Что мешает общаться головному офису с региональными подразделениями

Общение между головным офисом и региональными представительствами — головная боль всех крупных компаний, подразделения которых разбросаны по стране. Менеджеры региональных представительств постоянно жалуются, что Москва теряет письма с запросами, медленно реагирует на запросы филиалов и дает срочные поручения, сроки выполнения которых выходят за рамки рабочего дня по местному времени.

В московский офис алкогольной компании недавно обратился менеджер из ее регионального подразделения с письмом, где в сердцах написал, что не может так больше работать. Головной офис уже месяц не может организовать в московском институте экспертизу качества водки, которая необходима для разрешения местных властей на ее продажу. Как выяснилось позже, бумаги по экспертизе просто затерялись в кабинетах компании.

Общение между головным офисом и региональными представительствами — головная боль всех крупных компаний, подразделения которых разбросаны по стране. Менеджеры региональных представительств постоянно жалуются, что Москва теряет письма с запросами, медленно реагирует на запросы филиалов и дает срочные поручения, сроки выполнения которых выходят за рамки рабочего дня по местному времени. По мнению Александра Кузьмичева, управляющего директора консалтинговой компании PRADO MC, все это является следствием бюрократичности головного аппарата. “Попытки решить проблему путем автоматизации информационного обмена чаще всего оканчиваются провалом, — добавляет Кузьмичев, — так как автоматизация не устраняет причин проблемы”.

Московское время

Самый банальный фактор, осложняющий отношения московских офисов с региональными представительствами, — разница во времени. Ее не любят учитывать в головных компаниях. Менеджер, который работал в одном из самарских предприятий, входящих в состав “ЮКОСа”, рассказывает, что разница во времени очень затрудняла работу самарских компаний. По его словам, в Самаре принято начинать рабочий день в восемь часов утра, а в московском офисе — в 10, при этом разница во времени между городами составляет час. В итоге половина рабочего дня съедалась. “Иногда из Москвы поступал запрос срочно подготовить статистику, и приходилось работать допоздна, а на следующий день — снова идти на работу к восьми”, — вспоминает менеджер.

Еще одна проблема, типичная для крупных компаний, разбросанных в пространстве, связана с двоеначалием: менеджер, работающий в регионе, зачастую должен лавировать между своим функциональным начальником, который сидит в Москве, и руководством региональной компании. После того как управляющая компания “Северсталь-метиз” создала в Москве представительство, отвечающее за рекламу и пиар всех своих заводов, сотрудникам аналогичных служб, которые есть на каждом из предприятий, работать стало сложнее. С одной стороны, они приписаны к менеджменту заводов, с другой — ими начали руководить из Москвы. Решение по всем вопросам стало затягиваться, и из-за этого даже уволилось несколько человек. Правда, начальник управления по связям с общественностью управляющей компании “Северсталь-метиз” Андрей Барабанщиков говорит, что уволившиеся просто не смогли перестроиться работать по новой схеме.

По мнению Любови Горбуновой, ведущего консультанта центра “ШАГ”, в подобных случаях эффективно использовать принцип “одного окна” — когда региональные сотрудники получают распоряжение только от регионального директора, с которым согласовывает свои действия функциональный руководитель из Москвы, а остальные сотрудники филиала не могут получать напрямую каких-либо распоряжений из головного офиса, и наоборот.

Золотая середина

Проблему длительной цепочки согласований с головным офисом можно решить, делегировав больше полномочий в регионы. Нечто подобное начали делать в этом году в МТС. Прежде управление всем региональным бизнесом МТС (более 60 регионов) велось напрямую из корпоративного центра. И для того чтобы сделать даже незначительные изменения на местах, требовалось провести большое количество согласований с головным офисом. При этом, как рассказывает директор по внешним связям МТС Андрей Брагинский, результаты часто зависели от личной энергии региональных менеджеров. В этих условиях центральному руководству компании приходилось заниматься “микроменеджментом”, вместо того чтобы больше концентрироваться на стратегических аспектах.

Сейчас ситуация изменилась. Введен дополнительный управленческий уровень — 10 макрорегионов, каждый из которых отвечает за несколько субъектов РФ. На этот макроуровень выведены все стратегические функции, за которые раньше отвечали на местах, — финансы, маркетинг, IT и т. д. Региональные центры отвечают теперь только за эксплуатацию сетей и продажу услуг.

