил, что результаты усилий уже можно продавать вовне. Первый тренинг, рассчитанный на конкурентов, запланирован на октябрь. Тренинг представляет собой теоретическую часть о принципах GMP, которые, по словам Парканского, не совсем понятны даже для профессионалов отрасли, и практическую. “Например, мы проходили комиссии Всемирной организации здравоохранения и знаем, на что они обращают внимание и как вообще организовать их приезд”, — объясняет он.

Продвигать собственные знания и опыт с помощью прямой рекламы смысла не имеет, считает Кузьмичев. Крутилин из Петербурга рассказывает, что отелю приходилось всего два раза давать рекламу, в дальнейшем заказчики самостоятельно находили пути к знанию. То есть, с одной стороны, конкуренты, которые изучают положение дел на рынке, могут узнать о ней самостоятельно. С другой стороны, добавляет Кузьмичев, подогревать интерес к своей новой услуге можно способами, принятыми в консалтинге: прямые продажи с использованием личных контактов, распространение информации в узком профессиональном кругу.

Наталья Ульянова

Начать дискуссию

Какая информация передается в рамках автоматического обмена информацией по финансовым счетам

Казахстанцы массово получают уведомления от налоговиков о незадекларированных зарубежных доходах. Именно информация, полученная в рамках автоматического обмена, стала основанием для рассылки таких уведомлений

Общество

👍 Президент подписал закон, упрощающий принятие решений на общих собраниях членов СНТ и ОНТ

Владимир Путин подписал разработанный при участии Росреестра федеральный закон, которым упрощен процесс принятия решений на общих собраниях членов садоводческих (СНТ) и огороднических товариществ.

Патентная активность российских изобретателей выросла на 7%

Более 15 000 заявок на патентование изобретений и полезных моделей подали отечественные разработчики в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент) с января по июнь 2024 года.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Личные финансы

А правильно ли вы разговариваете с детьми о деньгах

Все мы, кто родился в СССР — жертвы ограничивающих установок. С самого детства мы многократно слышали негативные фразы про деньги.

А правильно ли вы разговариваете с детьми о деньгах
Экономика России

Опубликованы поручения Президента по итогам Петербургского международного экономического форума-2024

Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам ПМЭФ-2024, который прошел 5–8 июня.

Кредитование

Нацбюро кредитных историй назвало средний размер автокредита

По данным кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в июне 2024 года средний размер выданных автокредитов составил 1,47 млн рублей.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Мошенничество

МВД: если поменяли сим-карту, открепите номер от Госуслуг и мобильного приложения

Киберпреступники приобретают старые сим-карты, которые уже были использованы и поступили в повторную продажу.

1
УК РФ

Ответственность за цифровые преступления ужесточат

По результатам деятельности созданной в 2020 году на площадке Генпрокуратуры межведомственной рабочей группы подготовлены проекты федеральных законов об ужесточении ответственности за преступления в цифровой среде.

Как разработать детальный финансовый план и бюджет для бизнеса

Разработка детального финансового плана и бюджета — ключевой аспект успешного управления бизнесом. Этот процесс помогает предусмотреть финансовые трудности и эффективно распределить ресурсы, обеспечивая устойчивое развитие компании. В данном руководстве вы найдете пошаговый план для создания финансового плана и бюджета.

Инвестиции

Пополнил брокерский счет на 300 000 в июле. Что купил? Часть 2

Заканчивается июль, а вместе с ним и бюджет, который был выделен на инвестиции. В первой половине месяца я покупал чуть меньше акции, чуть больше облигации, а также немного фондов. Во второй половине месяца действовал примерно по тому же плану.

Пополнил брокерский счет на 300 000 в июле. Что купил? Часть 2

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1

В июле представили обновления: сортировка главной страницы одним кликом, новый инструмент для самозанятых, возможность монетизации для авторов в "Трибуне" и продвижение материалов в блогах компаний. Также улучшен сервис "Клерк.Работа" и введены новые функции для Бизнес Аккаунта и личного кабинета.

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1
2
Обзоры новостей

Налог на бездетность, Ивлеева уплатила долг, НДФЛ при манипуляциях с землей в обзоре

Интересные события в налоговой сфере.

Бухгалтеры не видят актуальных данных ЕНС и не могут сформировать электронные подписи в ЛК. 🔨«Ночной бухгалтер» № 1733

Никогда такого не было... Бухгалтеры жалуются, что в личных кабинетах невозможно посмотреть актуальную информацию по сальдо ЕНС. Данные стоят на 15, 18, 19 июля. Если написать через ЛК налоговикам, сведения обновляются, но не всем. Формировать электронные подписи многие также не могут, не отправить 3-НДФЛ, не обновить электронные подписи.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Инвестиции

Физлицам и компаниям ЕС запретили участвовать в российской схеме обмена активами

Власти Евросоюза призвали инвесторов и компании не участвовать в обмене заблокированных ценных бумаг, поскольку в этом механизме участвует подсанкционный Национальный расчетный депозитарий.

ОСАГО

ОСАГО можно оформить онлайн через Сбер

Водители могут застраховать машину онлайн за несколько минут. Достаточно ввести данные документов и выбрать страховщика на маркетплейсе Сбербанка.

Для россиян тоже установят лимит на количество сим-карт

Несколько сим-карт нужны владельцам гаджетов, которые позволяют управлять умным домом и камерами наблюдения.

Сотрудников не могут заставить сдавать отпечатки пальцев

Частные компании не имеют права проводить дактилоскопическую регистрацию сотрудников, чтобы наладить пропускной режим на объекте.

Бухгалтеры

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года

Подготовили для вас анонс предстоящих вебинаров в августе.

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года
Новости ФНС

ФНС начнет регистрировать личные фонды россиян

Полномочия по регистрации личных фондов для управления бизнесом, имуществом и активами перешли от Минюста к ФНС.

Интересные материалы

Личные финансы

Цены на туры в Турцию выросли до 300 000 рублей за среднюю путевку

Итоги первой половины лета показали, что отдых на море в этом году стал для россиян дороже еще на несколько десятков процентов. Подорожало все — и гостиницы, и перелеты, и пакетные туры. Причем не только за границей, но и в России.