Бизнес-психология

Курьерские службы: с пометкой «молния»

Раньше услугами профессиональных служб по экпресс-доставке в России пользовались преимущественно представительства иностранных компаний. Сегодня эти услуги все чаще становятся востребованными российскими предприятиями. Однако в обилии предложений порой сложно отдать предпочтение одному оператору.

Раньше услугами профессиональных служб по экпресс-доставке в России пользовались преимущественно представительства иностранных компаний.  Сегодня эти услуги все чаще становятся востребованными российскими предприятиями. Однако в обилии предложений порой сложно отдать предпочтение одному оператору.

Какие же критерии становятся решающими при выборе партнера?

Первый вопрос, который волнует многих клиентов при выборе оператора экспресс-доставки – это, естественно, сроки. За сколько дней или часов нужно заказывать курьера, чтобы гарантированно успеть сдать пакет в определенный день? За какой срок пакет попадет по назначению? Нередки ситуации, когда документы нужно успеть отправить именно в последний день их приема соответствующими инстанциями. И не просто отправить, но и быть уверенным, что его получат! В общем, обычно на первый план выходит именно оперативность работы оператора.

Сроки доставки зависят от особенностей направления, возможностей экспресс- перевозчика и объективных обстоятельств. У различных провайдеров условия по времени выполнения заказа отличаются, но, как правило, незначительно. К примеру, в компании СПСР, если заявка на вызов курьера поступила до 14-00, курьер приедет по указанному адресу в тот же день в удобный для клиента временной диапазон. В случае поступления заявки на вызов курьера после 14-00, он приезжает на следующий или другой удобный клиенту день.

В компании TNT Express, для того чтобы курьер забрал письмо заказчика в тот же день, нужно позвонить в офис и вызвать курьера до 15.00. «Если по каким-то причинам человек не успевает позвонить до этого времени, но отправить заказ нужно обязательно сегодня, то можно подвезти отправление в наш центральный офис, где у клиента есть возможность с 8.30 до 19.00 оформить или сдать груз к перевозке», − поясняет Юрий Павлюк, директор по продажам и маркетингу TNT Express в России.

В компании «DIMEX-Москва» заказ на текущей день можно разместить с 8:00 до 15:00, если клиент находится в Москве в пределах МКАД. После же 15:00 заказы  на текущей день  принимаются лишь по согласованию с отделом логистики.

А в компании «Сити Экспресс» заказы с исполнением в тот же день принимаются до 18.00. Это означает, что, если клиент позвонил в компанию и разместил заказ до 18 часов, то в течение трех часов курьер «Сити Экспресс» выполнит доставку его отправления.

У многих компаний, занимающихся экспресс-доставкой, есть специальные сервисы и для клиентов, которым необходимо срочно отправить посылку или документы в вечернее время или праздничные дни.

Лицензия
В нашей стране на сегодняшний день есть два типа экспресс-перевозчиков: экспресс-перевозчик с почтовой лицензией и экспресс-перевозчик без почтовой лицензии. Как могут сосуществовать эти два типа компаний? Дело в том, что услуга экспресс-доставки не попадает под необходимость лицензирования Министерством информационных технологий и связи РФ (в качестве почтовой услуги). Таким образом, экспресс-перевозчик может спокойно работать на рынке, не имея лицензии почтовой связи. К примеру, такой лицензии нет у TNT. «TNT Express – это компания по экспресс-доставке документов, посылок и грузов.  Наше основное отличие от почты, если говорить простым языком,  в том, что на почту вы идете сами и относите свою посылку или письмо, − объясняет Юрий Павлюк, директор по продажам и маркетингу TNT Express в России. −  Если вы захотите воспользоваться услугами TNT, то наш курьер заберет у вас ваше отправление и доставит его в руки адресату».

Специальные «почтовые» условия экспресс-доставки выражаются в виде ограничений по компенсации в случае утери почтового отправления (2 тарифа за пересылку), а также ограничений по компенсации за задержку в доставке (0.3 % от тарифа) и других условиях, которые вписываются в договор и не всегда выгодны для клиента. 

Тем не менее, компания, предоставляющая услугу экспресс-доставки, может получить почтовую лицензию и работать по условиям почтовой связи. Так, «Сити Экспресс», СПСР, «Гарантпост», DIMEX-Москва работают по лицензии «оказания услуг почтовой связи», то есть под контролем Россвязькомнадзора − не только сроков, но и качества доставки. Кстати, СПСР − единственная из российских компаний экспресс-доставки, которая является владельцем лицензии Управления ФСБ России на работу с документами, составляющими государственную и коммерческую тайну.

