Маркетинг

Менеджер своей судьбы

Возраст вокруг 30 лет прекрасен. Ты уже вряд ли сорвешь медаль в первенстве по любому виду спорта, но можешь быть заядлым болельщиком, способным к тому же последовать за своей любимой командой хоть на край света. Ты уже всерьез подумываешь о конечности бытия и пытаешься как-то справиться с этой мыслью. Ты – ответственный человек, приученный к труду голодными студенческими годами, но порой тебе хочется легких денег. Ты уже много достиг и многого - увы! – уже не успеешь достичь…

«Даже если есть талант,
Чтобы не нарушить, не расстроить,
Чтобы не разрушить, а построить,
Чтобы увеличиться, удвоить и утроить –
Нужен очень точный план»

В. Высоцкий «Алиса в Стране Чудес»

Возраст вокруг 30 лет прекрасен. Ты уже вряд ли сорвешь медаль в первенстве по любому виду спорта, но можешь быть заядлым болельщиком, способным к тому же последовать за своей любимой командой хоть на край света. Ты уже всерьез подумываешь о конечности бытия и пытаешься как-то справиться с этой мыслью. Ты – ответственный человек, приученный к труду голодными студенческими годами, но порой тебе хочется легких денег. Ты уже много достиг и многого - увы! – уже не успеешь достичь…

В такой противоречивой ситуации многим из нас приходится жить день за днем, балансируя между ресурсами и ограничениями собственной жизни, с сильным желанием что-то изменить, попробовать другую жизнь, другой сценарий.

Если это так, то можно всерьез подумать о том, как перестать балансировать – и сделать свою судьбу управляемой.

Сознательно управлять своей судьбой сложно, так как вы являетесь одновременно субъектом, объектом и менеджером, вынуждены управлять своими же ценностями, страстями, эмоциями, желаниями. При этом мир вокруг вас стремительно меняется, и сегодня вы устали ждать кризиса валют, а завтра с нетерпением ждете падения цен на недвижимость. Несмотря на стремительность изменений в мире, все же построить процесс управления можно.

Пусть даже у некоторых людей одна мысль о том, что их жизнь может быть управляемой, подчиненной задачам, вызывает негативные эмоции, но посмотрите попристальнее на то, как вы живете, и сразу станет понятно, что к возрасту вокруг 30-ти жизнь приобретает характер задач, а это значит, что мы так или иначе становимся все ближе и ближе к идее управления собственной судьбой. Розовые мечты преобразуются в жизненные цели – реалистичные , ориентированные во времени: «Пора брать кредит и менять машину. Думаю, через полгода справлюсь.», «Нужно заводить второго ребенка срочно. На это я могу использовать следующий год или два – дальше будет поздно». «Будем менять мебель», «На майские праздники поедем в Испанию». Обратим внимание: при формулировке используется характерная «деятельная» лексика - «буду», «поедем», «пора брать», задан параметр времени - «срочно», «через полгода». Это уже шаг к нормативным требованиям, четким и мерным, которые так важны при управлении.

Скажу сразу, что при дальнейшем обсуждении темы мы ограничимся только управлением по нормативным требованиям, и таких тонких материй, как ценности и эмоции, практически не коснемся, хотя сами по себе они важны и являются составляющей частью системы. Да, да, системы, потому что сам человек и его жизнь представляют систему: систему взаимосвязей, взаимоотношений, взаимодействий, способных меняться, задавать нам новый вектор для развития. Понятно, что любовь может всерьез изменить всю систему ваших взаимоотношений с миром и что подчинять все страсти холодному расчету, наверное, несправедливо: жизнь одна, и хочется прожить ее в некотором порыве, увлекаясь, теряя и выигрывая. Но в данный момент в фокусе нашего внимания будет именно холодный расчет.

«НАЛЕВО ПОЙДЕШЬ – КОНЯ ПОТЕРЯЕШЬ…»

«Многое не повторится.
Многого не испытать.
Вот мне и стало за тридцать…
Самое время мечтать…»

Ю. Лоза

 

Итак, начнем с определения. Управление – дело увлекательное, требующее целенаправленных действий. Целенаправленные действия тем и отличаются от хаотичных, что совершаются в строгом соответствии с целями человека и влекут за собой прогнозируемый, мерный результат. Главное в управлении – это принять решение, а это означает, что, управляя, придется постоянно выбирать, как Ивану-царевичу из сказки: направо пойти – убитым быть, налево – коня потерять, а впереди – полная неизвестность. А самое главное: в ситуации управления собственной жизнью ответственность за принятые решения придется нести самому – и пользоваться плодами этих решений тоже самому.

