Экономический кризис сродни болезни. Его не нужно бояться и нельзя игнорировать. Единственный способ выжить — трезво оценить свои возможности, избавиться от лишнего и… остаться человеком. Это трудно, но возможно. Советами о том, как сохранить внутреннее равновесие, бизнес и команду, с нами поделились государственные служащие и независимые консультанты, рекрутеры и психологи, директоры и бухгалтеры.
Портрет кризиса
В целом по России
За октябрь-декабрь 2008 года было принято 10 Федеральных законов, с 1 января 2009 года изменяющих и дополняющих первую и вторую части Налогового кодекса РФ. В частности, есть хорошие новости по камеральным проверкам. Ответственность банков за нарушение срока исполнения поручения налогоплательщиков, помимо налогов и сборов, теперь распространяется на авансы, пени и штрафы (ст. 133 НК РФ; см. подробно ниже). Ставка налога на прибыль снижена с 24 до 20 процентов (п. 1 ст. 284 НК РФ). Ряд новшеств — приятных и не очень — придется осваивать плательщикам НДС, а также УСН и ЕНВД.
Для некоторых категорий граждан (педагогическая деятельность в учреждениях для детей, работа в сфере здравоохранения и т.д.) предусмотрено досрочное оформление пенсий (ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ). Обсуждается введение аналогичной меры для людей предпенсионного возраста, уволенных по сокращению. Кроме того, на 1500 — до 4900 руб. — подрос максимальный размер пособия по безработице (постановление Правительства РФ от 8 декабря 2008 г. № 915).
Увидел свет долгожданный закон о защите прав организаций и предпринимателей при проверках, в том числе муниципальных (от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Правда, действовать он начнет 1 июля 2009 года.
В целом, отмечают эксперты, на данный момент ситуация непростая, но стабильная.
Александр Леонидович Беленицкий, ЗАО «Аудиторская Компания «БизнесСервисКонтроль»:
«С середины декабря 2008 года экономический кризис в России стал очень заметен. Так, цена на нефть за пять месяцев сократилась в 3,3 раза. В текущем году ожидается падение цены на газ. Насколько именно, пока неясно.
В первом квартале 2009 года, видимо, сильнее других пострадают строительство, металлургия и химическая промышленность. По некоторым прогнозам, закроется до 300 банков (порядка 25 процентов от общего числа). Что произойдет с курсом рубля, неизвестно. Сейчас ЦБ РФ его потихоньку удешевляет. Доллар и евро медленно, но верно растут.
На рынке труда — ситуация непростая: по некоторым оценкам, будет уволено порядка 10 процентов наемных работников. Если это произойдет, Россия вернется к ситуации середины 90-х годов. Хотя, конечно, многое в борьбе с кризисными явлениями будет зависеть от действий чиновников».
В Санкт-Петербурге и Ленобласти
Нет зависимости и долгов. Сравнивая Петербург с другими регионами страны, все сходятся во мнении, что город должен перенести экономический спад относительно легко. По словам вице-губернатора Михаила Осеевского, наше преимущество в том, что на невской земле действуют компании из самых разных отраслей и нет зависимости от двух-трех крупных предприятий.
На специальной интернет-конференции председатель городского Комитета финансов Эдуард Батанов отметил, что Санкт-Петербург подошел к кризису во всеоружии. Последние годы проводилась очень консервативная политика в области государственных заимствований. Долг города минимален (меньше 400 млн руб.), поэтому при корректировке показателей бюджета на 2009 год была возможность гибко подходить к сокращению расходов. В частности, на поддержку малого бизнеса в 2009 году будет выделено около 600 млн руб.
Много банков. Еще один плюс — сильная банковская система Северной столицы, представленная не только местными кредитными учреждениями, но и филиалами крупнейших банков России. К тому же город размещает временно свободные бюджетные средства на депозитах: это способствует ликвидности банков и дает дополнительный доход.
Ситуация на рынке труда — под контролем. Поводов для паники нет. О массовом высвобождении сотрудников в сентябре-декабре 2008 года в Комитет по занятости населения Санкт-Петербурга сообщили 50 работодателей. Речь идет об 11 000 человек. Некоторые предприятия будут реорганизованы и предоставят почти 7400 рабочих мест.
