Когда к государству доверия нет, а о стабильности можно лишь мечтать, предприниматели, чтобы подстраховаться, вынуждены свой бизнес диверсифицировать. Бывший сотрудник МВД Валерий Моргун именно так и поступил: его холдинг включает 15 предприятий, часть из которых занимается не только охраной и сыском.
Какой бизнес ближе и понятнее всего следователю, уволившемуся из милиции? Конечно же, охранно-сыскной. Отправившись в начале 90-х годов в «свободное плавание», Валерий Моргун, что называется, не прогадал. Созданное им охранно-сыскное объединение сегодня одно из крупнейших в регионе: с ежемесячным валовым доходом в 3 800 000 рублей, охраняющее больше 120 объектов на территории Краснодарского края и имеющее свыше 500 штатных сотрудников.
Началось все с открытия собственного сыскного бюро. «Стартовых средств у меня было совсем немного, — вспоминает генеральный директор охранно-сыскного объединения «ВМВ» Валерий Моргун. — Компания поначалу занимала всего лишь один кабинет, да и тот находился в аренде. Но через каких-то полгода штат уже насчитывал 12 детективов, и работы хватало каждому из них».
Одним сыском деятельность агентства не ограничилась. Девяностые годы — время, как известно, непростое, и многим клиентам требовалась профессиональная охрана. Поэтому, помимо уже действовавшего сыскного бюро, решено было создать и соответствующее охранное предприятие. «Оформив необходимые документы, мы выкупили в собственность арендуемые помещения (свою деятельность мы планировали на годы вперед, и аренда в какой-то момент стала довольно обременительна), приобрели оружие и начали охранять несколько фирм, — рассказывает Валерий Моргун. — С тех пор охрана в том или ином виде стала нашей основной деятельностью».
Со временем предприятие выросло в крупный холдинг, включающий в себя целую сеть охранных агентств, рассредоточенных по всему региону. Причины открытия каждого нового агентства достаточно тривиальны. По словам Валерия Моргуна, и самому охранно-сыскному объединению, и многим из его клиентов удобнее всего работать по упрощенной системе налогообложения. А она, в свою очередь, не позволяет иметь в штате больше 99 сотрудников. Вот и приходится создавать дополнительные предприятия. Но дело, естественно, не только в особенностях российского законодательства. Составляющие холдинг агентства формируются еще и в зависимости от задач: есть, например, элитное охранное подразделение, оказывающее услуги телохранителей, а есть охранные предприятия, сотрудники которых даже не вооружены. У каждого — свой фронт работ.
На все другие стороны
Но как бы ни были востребованны охрана и сыск, едва ли эту деятельность можно считать стабильной.
«В России, как показывают последние события, может случиться все, что угодно, а тем более в охранно-сыскном бизнесе», — констатирует Валерий Моргун.
Причиной нестабильности иногда становятся и сами клиенты. Например, когда какая-нибудь компания, в силу финансовых затруднений, оплачивает услуги по охране на несколько месяцев позже срока. В этом случае трудности возникают уже на самом охранном предприятии: к примеру, задерживается заработная плата. Во избежание подобных проблем Валерий Моргун решил выйти на другие, не связанные с основной деятельностью, рынки. Так, под брэндом «ВМВ» открылось юридическое бюро. Есть также собственная служба такси. Появился даже свой ресторан. И если создание первых двух дополнительных направлений выглядит вполне естественным (какое охранно-сыскное агентство без юриста да без собственных «колес»), то интерес к общепиту достаточно неожиданный. Между тем причины появления ресторана опять-таки прозаичны. «Пообедать в городе нашим сотрудникам было практически негде: ближайшая столовая находилась в нескольких кварталах от нашего офиса, — вспоминает Валерий Моргун. — Поэтому мы сами открыли небольшое кафе, исключительно для своих. Но неожиданно для нас заведение стало пользоваться популярностью среди клиентов «ВМВ» и приносить неплохой доход. Тогда и было решено переделать его в ресторан». К его созданию подошли уже со всей ответственностью. Пригласили профессиональных рестораторов, «выписали» дизайнеров из Москвы. И усилия даром не пропали. Заведение, стилизованное внутри под подводную лодку, с соответствующими блюдами, экипировкой официантов и прочим антуражем, стало привлекать не только тех, кто нуждался в охранных услугах, но и обычных гурманов.
Каждому — по предприятию
Диверсификация бизнеса — вещь в российских условиях необходимая и, по мнению Валерия Моргуна, абсолютно оправданная. Другой вопрос — каким образом такой махиной управлять. Подход руководителя «ВМВ» в этом смысле четкий и простой. Сам Валерий Моргун возглавляет холдинг в целом. Отдельными же его направлениями, будь то охрана, сыск, юридические услуги или общепит, «ведают» заместители, либо являющиеся соучредителями предприятия (в соотношении 50/50), либо получающие 35% от дохода. Причем заместитель должен досконально разбираться в том направлении, которое возглавляет.
«Службой такси, например, руководит человек, до этого работавший начальником автоколонны и в транспортной сфере имеющий большой опыт, — рассказывает Валерий Моргун. — То же самое относится и к общепиту. Чтобы заниматься ресторанным делом всерьез, необходимы серьезные знания и опыт. У меня таких знаний нет. Поэтому я пригласил профессионального ресторатора. Однако углубляться в столь сложный и специфичный вид бизнеса дальше и развивать сеть я вряд ли стану. Для этого, повторюсь, нужны очень хорошие менеджеры, а их в Краснодаре найти сложно».
В какую бы сторону ни смещались приоритеты «ВМВ», все те направления, которыми этот холдинг занимается, позволяют чувствовать себя уверенно даже в период финансового кризиса, растиражированного мировыми СМИ. «Крупные предприятия, развивающиеся на кредитные средства и попавшие под удар в первую очередь, уже перестали платить нам по счетам, — комментирует Валерий Моргун. — Соответственно, количество охраняемых нами объектов уменьшается. Но никакой катастрофы, думаю, не произойдет: вместо одного крупного объекта возьмем десяток мелких, и доход в итоге получится тот же самый. Прогнозировать что-либо конкретное не берусь, но убежден в одном: на ближайшие несколько лет, которые, скорее всего, и продлится кризис, наше объединение без работы не останется. Несмотря на то что охранно-сыскная работа — основной бизнес холдинга, с точки зрения доходов побочная деятельность иногда даже оказывается эффективнее. Та же служба такси может принести больше денег, чем одно охранное предприятие. Поэтому имеет смысл развивать и другие направления, так или иначе близкие к нашей основной деятельности». Один из таких планов, реализуемый в ближайшее время, — открытие собственного коллекторского агентства. Направление, особенно в период кризиса, достаточно востребованное, к тому же в Краснодаре практически неосвоенное. Проблему невозврата долгов здесь пытаются решить в основном юридические компании, обычно оказывающие юридическое же сопровождение. «ВМВ», по словам его руководителя, выбрало принципиально иной путь: предприятие будет выкупать долги у своих клиентов, заключая договоры по переуступке прав требования, и с должниками уже работать самостоятельно. Так же, как на всех остальных предприятиях холдинга, новым направлением будет «заведовать» отдельный менеджер. «Знаете, в чем секрет нашего долголетия на рынке? — признается Валерий Моргун. — Зарабатывая деньги, главное — не забывать делиться со своим коллективом.
С момента создания холдинга руководящий состав практически не изменился: вместе мы работаем уже 13-15 лет. Не думаю, что при таком подходе он кардинально поменяется и сейчас. Есть взаимоотдача, а это, на мой взгляд, самое важное».
Начать дискуссию