Составная часть любого экономического кризиса – кризис доверия. Дефицит доверия затрудняет вступление в деловые контакты и этим осложняет финансово-хозяйственную деятельность предприятий. Кризис доверия во многом объясняется субъективными и иррациональными мотивами - никто не знает, кому можно доверять, а кому нет, с кем можно вступать в деловые отношения – давать кредит, осуществлять отгрузку, размещать заказ, а с кем - рискованно. Эти сомнения можно если не ликвидировать совсем, то, по крайней мере, существенно минимизировать с помощью такого экономического механизма, как внешний аудит.
Аудит появился в Великобритании конца 18-го века, когда там разразился один из величайших кризисов того времени. Аудит родился именно как способ преодоления кризиса доверия. Группа шотландских бухгалтеров взяла на себя смелость и ответственность заявить обществу, что они берутся гарантировать достоверность финансовых сведений тех компаний, которые добровольно предоставили им свою отчетность для изучения и оценки. Вскоре такие проверки стали называть независимым аудитом.
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. усилил потребность в услугах аудиторов. В то время резко ужесточились требования к качеству аудиторской проверки, увеличилась рыночная потребность в аудиторских услугах, в определенных случаях проверки стали носить обязательный характер. После окончания того кризиса практически все страны ввели обязательные требования к объему информации, содержащейся в годовых финансовых отчетах, к обязательности публикации этих отчетов и заключений аудиторов.
Что изменилось с того времени? В хозяйственной жизни и содержании финансовой отчетности – очень многое. В механизмах доверия людей и предприятий друг к другу - практически ничего. Были, есть и будут успешные и неуспешные, честные и не очень люди и организации. По-прежнему наилучшим фундаментом нашего доверия являются рекомендации публичных (а еще лучше знакомых) людей, которые пользуются у нас авторитетом. Почему же аудит, призванный сохранять и укреплять доверие, сегодня недостаточно эффективно выполняет свою основную функцию? Почему он не используется как практически единственно возможный механизм, способный приостановить «набегающие волны» недоверия среди бизнесменов и панических настроений вкладчиков? Казалось бы, вот же, у всех солидных предприятий есть аудиторы, которые изучают и подписывают финансовую отчетность, вот они же гарантируют достоверность указанных там сведений? Почему это не снимает кризис доверия?
Потому что мнение о достоверности отчетности еще не есть мнение об экономической эффективности и финансовой устойчивости предприятий. Основная задача традиционного аудита – подтвердить достоверность отчетности, а не помочь извлечь из нее полезную информацию.
Но именно квалифицированный анализ достоверной отчетности дает ее пользователям возможность оценить качество управления предприятием, платежеспособность, экономическую эффективность, сравнить динамику экономических показателей предприятия с развитием рыночного окружения. Результаты анализа позволяют высказать мнение не только о «качестве» прошлой, отраженной в отчетности ситуации, но и выявить тенденции, обосновывающие прогноз будущей реальности. Ценность такой информации несравнимо выше, поскольку доверие проецируется именно на будущие отношения.
За истекшие пару сотен лет с момента рождения аудита радикальным образом изменился темп жизни общества. Современная скорость принятия решений и взаимосвязи всего со всем в глобальной экономике в самых смелых фантазиях не могла привидеться бизнесменам прошлого. А основной принцип составления бухгалтерской отчетности по факту прошедшей за отчетный год деятельности и ее последующего аудита, остался с тех времен. Подтверждаемую аудиторами отчетность можно назвать финансовым слепком с прошлой деятельности компании, а в некоторых случаях – даже ее посмертной маской.
В условиях сегодняшнего кризиса, при принятии решения какому руководителю будет достаточно информации о том, что на дату полугодовой давности, за предшествующий этому полугодию год, дела у некоего предприятия шли хорошо, и это правильно отображено в его бухгалтерском балансе и подтверждено аудиторами? Учитывая современные скорости и кризисную неопределенность, понятно, что за этот период платежеспособность и финансовая устойчивость этого предприятия (будь то банк, завод, инвестиционная компания), могла поменяться кардинально.
