10 заповедей руководителя компании в период экономического кризиса:
1. Кризис – не навсегда. Однако, если ваша компания развивалась исключительно на заемные средства и не имеет больших покровителей, следует четко осознавать, что данный кризис вы не переживете. Вам придется выбирать между продажей бизнеса с непропорционально, как вам кажется, большим дисконтом и его ликвидацией. Выбирать следует быстро.
2. Не следует бездумно сокращать издержки. Оперируя аппендицит, не стоит заодно вырезать половину селезенки. Лишний раз проанализируйте цепочку создания вашей компанией добавочной стоимости. Начните с сокращения издержек за пределами этой цепочки. В большинстве случаев этого хватает. Если ваши директор по развитию и PR-директор так и не смогли донести до вас конкретную пользу от своей деятельности, отправьте их тренироваться за пределы компании. Но не стоит рубить шашкой налево и направо, одновременно увольняя ключевых логистов и сокращая количество слоев используемой в офисе туалетной бумаги.
3. Сконцентрируйтесь на основном направлении бизнеса. Судьба непрофильных бизнесов – переход на полную самоокупаемость (с последующим частичным или полным выкупом менеджерами), минимизация операций или ликвидация. В условиях кризиса ликвидности на все может не хватить. Четко объясните руководителям сокращаемых направлений, что «ничего личного, только бизнес», дабы не спровоцировать их на сеяние негатива в коллективе.
4. Заморозьте проекты, разработанные в более позитивных макроэкономических условиях. Преодолейте эффект инертности системы – не всегда нужно завершать начатое. Если в условиях экономического роста вы решили провести ребрендинг всех ваших пятидесяти торговых точек, и уже вложили в разработку нового бренда 1,5 млн. евро и пару десятков бессонных ночей, все равно остановитесь. Вы всегда сможете вернуться к этому проекту, когда ваша просроченная дебиторская задолженность перестанет вам сниться на пару с урезанными кредитными линиями.
5. Если вы чувствуете себя лучше отрасли в целом – используйте это. Создайте в среде ваших контрагентов образ «островка спокойствия в бушующем океане». Улучшите коммерческие условия для поставщиков. Повысьте градус пафосности очередной дилерской конференции. Ваша репутация резко возрастет, и вы сможете извлечь выгоду из этого роста. Но не стоит делать все вышеперечисленное, если ваша компания дышит на ладан, чтобы пустить пыль в глаза. Скорее всего, не сработает.
6. Управляйте ожиданиями и настроениями сотрудников. 80% сотрудников вашей компании активно обсуждают, какими бедами грозит вам (и им) развернувшийся кризис. Остальные 20% ничего не смыслят в бизнесе. Не замалчивайте проблему. Коммуницируйте. Когда решение принято – расскажите о нем (этим вы заодно отрежете себе отходный маневр, что бывает весьма полезно). Если вы планируете вынужденные сокращения – объясните причины и логику. Дайте ощущение комфорта тем сотрудникам, расставание с которыми не входит в ваши планы.
7. Внедрите в компании принципы управления в условиях неопределенности. На самом деле, никто не знает наверняка, сколько времени продлится финансовый кризис, перерастет ли он в кризис потребления, и как конкретно заденет ту или иную отрасль. В этой ситуации вам, тем не менее, необходимо как минимум поддерживать операционную эффективность бизнеса.
8. Усильте внутренние коммуникации между ключевыми менеджерами компании. Создайте кадровый кулак (он же антикризисный мозг). Проводите регулярные (а иногда и внеочередные) совещания и консультации. Повестка таких встреч – не только как минимизировать риски, но и как извлечь выгоды из кризиса. Привлекайте внешних экспертов. Перепроверяйте. Но при этом принимайте решения.
9. Используйте краткосрочные возможности, которые дает вам кризис. Вы давно хотели реструктурировать компанию, но боялись недовольства коллектива – реализуйте ваши намерения сейчас, когда большинство вас поймет. Вы постоянно присматривались к лакомому бизнесу «закредитованного» конкурента – сегодня вы можете получить их с большим дисконтом.
10. Помните: на фоне общей паники большинство проигрывает, но меньшинство побеждает. Кризис – хороший повод оказаться во второй кампании.
Начать дискуссию