Причем если раньше лидерами по увольнению являлись обрабатывающие производства, то сейчас первое место принадлежит финансовой деятельности. Уровень регистрируемой безработицы в Петербурге остается одним из самых низких в России — 0,4 процента экономически активного населения (общероссийский — 1,64 процента). Всего имеется 74 000 вакансий. Большинство из них — 70 процентов — на рабочие специальности.
В Комитет по труду и занятости населения Ленобласти информацию о высвобождении работников на конец прошлого года подали 19 организаций (более 2600 человек). Сферы деятельности — разные: строительство, лесное и сельское хозяйство, пищевая и химическая промышленность.
Тотальная экономия. Директорам петербургских фирм, конечно, не до веселья. При этом стремление выжить — налицо. Говорит Людмила Ивановна Кругляк, руководитель производственной компании «ООО ЛайтПром»: «Мы пока специальных антикризисных шагов не принимаем. Конечно, пытаемся экономить на расходных материалах, электроэнергии; отказались от корпоративного Нового года. Слава богу, необходимости сокращать работников пока нет. Правда, за последний месяц спрос на продукцию упал; прибыль уменьшилась. В общем, поживем — увидим».
В Ленобласти ситуация еще сложнее. «Нас держит на плаву только госзаказ, но скоро он закончится. Что будет дальше, неизвестно, — делится Светлана Юрьевна Шершнева, главбух строительной компании из города Выборга Ленобласти. — Руководство экономит на всем, даже на бумаге и воде. Сокращений пока нет. Однако меня отправляют учиться на сметчика, то есть потом добавят обязанностей. Хотя ранее планировалось брать еще одного человека в штат на эту должность».
Для инспекторов кризис — не форс-мажор
Сотрудники УФНС по Петербургу и их коллеги из УФНС по Ленобласти продолжают работать в строгом соответствии с буквой закона и не делают поправок на сложности конкретных налогоплательщиков.
Инспекторы отмечают, что нарушение контрагентами соглашений, отсутствие денежных средств на счете компании или необходимых ей товаров на рынке, в том числе вызванные экономическим кризисом, не являются форс-мажором (ст. 401 ГК РФ). Все обязательства перед бюджетом должны выполняться вовремя и в полном объеме.
На деятельность спецкомиссий — по легализации объектов налогообложения, контролю за обоснованностью возмещения НДС, «зарплатных» — нестабильная ситуация в экономике тоже не влияет. Заседания проводятся согласно утвержденным графикам.
Планы выездных проверок формируются согласно приказу от 14 октября 2008 г. № ММ-3-2/467@. Отражение убытка и отсутствие налоговой нагрузки являются поводом для проверки компании и предпринимателя. Кроме того, сотрудники УФНС обращают внимание, что в случае представления налогоплательщиком уточненной декларации с суммой налога, меньше заявленной ранее, возможно назначение повторного выездного контроля (п. 10 ст. 89 НК РФ).
Банк можно обойти или призвать к ответу
Из-за кризиса едва прижившиеся на российском рынке безналичные расчеты попали под удар. Рассказывает Всеволод Николаевич Линев, директор торговой фирмы в городе Луга Ленобласти: «Экономический спад лишил нас долгосрочного кредита, который хотели пустить на развитие. Сейчас все силы брошены на получение налички: снижаем цены до предела. Пару раз у нас зависали платежки в банке. Поэтому на территории города стараемся рассчитываться с партнерами «живыми» рублями. Так есть уверенность, что деньги не пропадут».
Больше всего проблем возникало, если банк с опозданием перечислял в бюджет авансовые платежи, пени и штрафы. Призвать его к ответу было сложно. С 2009 года новая редакция статьи 133 Налогового кодекса РФ распространяет ответственность банков за нарушение срока исполнения поручения клиента по перечислению налогов и сборов на аналогичные действия относительно авансов, пеней и штрафов. Размер санкции не изменился — 1/150 ставки рефинансирования ЦБР, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки. Кроме того, должностным лицам грозит штраф по статье 15.8 КоАП РФ в размере от 4000 до 5000 руб.