Таким образом, с нашей точки зрения, современный аудит принципиально не в состоянии содействовать преодолению кризиса доверия. Доказательством тому являются громкие финансовые скандалы с банкротствами (в т.ч. произошедшие и до текущего глобального кризиса) крупных предприятий, успешно прошедших аудиторские проверки. Таким образом, в современном финансовом мире присутствует принципиальное противоречие между потребностью общества в актуальной независимой финансовой информации о текущем и перспективном состоянии предприятия и подтверждением аудиторами финансовой информации о его состоянии «постфактум».
Можно ли устранить это противоречие? И тем самым вернуть аудиту одну из его основных функций – формирование доверия к аудированному субъекту и его публичной отчетности? С нашей точки зрения, ответ на этот вопрос необходимо искать всем вместе – и аудиторам, и их клиентам, и государству, и обществу. Для участия в этом процессе от аудиторов потребуется немалое гражданское мужество. В аудите достаточно внутренних профессиональных проблем (достаточно вспомнить «Энрон»). А тут осторожные, консервативные и умные аудиторы по доброй воле должны принять на себя еще одно бремя - ответственность за скорейшее преодоление кризиса. Но тут должна «сработать» преемственность. Как и тогда, в 18-м веке, мир впервые столкнулся с таким кризисом. Тогда он был первым кризисом развивающейся капиталистической экономики. Сегодняшний кризис – это первый кризис глобальной экономики. Когда что-то происходит впервые, старые решения больше не работают.
Для преодоления этого глобального кризиса нужны новые решения. Нужен новый аудит, нужны такие аудиторы и аудиторские заключения, которые помогали бы формировать доверие к аудированному субъекту, выгодно отличали бы его от предприятия, не проходившего аудиторскую проверку. Современному обществу нужны новые технологии аудита, позволяющие получать не только актуальную, но и прогнозную финансовую информацию о предприятии. Современному обществу необходимы аудиторы, способные давать заключение о финансовой устойчивости предприятия в целом и при этом пользующиеся высоким общественным доверием .
Придание аудиту нового статуса особенно важно для России. В силу специфики нашей экономики (за исключением немногочисленных крупных публичных корпораций) предприятия чаще всего воспринимают аудиторов не как независимых контролеров, работающих в интересах общества и внешних пользователей бухгалтерской отчетности, а как своих бухгалтерских и налоговых консультантов.
Преодоление как российского, так и мирового кризиса невозможно без ломки старых стереотипов о роли аудиторов и о требованиях к содержанию аудиторских заключений. Необходима ревизия общественного понимания роли и задач аудита, реформа аудита с целью наделения его новым, обогащенным смыслом, отвечающим требованиям современной глобальной экономики, не только кризисной, но и посткризисной.
«Новый» аудит должен иметь дополнительный вектор - на актуальность его результатов во временном измерении, нацеленность на выдачу информации для принятия оперативных бизнес-решений. При этом существующие задачи аудита (подтверждение достоверности финансовой отчетности для ее пользователей и правильности объявленной прибыли для акционеров), конечно же, будут сохранены. Как физика Ньютона стала частным случаем квантовой физики, так же и аудит достоверности годовой финансовой отчетности должен стать частью нового аудита. Видимо, в будущем у финансового аудита будет достаточно широкая типология – не только по видам аудита, но и по типам, и по перечню оцениваемых параметров, и по времени выдачи заключений.
Новый аудит - аудит финансовой устойчивости предприятия одновременно с подтверждением достоверности отчетности должен выражать квалифицированное мнение о финансовом состоянии предприятия на отчетную дату, а также интерпретировать финансовые показатели, выявляя тенденции в развитии предприятия как самостоятельной единицы и в контексте отраслевой и страновой принадлежности. Это даст возможность оценивать эффективность за предшествующие периоды и подтверждать обоснованность прогнозных экономических показателей аудируемого предприятия.