Если мы становимся менеджерами своей судьбы, мы должны, во-первых, определиться с тем, чего же мы хотим достичь.

Во-вторых, посчитать имеющиеся ресурсы.

В –третьих, просчитать не только ожидаемые доходы (о, доходы мы все очень любим и умеем считать), но и платы – то, чем нам придется заплатить за успех нашего нового предприятия под названием «моя новая жизнь». Эта новая жизнь может заключаться и в новом городе, и в новой семье, но чаще современному человеку хочется изменить самое главное – свой статус в профессии, свою работу. Наемные менеджеры начинают мечтать о собственном свечном заводике, владельцы устают и хотят уйти на покой, оставив дело в надежных руках. А кто-то, плюнув на все, чего достиг, мечтает начать заниматься креативом, творчеством, не ограничивая себя рамками офисов и расписаний.

Все это хорошие пути – и все они открыты, знать бы только цели и платы.

 

Путь № 1. «Легко ли быть владельцем?»

Допустим, доживает человек до 30 или 35 лет – и решает, что не хочет он быть владычицей морскою, а хочет быть золотой рыбкой и свою судьбу править сам. А это значит, что надо проститься со стабильным заработком наемного менеджера – и попробовать порулить своим собственным предприятием. Собственная компания – всегда хорошо: начальник – я сам, что хочу, то делаю, работаю на себя, а не «на чужого дядю», да могу еще через дело и реализовываться как свободная творческая личность…

Я перечислила довольно известные штампы, связанные с представлениями о собственном бизнесе. Действительно, судьба бизнесменов складывается по-разному, не все из них приходят к собственному бизнесу по своей воле, но те, кто двигались к своему делу осознанно, часто в интервью или в статьях среди главных мотивов создания бизнеса обозначают именно мотивы свободы, лидерства, творчества, любопытства, власти, может быть, немного жажды наживы.

Допустим, человек хочет построить свой бизнес, исходя из того, что «хочется свободы». Если для него свобода связана со свободным передвижением, с удовольствием от своеволия, с массой ничем не занятого времени, то его свобода дорого стоит: распоряжаясь собой свободно все свое время, он вряд ли будет хоть какое-то отношение иметь к деньгам. Если же для него свобода - это возможность влиять на ситуацию, управлять ею, быть независимым от чужого мнения, свободно высказывать свои мысли, то он гораздо ближе к идее создания своего бизнеса. Но скорее всего, такая свобода потребует определенного бюджета для жизни, и риски, связанные с вложением денег в бизнес, с его ростом и развитием могут также оказаться не для вас.

На тренингах или семинарах по организационному развитию часто даются упражнения, в которых люди работают над проектированием бизнеса – и результаты этих упражнений очень показательны. Когда участники проектируют бизнес, исходя из реального положения вещей (наличия или отсутствия первоначального капитала, наличия связей, идей для бизнеса), то часто многие из них понимают, что бизнес – это не та свобода, к которой они стремились. К примеру, о дна из таких компаний увлеченно работала над проектом ресторана, однако «посчитали – прослезились»: стало понятно, что если исходить из того, что они уже имеют и умеют, то через год участники «бизнеса» в роли владельцев могут рассчитывать максимум на полторы тысячи долларов в месяц. Тогда как, будучи наемными менеджерами в своих компаниях, уже сейчас они претендуют на зарплату в несколько раз больше.

При холодном расчете обнаруживается, что риски создания собственного дела гораздо выше, чем многие люди могут себе позволить: конечно, те, кто готов к тому, чтобы начать свой бизнес, как правило, догадываются посчитать имеющиеся на этот бизнес деньги, но, опять же, как правило, не держат в фокусе внимания такой примитивный вопрос, как плата. А ведь часто плата временем, страхами, ответственностью, напряжением, общением с большим количеством «нужных» людей – и ограничением общения с дорогими людьми, здоровьем в жизни может оказаться гораздо серьезнее, чем плата деньгами. И если уж есть плата, то надо точно понимать, за что и какая, «алгеброй гармонию проверить» и посчитать все за и против.

 

Путь № 2 «Тебе повезло – ты не такой, как все. Ты работаешь в офисе»

Если же вы являетесь работником компании, специалистом или управленцем, неплохо себя чувствуете в этой роли, но хотите, тем не менее, изменений в своей судьбе, то и здесь придется совершать выбор – определяться с целями, и ресурсами, которые вы готовы заплатить за «новую жизнь».