Алексей Владимирович Даниленков, эксперт ЗАО «Аудит- Финанс-Петербург», к.ю.н.:
«Если доказательства недобросовестности налогоплательщика (например, совершение операции через заведомо проблемные банки) отсутствуют, арбитражные суды склонны считать исполненной его обязанность по уплате фискального платежа в момент предъявления в банк платежного поручения при наличии достаточного денежного остатка на счете (п. 2 ст. 45 НК РФ; постановление ФАС СЗО от 22 мая 2006 г. по делу № А56-29106/2005).
Срок исполнения поручения налогоплательщика о перечислении фискального платежа — один операционный день, следующий за днем его получения (п. 2 ст. 60 НК РФ).
В случае добросовестности налогоплательщика и недобросовестности банка суды будут дополнительно руководствоваться позицией, изложенной Конституционным Судом РФ в постановлении от 12 октября 1998 г. № 24-П. Документ гласит, что обязанность по уплате налога прекращается с момента списания кредитным учреждением платежа с расчетного счета плательщика независимо от времени зачисления сумм на соответствующий бюджетный счет.
Таким образом, если банк перечислил уплаченные клиентом налоги, сборы, авансы, пени и штрафы с опозданием, он будет нести ответственность не перед клиентом, а перед налоговым органом, уполномоченным взыскивать штрафные санкции согласно статье 133 НК РФ (см. например, постановления ФАС СЗО от 21 октября 2003 г. № А56-16436/03 и от 28 августа 2001 г. № 4950)».
Кадровые баталии
Увольняешь — предупреди
Избежать увольнений и (или) сокращений штата мало кому удастся. В большинстве случаев — это вынужденная мера. «Значительная часть выручки уходит на зарплату, поэтому некоторых сотрудников пришлось перевести на неполную рабочую неделю, а кого-то предупредить о сокращении, — признается Дмитрий Леонидович Гречкин, директор фирмы «Оптимальные решения». — Психологический климат в организации — не самый комфортный. Но я ничего не могу изменить: будем работать себе в ущерб — без куска хлеба останутся все».
В любом случае, все лучше сделать по закону: так и контролеры мучить не станут, и с бывшими работниками проблем не возникнет. Порядок увольнения и обязательных выплат регулирует Трудовой кодекс РФ.
Кроме того, статья 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ» предусматривает дополнительные обязанности работодателя.
В случае принятия решения о ликвидации фирмы, сокращении численности или штата он должен письменно известить об этом органы службы занятости (см. координаты: по Петербургу — на www.rspb.ru, по Ленобласти — на www.lenobl.ru/gov/committee/zanatost) не позднее, чем за два месяца до начала соответствующих мероприятий. А если речь идет о массовом высвобождении работников (в нашем регионе — более 20 человек), минимум за три месяца.
С 1 января 2009 года так же надо поступить при введении режима неполного рабочего дня (смены), неполной рабочей недели и в случае приостановления производства, но уже в течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения (Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 287).
В городском и областном комитетах занятости населения нам сообщили, что сведения о нарушителях данного порядка направляются в прокуратуру.
Иностранный вопрос
По имеющейся информации, количество иностранных работников, которых планируют привлечь на территории Санкт-Петербурга и Ленобласти, в текущем году по сравнению с 2008 годом снизится вдвое.
Управление ФМС России по Санкт-Петербургу и Ленобласти и эксперты в области трудового права обращают внимание работодателей, что при сокращении иностранцев необходимо соблюдать ту же процедуру, что и при увольнении российских граждан. Особых требований нет, а интересные нюансы имеются.
Олег Николаевич Романенко, генеральный директор компании по предоставлению иностранного персонала «Финвал»:
«В конце 2008 года многие предприятия стали сокращать иностранных работников или отправлять их в длительный (до трех месяцев) отпуск. Как, впрочем, и россиян. Но в последнем случае речь идет о высококвалифицированных кадрах. Спрос же на мигрантов, претендующих на гораздо более скромные места, вырос. Я связываю это с более низкими затратами работодателя на иностранцев — как на их содержание, так и на увольнение.
