Экономический кризис изменил систему ценностей работающих россиян. Об этом говорят данные нового ежегодного исследования мотивации, которое компания Kelly Services представила на HR-форуме «Ведомостей»
В октябре — ноябре текущего года было опрошено 3307 соискателей работы в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Красноярске, Новосибирске, Перми, Екатеринбурге, Владивостоке, Самаре и Ростове. Директор по персоналу Kelly Services Галина Ширинова отметила, что если раньше ее коллеги жаловались, что высокооплачиваемый сотрудник мог прийти и сказать: «Я устал, все наскучило, мотивируйте меня», то теперь ситуация изменилась: диктовать условия на рынке труда стали не работники, а работодатели.
Недовольны грубостью
В этом году недовольных уровнем вознаграждения стало меньше на 6% (в прошлом году главной причиной перехода на новую работу 28,16% соискателей называли размер зарплаты), причем если еще несколько месяцев назад соискатели запрашивали оклады на 40-50% выше, чем на прежнем месте работы, то сейчас планка снизилась до 10-30%.
«Раньше работодатели соглашались на требования кандидатов, а теперь зачастую предлагают оклады на 5-10% ниже запрашиваемых», — замечает Константин Борисов, управляющий директор Morgan Hunt Selection.
Главной причиной смены места работы большинство соискателей (25%) называли «отсутствие перспектив карьерного роста» (в прошлом году было 26%). В ответ на вопрос «Какое предложение может удержать вас на рабочем месте» 30% говорили: «Карьерный рост» (год назад — 35%). Зато если раньше лишь 1% опрошенных говорил, что на текущем месте работы «никакое предложение не остановит от ухода», то сейчас таких стало 6%. В числе главных демотивирующих факторов 56% назвали «грубое, неэтичное поведение руководителя или коллег» (год назад было лишь 28%), 40% назвали «низкую оценку результатов труда» (31%), 39% — «монотонность функций» (18%), 23% — «низкий корпоративный дух» (13%) и 19% — отказ в пересмотре зарплаты чаще одного раза в год (9%).
«Сейчас самое время тщательно проверить эффективность и целесообразность позиций, которые можно было себе позволить в хорошие времена, — советует Наталья Долженкова, коммерческий директор Kelly Services. — Но важно помнить, что это не последний кризис и что главный ресурс — это люди, а уже потом ресурсы, поэтому и относиться к ним нужно в соответствии с законодательством и по-человечески, хотя бы предоставив свободу выбора: сокращение рабочего графика, административный отпуск и т. д.».
Работник или бонус
По словам Владимира Химаныча, HR-директора «Майкрософт Россия», стратегия сопротивления кризису в Microsoft была разработана задолго до кризиса. Поэтапное снижение расходов на персонал в этой стратегии включает вначале экономию на командировках и дотациях на питание, затем — сокращение образовательных программ и замораживание приема новых сотрудников, далее — сокращение льгот и размера зарплат, последняя мера — сокращение штата. О сокращениях в его компании речи нет, бесплатный чай решено оставить (расходы на него невелики), а вот от ряда тренингов и корпоративных BMW пришлось отказаться. Все эти меры, по его словам, нашли понимание в коллективе.
Прежние мотивационные схемы планирует сохранить в будущем году и «Дымовское колбасное производство» — по словам Татьяны Моховой, руководителя отдела по подбору персонала компании, после 5%-ной оптимизации штатного расписания планируется уделять больше внимания временному персоналу, тем более что объемы производства традиционно изменяются в течение сезона.
По словам Анны Зыряновой из департамента по работе с персоналом «Сибур — русские шины», для сокращения издержек в компании может быть принято решение сместить выходные с воскресенья на пятницу (в выходные расходы на электроэнергию ниже).
Что будем строить
По данным нового исследования «Анкора», опросившего в ноябре работодателей 370 компаний, работающих в 33 городах России, в связи с кризисом 18% респондентов планируют уменьшение заработных плат сотрудников. В 35% этих компаний будет уменьшена окладная часть, в 88% уменьшение (а иногда и полная отмена) коснется бонусной части. 13% планируют сократить расходы на персонал путем сокращения рабочего времени. 28% сокращают объем соцпакета или же отменяют льготы (в 45% этих компаний данная мера уже реализована). Отменяют чаще всего программы корпоративного обучения (48% компаний). 31% компаний планирует сокращать численность персонала.
По мнению Натальи Даниной, директора центра аналитических исследований «Анкора», в условиях кризиса программы мотивации сотрудников не теряют значимости. Важно, чтобы успехи сотрудников признавались. «Это может выражаться даже не в увеличении зарплаты, а элементарно в устной благодарности, например, на еженедельном собрании отдела», — говорит она.
Ширинова из Kelly Services напоминает высказывание Мао Цзэдуна: «Когда дует ветер перемен, надо строить не щит от ветра, а ветряные мельницы».
Начать дискуссию