Главными задачами аудита устойчивости должны стать задачи выявления риска клиента и риска инвестора, определение уровня склонности предприятия к банкротству. В качестве объектов аудита устойчивости должны рассматриваться не только финансовые документы, но и бизнес-процессы, и бизнес-среда, и связанные с ними риски. В качестве методов анализа аудита устойчивости аудиторами должны использоваться подходы, выстраивающие оценку перспектив предприятия с учетом данных ретроспективного анализа . Возможно также проведение аудита прогнозной финансовой отчетности (бюджетов), составляемой предприятиями для акционеров и инвесторов, в том числе – для многовариантных бюджетных сценариев.
Отчет о финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия (включающий прогнозную финансовую информацию, информацию о текущих и будущих рисках, которым подвержена деятельность предприятия) может быть включен в пакет регулярной финансовой отчетности предприятия. Прогноз о финансовой устойчивости предприятия должен составляться исходя из допущения, что определенные события произойдут и определенные действия будут предприняты менеджментом аудируемого предприятия. Аудиторское заключение о результатах проверки финансовой устойчивости предприятия будет также содержать мнение аудитора о применимости допущений, правильности подготовки информации на основе принятых допущений и адекватности ее представления.
Таким образом, любой заинтересованный пользователь, рассмотрев пакет публичной подтвержденной аудиторами финансовой отчетности предприятия, сможет ознакомиться не только с тем, как работало предприятие в прошлом, но и какова его текущая и ожидаемая платежеспособность и финансовая устойчивость.
Что для этого нужно делать? Во-первых, надо сформировать круг единомышленников среди аудиторов и бухгалтеров, готовых подхватить знамя профессионалов - борцов с кризисом, поднятое в 18-м веке шотландскими бухгалтерами. Во-вторых, необходимо привлечение внимания бизнеса, всей деловой и профессиональной общественности к этой возможности преодоления кризиса недоверия, в результате чего будут сформированы встречные требования к аудиторам. В-третьих, на уровне федеральных и региональных органов власти и управления, федеральных и региональных предпринимательских и профессиональных ассоциаций и союзов, надо формировать общественное мнение о престижности и полезности добровольного ежеквартального прохождения новых антикризисных независимых аудиторских проверок устойчивости подтверждающих текущую и прогнозную финансовую устойчивость и платежеспособность публичных предприятий (банки, страховщики, акционерные общества, проч.).
Эти аудиторские заключения об устойчивости, кроме общепринятых сегодня выводов о достоверности бухгалтерской отчетности предприятия, должны содержать информацию о степени текущего и прогнозируемого финансового риска, о текущей и прогнозируемой финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, а кроме того, в них должен присутствовать анализ информации нефинансового характера, оценка эффективности корпоративного управления, анализ репутации компании и ее платежной дисциплины, наличие и оценка бизнеса в оффшорах и пр.
Также, органам государственной власти и влиятельным общественным структурам необходимо активно содействовать введению в Советы директоров акционерных обществ независимых директоров. Одной из функций независимого директора должен быть текущий мониторинг состояния предприятия и организация ежеквартального прохождения предприятием аудиторских проверок устойчивости.
Кроме того, аудиторские компании, для повышения доверия к «нефинансовой» части своего нового аудиторского заключения, должны включать в число лиц, подписывающих аудиторские заключения, общественных аудиторов-экспертов – авторитетных публичных бизнесменов, политиков, ученых, способных участвовать в экспертной оценке качества прогнозов и степени рискованности деятельности аудированного предприятия, и гарантировать отсутствие сговора между аудитором и предприятием. Работа в качестве такого общественного аудитора-эксперта должна рассматриваться обществом как почетная и статусная задача для состоявшихся и известных региональному бизнес-сообществу людей с высокой степенью социальной ответственности. Формирование списка таких экспертов, известных в своем регионе, может осуществляться региональными предпринимательскими союзами и профессиональными ассоциациями и региональной администрацией.