Большинство уволенных не выедут за пределы РФ и даже региона, а попытаются сразу найти другую работу. Те, кто разъехался по домам на праздники, скорее всего, вернутся в феврале и начнут поиски нового «места под солнцем». Возможен наплыв иностранных рабочих из депрессивных районов РФ».
Бухгалтеры незаменимы?
Бухгалтерская профессия хороша своей универсальностью: во все времена, при любой экономической ситуации нужно что-то считать, а значит, требуются люди, которые умеют это делать. Другой вопрос, что в принципе под увольнение может попасть любой.
Согласно первым статистическим исследованиям около 25 процентов петербургских компаний в 2009 году планируют сокращения финансовых специалистов начального и среднего уровня. Речь об уменьшении рабочего времени, как правило, не идет. Остающимся бухгалтерам передают участки работ их бывших коллег или даже отправляют на курсы — изучать новые направления, которые до кризиса планировалось передать дополнительным сотрудникам. Повсеместно наблюдается сокращение квартальных и годовых бонусов, пересмотр системы премирования и размера премий.
Рассказывает Денис Андреевич Лысенко, старший бухгалтер фирмы в городе Кингисеппе Ленобласти: «Выручка снизилась вдвое, и руководство решило сократить штат сотрудников почти на треть, в том числе и наш отдел. Оставят одного бухгалтера для работы с первичкой и ведения текущих вопросов, а декларации и отчетность переведут на аутсорсинг. По мнению директора, так будет дешевле».
Есть и более специфические тенденции.
Екатерина Владимировна Колибовец, руководитель группы «Финансы» компании «АНКОР» в Санкт-Петербурге:
«Фирмы стремятся сохранить особо ценных сотрудников, увольняя рядовых экономистов и аналитиков, специалистов низшего звена. Причем сокращения коснулись и небольших предприятий, и крупных фирм. Руководящие позиции в бухгалтерии, конечно, более стабильны. Мы наблюдаем общее увеличение числа резюме. Кандидаты пересматривают свои зарплатные ожидания, а рынок разворачивается в сторону работодателей.
Если говорить о главных бухгалтерах, то ждут «звездных» претендентов с высокой мотивацией. Проводят более жесткий отбор, принятие решения занимает больше времени. В текущей ситуации компании перестали быть гибкими. Снижение требований, например, знание английского языка, ERP или МСФО, не обсуждается. Количество соискателей здесь возросло за счет уже уволенных специалистов и тех, кто попадет под сокращение в ближайшее время. Новых возможностей ищут и работающие сотрудники — на всякий случай. Однако большинство сохранивших места боятся что-либо менять.
Из рядовых бухгалтеров сокращают, в основном, новых сотрудников (кто на испытательном сроке или обладает наименьшим стажем в компании) или тех, чьи функции легко передать. Срочные договоры, как правило, не продлевают. Некоторым урезают зарплату, бонусы; могут перевести на трех- и четырехдневную работу, оформить шестидневку без дополнительной оплаты. Вообще спрос на рядовых бухгалтеров невелик, поскольку многие фирмы сворачивают проекты и приостанавливают развитие. Если же говорить о существующих вакансиях, то требования к кандидатам остались на прежнем уровне, спрос на компетентных специалистов не снижается. Большинство кандидатов нацелены именно на получение работы и готовы снижать денежные запросы, закрыть глаза на удобство расположения офиса, наличие перспектив профессионального роста».
Альтернативные варианты
С экстенсивными способами уменьшения расходов на персонал все ясно. Однако существуют более цивилизованные и не менее выгодные подходы.
Росица Василовна Бояджиева, менеджер группы по расчету заработной платы ООО «Интеркомп Аутсорсинг Северо-Запад»:
«Легче всего изменить условия премирования. Для этого достаточно внести соответствующие поправки в коллективный договор и иные локальные акты (ст. 135 ТК РФ). Также работодатель вправе сократить фонд оплаты труда за счет ликвидации компенсационных и стимулирующих выплат (ч. 1 ст. 129 ТК РФ). А вот произвольно корректировать оклады и тарифные ставки, зафиксированные в трудовых договорах, и доплаты сотрудникам за вредные условия труда нельзя (статьи 146 и 147 ТК РФ; постановление Президиума ВАС РФ от 17 октября 2006 г. № 86/06; письмо Минфина России от 21 августа 2007 г. № 03-04-07-02/40).