Плюсы в роли наемного менеджера есть определенные – меньшая, чем у владельца, ответственность. Иногда можно себе позволить гордо сказать: «Это не мой бизнес, вы ставьте задачу – я ее буду решать»… Но и минусы тоже есть – ты всегда зависим от руководства, от его желания, от его целей, даже от его настроения.

Менеджмент своей судьбы в таком варианте означает планирование собственной карьеры и достижение карьерных целей. Надо только определиться, как учил Алису Чеширский кот, с вопросом, куда вы хотите попасть: понять, кем вы хотите стать через год, три года, пять лет. Поставив цель, сделать следующий шаг: проанализировать ресурсы. Это значит – понять, за счет чего (или кого) можно совершить движение по карьерной лестнице, достаточно ли сил, образования, статуса, представленности в мире бизнеса, достаточным ли ресурсом обладает компания, в которой вы работаете, чтобы помочь осуществить ваши амбициозные планы – или же надо искать другую, в которой можно развиваться. К примеру, желание стать генеральным директором – эта амбиция здравая. Но она должна быть спланирована, как карьерная задача – и надо понимать, что масштаб этой задачи задает определенное движение. То есть, если вы - менеджер в крупной структуре, то планировать себе «генеральство» в короткие сроки, наверное, мало реально. А вот в менее крупной структуре этого вполне возможно добиться.

Развитие собственного опыта, повышение своей стоимости на рынке требует целенаправленных усилий. Надо понимать, за счет каких мероприятий это можно сделать – в обозначенные вами сроки и прикладывая имеющиеся силы. Самому оценить свой потенциал – или привлечь специалистов?

Нужно ли дополнительное обучение – или же необходим само PR в профессиональной среде? Может быть, нужны какие-то политические ходы? А что, если придется, например, носить костюмы только определенного фасона? Или ходить в определенный спортивный клуб только потому, что там занимаются спортом нужные люди? То есть, совершая выбор в пользу карьеры, нужно также принимать во внимание, что за это придется чем-то платить.

 

Путь № 3 «Сам себе лопата»

И, наконец, вы можете выбрать третий путь: накопив определенный бизнес-опыт, стать «самому себе лопатой», независимым специалистом, например, консультантом. Понятно, что и в этом случае необходим холодный расчет. Как и в первых двух путях, нужно простроить четкое и непротиворечивое представление о своих целях. За этим стоит понимание, в какой предметной области вы можете проявить себя, какой должна быть гонорарная ставка (и здесь не обойтись без маркетинга рынка), статус клиентов.

А затем нужно разработать программу действий, которая даст ответ на вопрос, за счет каких событий можно достичь этой цели. Даже сейчас можно предположить, что, как минимум, придется учиться и стажироваться, что повлечет за собой серьезные денежные расходы, а получение Сертификата консультанта потребует не только серьезной втусованности, но и серьезного временного ресурса (для того, чтобы получить сертификат, нужно выполнить несколько консультативных проектов, сдать ряд экзаменов). Нужно выбрать соответствующую программу обучения, найти источник клиентов, вспомнить все связи, нацелиться на формирование собственной репутации – практически бизнес-план новой жизни. Нельзя также выпускать из поля зрения тот факт, что ваши встречи с клиентами и ваша деятельность должны протекать в соответствующем вашему образу консультанта месте. С этой точки зрения, наверное, будет смешно принимать вип-клиентов в маленькой квартирке в спальном районе и называть ее своим офисом.

Казалось бы – какая мелочь, офис! Но в этом бизнес-плане не может быть мелочей. И определение цели, и понимание настоящего состояния жизни, и планирование действий, направленных на изменение собственной жизни, должны быть промерены с точностью до миллиметра, потому что чем точнее мы понимаем собственные возможности, собственные ограничения, чем лучше представляем те усилия, которые нам придется приложить для реализации нашей мечты, тем более осознанными будут наши решения и более ясными пути.

Конечно, даже в самые очень четкие планы может вмешаться жизнь, которая всегда непредсказуемей самых смелых фантазий. И при построении этих планов вы все же учитывайте, что в ваши планы может вмешаться какой-нибудь банальный случай, и тогда самая конкретная, пошагово прописанная программа действий полетит к чертовой бабушке. Да, придется начать сначала Сизифов труд по коррекции плана действий. Но результат того стоит, если вы, конечно, хотите быть менеджером своей судьбы.

Елена Малькова, директор департамента по работе с клиентами
Консалтинговой Группы «СЭТ»

Статья опубликована в журнале «Эгоист generation » № 9 за 2004 год

Начать дискуссию