Новые аудиторские проверки устойчивости не будут обременительны для действительно устойчивых и финансово здоровых компаний – у них и так у всех есть финансовые планы (прогнозы), которые можно проверять, а их обычную бухгалтерскую отчетность аудиторы и сейчас проверяют ежеквартально, только не выдают ежеквартально публичных аудиторских заключений. Зато информация об успешном прохождении аудита устойчивости и наличии соответствующего аудиторского заключения будет очень важна для его контрагентов, клиентов и инвесторов. Информация же о предприятиях – потенциальных банкротах, предприятиях, испытывающих кризис, может быть своевременно выявлена, ранжирована по степени «рискованности» деловых контактов с этим предприятием и доведена до сведения акционеров. В-четвертых, нужно государственное участие в формировании заказа на аудит устойчивости. Для наиболее общественно и социально значимых предприятий, государство может оплачивать работу аудиторов по проведению дополнительных ежеквартальных проверок устойчивости, с целью публикации этих аудиторских заключений в СМИ и предоставления объективной текущей и прогнозной финансовой информации всем заинтересованным пользователям отчетности этих значимых предприятий.
В-пятых, необходимо внести дополнения в существующие формы финансовой отчетности или ввести новые формы отчетности, содержащие показатели текущей и прогнозной устойчивости и платежеспособности на прогнозный период, оценку справедливой стоимости активов предприятия, и пр. В-шестых, надо усилить общественный контроль и контроль профессиональных объединений за ответственностью и профессионализмом аудиторов, участвующих в проведении аудиторских проверок устойчивости. При проведении контроля большое внимание должно быть уделено вопросам этики и морали аудиторов. Пятно на репутации аудиторов недопустимо и должно означать запрет на профессию. Наконец, необходимо вводить более жесткие требования к собственникам и менеджерам предприятий со стороны государства и общества, которые должны нести личную ответственность за результаты деятельности предприятий и за выполнение действий, которые были спрогнозированы, но не выполнены, и не только перед акционерами, но и перед государством и обществом.
Система «нового» аудита может создаваться параллельно с функционированием действующей системы аудита. «Новые» аудиторские проверки устойчивости одних предприятий могут проходить по «антикризисному» пакету профессиональных аудиторских стандартов аудита устойчивости, а «обычные» аудиторские проверки других предприятий могут проходить по действующим сегодня профессиональным аудиторским стандартам классического аудита. В инициативном порядке разработку первого проекта «антикризисного» пакета аудиторских стандартов аудита устойчивости и его представление на обсуждение российскому и мировому сообществу могут взять на себя российские аудиторы, приняв эстафету традиций шотландских отцов-основателей аудита. Приглашаем всех заинтересованных в антикризисной реформе аудита принять участие в разработке антикризисного пакета аудиторских стандартов.
Такой «антикризисный» пакет аудиторских стандартов аудита устойчивости должен отвечать одному из основных пяти направлений деятельности по выходу из кризиса, сформулированным на Конференции по мировой политике в Эвиане Президентом РФ Д. Медведевым: «необходимо способствовать максимально полному раскрытию информации о компаниях, ужесточать надзорные требования, усиливать ответственность рейтинговых агентств и аудиторских компаний».
Именно такой «антикризисный» пакет аудиторских стандартов аудита устойчивости может реально помочь Правительству наладить реальный независимый общественный контроль за расходованием средств, - будь то бюджетные средства, выделенные банкам на цели преодоление кризиса ликвидности, или аудит монополий, или аудит социально значимых объектов или проектов. Осуществление предложенных выше или подобных мероприятий, глобально развивающих современный аудит и адаптирующих его к современным общественным потребностям, неизбежно. Вопрос только в том, какой регион, какая страна, и когда выступит с инициативой такой реформы аудита и наделения аудита новым смыслом и новыми задачами. Мы уверены, что «новый» аудит устойчивости будет важной составной частью «новой» посткризисной экономики, новые финансовые контуры которой жизненно необходимо искать и строить уже сегодня.
Начать дискуссию