Основное преимущество лицензированного провайдера для клиентов – это нахождение всех отправлений под защитой Конституции РФ. Это предполагает гарантию того, что ни одно отправление не может быть вскрыто или изъято (за исключение специальных санкций государственных органов). Даже адресные данные относятся к тайне переписки и не могут быть переданы оператором третьему лицу (ст. 15 Федерального закона «О почтовой связи»). При отсутствии почтовой лицензии у компании данные гарантии законодательно не закреплены.

Как оформляется отправка

Определенное значение для клиента обычно имеет и то, как оформляется отправка.  Обычно это делается с помощью телефонного звонка или заявки на сайте компании. Для оформления заказа от клиента, как правило, не требуется никаких документов, а единственный документ, который необходим для того, чтобы груз был доставлен адресату гарантированно в срок – это накладная, и она оформляется курьером в присутствии заказчика.

При передаче отправления курьер на месте оформляет квитанцию, копия которой остается у отправителя. Также предусмотрены копии для получателя и для предоставления вместе со счетом (если оплата безналичная). Оригинал является собственностью оператора и хранится в архиве положенное время. При наличной оплате помимо копии квитанции по требованию клиента предоставляются кассовый чек и приходно-кассовый ордер. При безналичной оплате 2 раза в месяц выставляются счета, счета-фактуры и акты.

По безналичной оплате, по словам Ольги Чесноковой, руководителя клиентской службы компании «DIMEX-Москва», работа идет следующим образом: принимается отправление, затем в течение следующего дня (если не оговорены иные условия) выставляется счет, который не позднее чем через 5 дней клиент должен оплатить. Счет-фактура, акты и счет клиенту  доставляются курьерами компании в течение 5−7 дней.

Некоторые провайдеры − к примеру, СПСР − предоставляют также возможность своим клиентам самим сформировать накладную на свой заказ с помощью сервиса, представленного на сайте компании. Формируя накладную таким образом, можно избежать случайного искажения данных, которое может произойти при обычном оформлении. Кроме того, такая система позволяет по номеру полученной накладной производить наиболее детальный мониторинг всех стадий выполнения заказа. Заранее самостоятельно сформировав и распечатав накладную, клиенты получают на руки основной документ, необходимый для оформления заказа, который при приезде курьера передают ему вместе со своим пакетом.

Тарифы и скидки

Один из важнейших критериев при выборе оператора − тарифы и возможные скидки. Но, к сожалению, некоторые компании идут по пути непрозрачности тарифа. Это означает, что цены, которые они указывают (например, на сайте), не являются конечными. Вот почему при сравнении тарифных сеток важно быть предельно внимательным. Прежде всего, нужно смотреть на то, включена ли в тариф ставка НДС, а также действует ли у перевозчика топливная надбавка. Кстати, ее очень любят добавлять международные перевозчики. Эта надбавка у них может доходить до 19% и изменяться неограниченное количество раз в течение года.

Серьезный момент, который также нужно учитывать при выборе оператора - то, как тарифицируются грузы − по фактическому или по объемному весу. Разница между ними может составлять до 35% (в зависимости от характера вложения) в сторону объемного веса. Таким образом, за посылку, фактический вес которой составляет 5 кг, клиент может заплатить как за отправление весом 7,5 кг. Кроме того, имеет значение, использует ли экспресс-перевозчик различные повышающие коэффициенты за доставку в область, за нестандартные габариты или характер груза.

Также при сравнении тарифов нужно учитывать зональное деление территорий. Каждая компания самостоятельно принимает решение, в какую зону поместить тот или иной регион. Подобное деление, как правило, не связано с удаленностью от Москвы или другого сортировочного центра, а находится в зависимости от логистической цепочки доставки в данный регион. Так, например, Екатеринбург у различных компаний принадлежит либо ко второй, либо к третьей зоне, что соответственно отражается на тарифе. Страны СНГ у российских компаний относятся, как правило, к первой зоне международного тарифа (грузы летят напрямую), а у международных перевозчиков размещаются в третьей зоне. Это связано с тем, что интеграторы сначала везут международный груз из Москвы в один из европейских сортировочных центров, а уже потом в страны СНГ.

Так или иначе, размер базовых тарифов у всех операторов служб доставки разный. Тем не менее, практически все компании разрабатывают системы скидок. В частности, в «Сити Экспресс» есть скидки и при одновременной отправке различного количества писем или посылок, а также скидки, предоставляемые за определенные объемы заказов и их количество. Скидку «за объем» получает не только головной офис, но и автоматически все работающие с провайдером филиалы этой компании. Например, при одновременном заказе на доставку по тарифу «Прайм» (в течение 3 часов) более 3 отправлений по Москве скидка составляет 20-50% от базового тарифа. При междугородной доставке от 3 отправлений одновременно скидка будет не менее 20%.