Некоторые операции можно передать на аутсорсинг — заключить договор возмездного оказания услуг (например, по расчету зарплаты) со специализированной фирмой (п. 1 ст. 779 ГК РФ). В ряде случаев это выгоднее, чем оплачивать штатного бухгалтера. Правда, работодатель должен иметь веские доказательства того, что затраты на аутсорсинг ниже затрат на содержание собственных работников, выполняющих аналогичные функции. В этом случае суды благосклонны к таким договорам (см., например, постановление ФАС СЗО от 21 декабря 2007 г. по делу № А56-16530/2007).
В связи с ухудшением финансового положения компаний персонал часто отправляют в вынужденные отпуска без сохранения зарплаты. Однако законодательство не предусматривает подобной инициативы работодателя. Такие отпуска могут предоставляться лишь по просьбе самих работников по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам (постановление Минтруда России от 27 июня 1996 г. № 40). Отправка персонала в отпуск без сохранения зарплаты без его согласия является нарушением трудового законодательства. Нерабочий период должен быть оплачен как вынужденный простой по вине работодателя в размере не менее 2/3 средней зарплаты (ст. 157 ТК РФ)».
Психологический акцент
Кризис — лучшее время для избавления от всего ненужного — в личных контактах и на работе — и установления новых серьезных отношений. Не в наших силах отменить кризис или изменить окружающих людей. Однако можно с большим пониманием относиться к их выпадам и научиться решать конфликты, противостоять агрессии.
Пережить трудные времена проще в коллективе (семья, коллеги, единомышленники). Замыкаться в себе не стоит, лучше стать опорой для родных и сослуживцев.
Наталия Николаевна Шкурякова, бухгалтер, бизнес-тренер, директор компании «КПП для бухгалтера»:
«Научно доказано: во время стресса человек совершает в 40 раз больше ошибок, чем в нормальном состоянии. Поэтому прежде всего сохраняйте спокойствие и вселяйте его в окружающих. А чтобы снизить уровень личной тревоги, честно взгляните в глаза своим страхам. Опишите их на бумаге, выявите причину и боритесь до полного искоренения.
Решите, чего вы хотите — уйти или остаться. Если остаться, надо стать работником, которого фирма не захочет потерять: продемонстрируйте свои знания и опыт, объясните пользу компании.
Возможно, вас оставят — одного вместо трех человек. Тоже проблема. В данном случае нужно поделить новые функции на три группы: обязательные, средней важности и те, на которые придется «забить». Кризис может потребовать пересмотра привычки все делать идеально.
А если все-таки сокращают? Первыми под удар обычно попадают новички — ничего не поделаешь, вашей вины тут нет, значит, и огорчаться не стоит. Далее принимаются за тех, кто неэффективен. Это уже повод задуматься: что вы не доделали и почему? Третья группа риска — люди, которых легко заменить. Вопрос: что помешало вам стать незаменимым? Может, вы были неприметны и работали вполсилы? Тогда надо что-то в себе менять и становиться другим».
Если контрагент «ушел по-английски»
Ситуации, когда контрагент вдруг исчезает — не редкость, особенно во время кризиса. Варианты «пропадания» бывают разные: продажа компании, реорганизация и ликвидация, изменение наименования и места нахождения, приостановка деятельности и т.п. Во всех случаях ответственность за это несет сам контрагент. Но что делать фирме, чей партнер пропал? Законодательство гарантирует ее права как кредитора (ст. 307 ГК РФ), их можно защитить через суд. Тем не менее, юристы советуют обратить внимание на ряд моментов.
Сергей Александрович Жилин, юрист, генеральный директор ООО «КИТ»:
«Еще на стадии оформления отношений нужно удостовериться в наличии у контрагента статуса юридического лица — запросить выписку из ЕГРЮЛ. Тогда при возникновении проблем будет ясно, кому именно предъявлять претензии (см. постановление ФАС СЗО от 20 мая 2008 г. по делу № А05-7294/2007). Вообще работоспособность своих партнеров следует проверять регулярно.
