С 1 декабря на кадровом портале hh.ru запущен платный соискательский сервис «Хочу у вас работать!» (100 руб.). По словам Ольги Бруковской, директора по маркетингу группы компаний HeadHunter (hh.ru), он «позволяет отправить резюме в выбранную компанию без привязки к вакансии.
Резюме соискателя оказывается в отдельной папке “кадровый резерв” и не затеряется среди сотен других». В ближайшее время HeadHunter планирует ввести еще два премиальных сервиса — «Яркое резюме» (графически выделяет резюме соискателя в результатах поиска, 100 руб.) и «Мобильные вакансии» (позволяет моментально получать sms-оповещение о появлении новых вакансий в заданных профессиональных областях и раньше других откликаться на предложения работы, 50 руб.)
Кому работа
«В текущей экономической ситуации, — отмечает Бруковская, — средний срок закрытия вакансии на hh.ru уменьшился (на 11% по сравнению с прошлым годом), а среднее количество откликов на вакансию увеличилось с 14 в августе почти до 40 в ноябре. Растет и количество резюме на сайте: в октябре их появилось 127 000, в ноябре — 105 000. Часто hr-менеджеры физически не могут просмотреть все резюме, которые к ним приходят. Поэтому нами было принято решение о введении премиальных sms-сервисов». В планы HeadHunter не входит монетизировать стандартные соискательские услуги, такие как регистрация на сайте, публикация одного или нескольких резюме или доступ к базе вакансий. Но премиальные sms-сервисы сейчас, когда рынок труда из кандидатского превратился в работодательский, будут дополнительным подспорьем соискателям в поиске достойной работы, считают в компании. «Хочу у вас работать!» сразу стал популярен: за первые два часа им воспользовались 73 человека«, — добавляет Бруковская.
Кому этика
Вопрос о двойной оплате — спорный, отмечает Валерий Оськин, исполнительный директор Ассоциации консультантов по подбору персонала (АКПП): «Есть декларация консультантов по подбору персонала, в ее 14-м пункте говорится, что кадровое агентство не должно брать денег с соискателей, поскольку ему уже платят рекрутеры за пользование базой резюме. Это добровольный документ, но этическую сторону взаимоотношений соискателя, работодателя и кадрового агентства он отражает». По мнению эксперта, всегда плохо, когда деньги берутся с двух сторон. Сегодня на рынке есть агентства, специализирующиеся на помощи в построении карьеры. Но их уже нельзя назвать классическими агентствами по подбору персонала.
Алексей Захаров, президент портала SuperJob, отмечает, что платные сервисы выгодны, но вводить их он пока не собирается: «Пока все они вызывают сомнение. Правда, у нас появился сервис — рассылка sms-уведомлений от работодателя соискателю о том, что резюме заинтересовало. Но этот сервис оплачиваем мы — для соискателей и работодателей он бесплатный». Что касается премиальных сервисов, это лишь попытки привлечь внимание за деньги, добавляет Захаров. Но опыт показывает, что на хорошее резюме рекрутер и так обратит внимание.
«Тут неоднозначная ситуация, — развивает тему Анна Добрякова, заместитель директора компании “АНКОР банки, финансовые услуги”. — С одной стороны, такой сервис действительно может ускорить процесс подбора кандидатов, если у HR-специалиста совсем нет времени. С другой — далеко не все интересные кандидаты будут им пользоваться. Как работодатель, я бы не стала ограничивать круг кандидатов только “подсвеченными” резюме».
У Наталья Куркчи, партнера Antal Russia, платный премиальный сервис ассоциируется с сайтом знакомств: «По-моему, именно там люди отсылают sms, чтобы поднять рейтинг своих фотографий. Если следовать логике создателей этих платных услуг, HR-специалисты и рекрутеры не работают, а просто смотрят резюме тех, кто себя “подсветил”. На мой взгляд, это только способ дополнительного заработка для кадрового портала. Сейчас действительно больше кандидатов и резюме, но мы все равно отсматриваем всех. Настоящие профессионалы никогда не станут платить, чтобы их резюме стало виднее. Хотя, возможно, такой сервис может быть полезным при наборе персонала, где квалификация не имеет большого значения, например кассиров или продавцов-консультантов в супермаркетах».
Кому польза
«Как плата за то, чтобы резюме кандидата стало виднее рекрутеру, отражает его профессиональные качества и способности? — переспрашивает Татьяна Чернышева, HR-директор подразделения потребительских товаров компании Johnson & Johnson. — Да, кадровые порталы, возможно, будут справедливо брать деньги с соискателей, чьи CV начнут быстрее поступать в ящики HR-специалистов. Но навязывание кандидатов, по-моему, мешает эффективной работе и отвлекает от принятия правильных решений».
Зинаида Бородина, HR-директор «Бунге СНГ», считает, что введение платных сервисов на кадровых онлайн-порталах никак не повлияет на выбор работодателя: «Независимо от того, “подсвечено” определенное резюме или нет, мы в компании будем последовательно проверять все выложенные предложения, пока не найдем того, что нас устраивает. Этот сервис имеет чисто психологический эффект, причем именно для самого соискателя, а не для рекрутера или специалиста HR».
Платить не будут По данным опроса, проведенного порталом SuperJob.ru в октябре этого года среди 1800 респондентов из семи округов РФ, 56% россиян не готовы платить кадровым агентствам за трудоустройство. Большинство мотивируют отказ тем, что агентствам обязаны платить работодатели. Только 32% опрошенных считает, что заплатить агентству можно, «если работа будет достойная», «после прохождения испытательного срока», «при соблюдении ряда условий и никогда – вперед».
Начать дискуссию