Компания СПСР в самом начале 2009 года внедрила новую программу скидок, которая начинает «работать» уже при заключении договора с новым клиентом. Одним из видов скидок является уже упомянутая скидка за количество отправлений (разным адресатам). Размер скидки доходит до 12%. А компания «Гарантпост» разрабатывает индивидуальные тарифные планы для корпоративных клиентов, предоставляя существенные скидки и личного менеджера, который всегда готов ответить на любой возникший у клиента вопрос.

Несмотря на то, что многим клиентам удобнее работать с одним поставщиком услуг, при больших объемах экспресс-перевозок компаниям приходится подписывать договора с несколькими курьерскими службами, чтобы эффективно использовать их конкурентные преимущества через разделение потоков.

Дополнительные услуги
При выборе оператора компании клиенты обращают свое внимание и на дополнительные услуги, которые предоставляют провайдеры. Например, для тех клиентов, которые осуществляют документооборот как между своими подразделениями и филиалами, так и с партнерами, важна  отправка документов с описью вложения (особенно данный дополнительный сервис востребован у банков, страховых компаний, фирм, отправляющих отчеты и декларации в налоговые инспекции). Именно поэтому многие  курьерские службы вводят эту услугу как дополнительную.

Технология описи документов следующая: в присутствии отправителя составляется акт, в котором отмечаются все вложенные в пакет документы. При доставке получателю пакет вскрывается и происходит сверка вложенных документов с имеющимся в пакете актом.
Но некоторые компании − как, например, «Сити Экспресс», принципиально не делают опись вложения, так как выступают за конфиденциальность отправлений. Ведь опись подразумевает осмотр посылки курьером. У таких компаний все передаваемые им конверты и коробки проходят контроль на специальном оборудовании, способном определить запрещенные к пересылке товары. Курьеры посылки и вложения не осматривают.

Что касается оформления уведомлений о вручении, то обычно компании предоставляют такую услугу. Причем (на выбор клиента) это может быть оригинал, или электронное письмо, или SMS-уведомление. Так, у СПСР при вручении отправления адресату отправитель получает SMS-сообщение на мобильный телефонный номер, указанный им в фирменной экспресс-накладной компании.

Кроме того, некоторые провайдеры предоставляют своим клиентам возможность самостоятельно проследить перемещение их груза в режиме онлайн на сайте компании. «На нашем сайте вы можете отследить свою отправку в режиме реального времени. Там же вы увидите, кто и в какое время получил ваше отправление. В TNT существует специально разработанная для клиентов компании программа ExpressShipper, которая значительно сокращает затраты времени и упрощает для клиента работу с транспортной документацией, необходимой для экспресс-доставки грузов, − рассказывает Юрий Павлюк, директор по продажам и маркетингу TNT Express в России. − Наши клиенты могут отслеживать накладные, имеющиеся в базе программы, одним кликом мыши (опция «отследить все»). Также эта функция позволит видеть на экране статус всех отправок. Благодаря усовершенствованному сервису множество накладных могут отслеживаться одновременно, система опознавательных индикаторов позволяет наглядно представить себе статус отправления, система фильтров позволяет выводить на экран накладные с определенным статусом».

Интересный вопрос − есть ли у эспресс-перевозчиков специальные программы и тарифы для бухгалтеров. К примеру, в компании СПСР есть услуга доставки «день в день», рассчитанная именно на максимально быструю доставку документов в налоговую инспекцию и другие инстанции и контролирующие органы.  А в «Сити Экпресс» разработаны тарифы, доставка по которым возможна и в позднее вечернее время, и в выходные дни. Есть дополнительная услуга «ожидание», если клиент не готов что-то передать к указанному часу. Кроме того, имеется специальный пакет услуг для работы с банками, для доставки пластиковых карт и конвертов с пин-кодами. 

 

Сроки доставки и тарифы на услуги некоторых компаний экспресс-доставки

Оператор

Тарифы (руб.)

Сроки доставки

TNT

835

на след. рабочий день с 9 до 18 ч

1906

на след. рабочий день до 12 ч

DHL

1322

на следующий день

UPS

748,71

на следующий день

PonyExpress

477

на следующий день до 18 ч

716,85

на следующий день до 12 ч

CityExpress

1020

на следующий день до 10 ч

800

на следующий день до 13 ч

690

в течение 1−2 дней

500

в течение 2−3 дней

4SIDES

349

на следующий день до 18 ч

Armadillo

400

в течение 1−2 рабочих дней


Как изменится налогообложение нерезидентов с 2025 года

В этой статье вы познакомитесь с ключевыми изменениями в налогообложении нерезидентов, которые начнут действовать с 2025 года. Кроме того, если вы прочитаете материал до конца узнаете две интересные истории из практики, которые наглядно демонстрируют, как можно сэкономить миллионы рублей благодаря оптимизации налогообложения.

Как изменится налогообложение нерезидентов с 2025 года
2

Начать дискуссию