Если вдруг происходит ликвидация, сведения об этом доступны. Во-первых, ликвидационная комиссия помещает их в «Вестнике государственной регистрации», где сообщает о порядке и сроке заявления требований кредиторами. Обычно на это отводится минимум два месяца со дня публикации. Во-вторых, данная комиссия должна разослать кредиторам уведомления о ликвидации. Если не заявить свои требования, она может «забыть» это сделать. Тогда вернуть долг не поможет даже суд (см. постановление ФАС СЗО от 3 марта 2008 г. по делу № А21-30/2007). Отмечу, что ФНС России не обязана проверять отсутствие кредиторской задолженности при ликвидации (см. определение ВАС РФ от 20 июня 2008 г. № 5533/08). То есть на налоговые органы — надежды никакой. Если сами не подстрахуетесь, придется попрощаться и с товаром (услугами), и с деньгами.
Смена участников (акционеров) партнера не прекращает его права и обязанности — все договоренности должны выполняться в полном объеме (ст. 48 ГК РФ; см. также постановление ФАС СЗО от 18 августа 2003 г. по делу № А56-7761/2003). Приостановка деятельности также не является основанием для «списания» обязательств (глава 26 ГК РФ). Что касается реорганизации, то о ней контрагент должен оповестить всех своих партнеров (кредиторов). Последние вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков (ст. 60 ГК РФ)».
Бухгалтерия — на осадном положении
Чтобы выжить, фирме надо иметь реальное представление о своем состоянии. Поэтому необходимо проверить все и вся, выявить слабые и сильные места, избавиться от балласта и ввести режим жесткой экономии. Разумеется, каждый выработает свой сценарий. Однако есть ряд ключевых моментов, с которыми столкнутся абсолютно все.
Проверяем ликвидность баланса
Ликвидность — это возможность перевода активов организации в денежные средства для расчетов по своим долгам. Выделяют четыре группы ликвидности:
1-я группа — наиболее ликвидные активы (денежные средства, финансовые вложения);
2-я группа — быстрореализуемые активы (краткосрочная дебиторская задолженности и т.п.);
3-я группа — медленно реализуемые активы (запасы, незавершенное производство, готовая продукция);
4-я группа — трудно реализуемые активы (основные средства, нематериальные активы, капитальное строительство, долгосрочная дебиторская задолженность и другое).
Чем больше у компании быстрореализуемых активов, тем мобильнее и увереннее она будет чувствовать себя на рынке в сложных экономических условиях.
Для выявления ликвидности и платежеспособности желательно провести инвентаризацию. Если по ее результатам основной удельный вес составят 3-я и 4-я группы, возможны проблемы с платежами. В данном случае нужно предпринять меры по наращиванию быстрореализуемых активов.
Оптимизируем учетную политику
Учетная политика — наиболее простой и эффективный инструмент налоговой оптимизации. При подготовке учетной политики на 2009 год бухгалтерам следует обратить самое пристальное внимание на формирование резервов по сомнительным долгам (статьи 266 и 324 НК РФ).
Создание резервов уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль с начала первого отчетного периода, в то время как расходы могут производиться в дальнейшем. Это позволяет снизить текущие платежи в бюджет, а высвобожденные таким образом средства направить на решение первоочередных задач: оплату материалов поставщикам, зарплату и т.п.
Используем векселя
При нехватке денежных средств организации могут реализовать свои наиболее ликвидные активы, например, долгосрочные ценные бумаги — векселя. Или рассчитываться за товары, работы и услуги собственными векселями. Использование данного варианта имеет свои особенности.
Наталья Павловна Севостьянова, генеральный директор ООО «Аудиторско-консалтинговый центр «Преображенский»:
«Доход, полученный при погашении или реализации чужого векселя, учитывается для целей бухучета как прочий доход (п. 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). При этом стоимость проданного или погашенного векселя можно включить в состав своих прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Потребуются следующие проводки:
Д76 К91/1 — отражен доход, полученный от предъявления или реализации векселя;
Д91/2 К58/2 — списана в состав расходов стоимость векселя;
Д51 К76 — получена сумма в погашение или от продажи векселя.
База по налогу на прибыль в данном случае определяется согласно статье 280 Налогового кодекса РФ. По долговым ценным бумагам, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, доход признается полученным и включается в состав доходов на конец соответствующего отчетного периода (п. 6 ст. 271 НК РФ).
Бухучет собственных векселей, используемых для расчетов за продукцию (работы, услуги), ведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Векселя выданные» в сумме, указанной в векселе, и в корреспонденции с дебетом счетов учета материальных ценностей или издержек производства (обращения) в части работ, услуг (Инструкция по применению Плана счетов; п. 2 письма Минфина России от 31 октября 1994 г. № 142).
Если организация реализует свои векселя по договорам купли-продажи для привлечения денежных средств, фактически имеет место вексельный заем (подп. «а» п. 18 ПБУ 15/01). Полученная под выданный вексель сумма отражается по Д51 «Расчетные счета» и К66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», субсчет «Расчеты по основной сумме долга». Предусмотренные по векселю проценты в бухучете начисляются в составе прочих расходов в тех отчетных периодов, к которым относятся данные начисления. Или равномерно в течение предусмотренного векселем срока выплаты полученных взаймы денежных средств (п. 15 ПБУ 15/2008)».
Списываем долги по должникам, прекратившим существование
Для начала следует провести инвентаризацию существующих у компании долгов на предмет их безнадежности и списания в состав внереализационных расходов при исчислении налога на прибыль (подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ). Безнадежными признаются долги, по которым истек срок исковой давности, а также те, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта госоргана или ликвидации фирмы (п. 2 ст. 266 НК РФ).
В бухучете долги, не реальные для взыскания, являются прочими расходами и отражаются по Д 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы» в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Оформляем взаимозачет
Зачет взаимных требований становится все более популярными. Это действительно удобный механизм для прекращения обязательств при отсутствии денежных средств. Ведь компании могут выступать по отношению друг к другу одновременно и кредиторами, и дебиторами. Для осуществления взаимозачета необходимы однородность встречных требований и наступление срока погашения обязательств (ст. 410 ГК РФ).
Елена Николаевна Петрова, генеральный директор и главный аудитор ООО «Триумф»:
«Конкретный документ для взаимозачета законодательством не предусмотрен. Поэтому оформить его можно актом или договором. Главное, чтобы в нем присутствовали даты возникновения и проведения зачета, а также все обязательные реквизиты (перечислены в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ). До осуществления взаимозачета необходимо провести сверку расчетов и задолженностей и закрыть их актом (см. пример).
Одна сторона вправе осуществить взаимозачет самостоятельно, уведомив партнера. Для этого ей необходимо оформить акт сверки с указанием оснований возникновения задолженности (накладные, акты и т.п.), составить и отправить должнику соответствующее заявление (письмо). Датой проведения взаимозачета является дата получения этого заявления (письма) другой стороной. Подтверждением можно считать подпись на уведомлении, почтовую квитанцию и т.п.
При расчете налога на прибыль в данном случае никаких особенностей нет. Что касается НДС, взаимозачет не является товарообменной (бартерной) операцией. Это — один из способов прекращения обязательств. Поэтому вычет налога производится по общим правилам (п. 1 ст. 172 НК РФ). Чтобы не возникло проблем с налоговой инспекцией, бухгалтерские документы следует оформлять должным образом. В частности, в актах прописать номера счетов-фактур и выделить НДС».
Алгоритм выживания*
Шаг 1. Анализируем себестоимость и правильно разносим затраты, создаем грамотные отчеты по основным направлениям деятельности и внедряем годовой план-бюджет, разбитый по месяцам и кварталам.
Все показатели должны быть как в абсолютных цифрах к плану текущего года и факту прошлого, так и в процентах от доходов. Сами доходы и расходы надо разнести по видам деятельности или видам продукции. Расходы — дополнительно распределить по приоритетности и важности. Выделить в структуре предприятия центры доходов и расходов, установив персональную ответственность их руководителей за результаты деятельности.
Шаг 2. Постоянно анализируем баланс. Основной упор делаем на управление капиталом, оборачиваемость запасов и дебиторской задолженности, анализ сравнительных показателей. Это поможет выявить на ранних стадиях и справиться с неликвидностью (текущие пассивы превышают текущие активы по факту денежного наполнения конкретных активов).
Шаг 3. Управляем дебиторской задолженностью. Цель — определить на 100 процентов реальную к получению задолженность. Фиксируем кредитную политику предприятия и вводим контроль за собираемостью денежных средств. Для этого классифицируем покупателей и заказчиков: выделяем приоритетную группу исполняющих свои обязательства регулярно и в срок, остальным контрагентам ставим более жесткие условия по оплате. Тщательно следим за правильностью оформления договоров, в том числе — возможностью применения штрафных санкций за просрочки платежей. По возможности выделяем сотрудников для сбора просроченной дебиторской задолженности, в том числе через суд.
Шаг 4. Анализируем запасы (на складах и незавершенное производство). Это позволит выручить дополнительные средства от продажи ненужных материалов.
Шаг 5. Управляем кредиторской задолженностью. Распределяем долги по срокам погашения и степени важности для предприятия (самое главное — налоговая задолженность, затем остальное). Если с финансами совсем плохо, обязательства перед контрагентами лучше погашать только после получения претензионных писем или обращения в суд. Для решения этих вопросов необходимо наличие квалифицированного юриста. Важно помнить, что со временем кредиторка обесценивается, и договориться с кредиторами о ее погашении становится легче.
Шаг 6. Усиливаем финансовую дисциплину. Стараемся избегать задержек по выплате зарплаты и демонстрации окружающим явных признаков ухудшения своего финансового состояния. Это может привести к росту случаев воровства и финансовых махинаций. Контролируем цены и скидки, процесс закупок и продаж, выполнение обязательств материально ответственными лицами. Чаще проводим инвентаризации и налаживаем внутренний документооборот за перемещением ценностей.
Шаг 7.Оптимизируем численность работников и их оплату труда. Полностью соблюдая требования ТК РФ, внедряем систему, предусматривающую наличие фиксированной и переменной частей зарплаты; устанавливаем четкие критерии оплаты с привязкой к конечному результату деятельности работника.
*Подготовлено Инной Андреевной Авровой, к.э.н., председателем НП «Клуб бухгалтеров «Базис».
Пример взаимозачета требований*
У ООО «Квадрат» числится кредиторская задолженность за оказанные услуги перед ООО «Треугольник» в сумме 236 000 руб. (в т.ч. НДС — 36 000 руб.). Дебиторская задолженность ООО «Треугольник» перед ООО «Квадрат» равна 118 000 руб. (в т.ч. НДС —18 000 руб.). Организации провели зачет взаимных требований и составили акт на 118 000 руб. (в т.ч. НДС — 18 000 руб.).
Проводки у ООО «Квадрат»:
— до проведения зачета:
Д26 К60 — 200 000 руб. — отражена задолженность на основании акта оказания услуг;
Д19 К60 — 36 000 руб. — начислен НДС и Д62 К90 — 118 000 руб. — отражена реализация на основании накладной на отгрузку товара;
Д90 К68 — 18 000 руб. — начислен НДС;
— на основании акта взаимозачета: Д60 К62 — 118 000 руб.
Проводки у ООО «Треугольник»:
— до проведения зачета:
Д41 К60 — 100 000руб. — приобретен товар у ООО «Квадрат»;
Д19 К60 — 18 000 руб. – начислен НДС;
Д62 К90 — 236 000 руб. — отражена реализация — оказаны услуги ООО «Квадрат»;
Д90 К68 — 36 000 руб. — начислен НДС;
— на основании акта взаимозачета: Д60 К62 — 118 000 руб.
В результате проведения взаимозачета задолженность ООО «Квадрат» перед ООО «Треугольник» сократилась на 118 000 руб. и составила 118 000 руб., а задолженность ООО «Треугольник» перед ООО «Квадрат» погашена полностью.
*Подготовлено Еленой Николаевной Петровой, генеральным директором и главным аудитором ООО «Триумф».
Начать дискуссию