По словам Руслана Гурджияна, директора по маркетингу макрорегиона МТС “Северо-Запад”, часть решений отныне он может принимать самостоятельно, ставя об этом в известность своего руководителя из Москвы. “Например, на днях мне позвонили из одного регионального центра с предложением изменить тариф, мы проверили целесообразность этого и решили, что цены действительно нужно изменить. Получив подтверждение из центра, мы подготовили соответствующее распоряжение. То есть в течение суток задача была решена”, — рассказывает Гурджиян. Раньше, по его словам, подобный вопрос мог решаться несколько дней, иногда неделю, поскольку менеджер должен был сначала отправить свое предложение в московскую службу регионального маркетинга, и скорость реагирования зависела от количества заявок, которыми занимался департамент, работающий со всеми региональными офисами.

Прямая связь

Упростить общение головной компании с региональными офисами можно посредством корпоративного сайта. Отдел рекламаций компании “Гейдельберг СНГ”, торгующей типографским оборудованием, в июне 2004 г. получил письмо от менеджера одного из региональных офисов. Сотрудник жаловался, что они не могут своевременно информировать клиента, на какой стадии находится, к примеру, его запрос о замене поврежденной детали типографского станка. Отдел рекламаций среагировал быстро. “Теперь вся информация об этапах ответа — сроках поставок и т. д. — заносится в отдельный файл внутреннего сайта, к которому есть доступ и у регионов”, — говорит директор по развитию компании Алексей Серов.

А в “Евросети” на внутреннем сайте компании размещены номера мобильных телефонов всех сотрудников компании. Доступ к нему есть во всех филиалах “Евросети”. Даже если человек в командировке или в отпуске, его всегда можно найти и решить возникшую проблему, утверждает Орест Ковтун, HR-директор “Евросети”. Точно так же можно напрямую позвонить управляющему компании Евгению Чичваркину, который на прошлой неделе дал номер своего телефона даже стажерам, которые учатся на продавцов-консультантов.

Наталья Ульянова

Начать дискуссию

Уголовное дело Елены Блиновской передали в суд

Блогер спрятала от налоговой 906 млн рублей, из них 716 млн вывела через две подконтрольные фирмы. Следователи допросили больше 200 свидетелей и провели свыше 20 обысков.

Бесплатно с Госзакупки

Ведение казначейского счета: начало работы, требования к предоставляемым подтверждающим документам

Казначейский счет — это специальный 71 счет, который открывается для учета бюджетных средств в рамках казначейского сопровождения.

Ведение казначейского счета: начало работы, требования к предоставляемым подтверждающим документам

Брокер ВТБ запустил голосовые рекомендации для инвесторов

Голосовые советы позволят инвесторам быстрее принимать решения о проведении наиболее выгодных сделок.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Расчетный счет

Расчетно-кассовое обслуживание для ИП: как найти свой идеальный тариф

Открытие расчетного счета — один из первых шагов для любого индивидуального предпринимателя. С помощью РКО ИП ведет безналичные расчеты, принимает оплату от клиентов на счет, переводит средства контрагентам и бюджету. Банки предлагают разные тарифы на расчетно-кассовое обслуживание, которые отличаются по стоимости и условиям. 

Расчетно-кассовое обслуживание для ИП: как найти свой идеальный тариф

15 курсов бренд-менеджера для начинающих 

Бренд-менеджер — это специалист в области маркетинга, который занимается продвижением бренда. Его задача: сформировать мнение у покупателей по продукту, услуге или самой компании, склонить их к приобретению. На всех этапах он должен следить за репутацией компании и торговой марки.

15 курсов бренд-менеджера для начинающих 
ПСН

Как совместить патент с УСН и что делать, если ИП превысил лимиты

Индивидуальный предприниматель теряет право на применение патентной системы налогообложения, когда его совокупный доход превышает 60 млн рублей. В таком случае нужно применять только УСН и пересчитать весь налог.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
ЭДО

Хранение документов. На бумаге или в электронном виде? Затраты и риски

Документооборот — это настоящее и прошлое любой организации. В данном материале рассмотрим варианты форм хранения документа, сравним, какие затраты на это потребуются, обозначим преимущества того или иного метода хранения и возможные риски.

Хранение документов. На бумаге или в электронном виде? Затраты и риски
Право

Как подписать соглашение NDA с самозанятым

Для нормальной работы самозанятому нужен доступ к конфиденциальной информации. Но плательщик НПД — не штатный работник, он не подписывает ЛНА компании и на него нельзя повлиять дисциплинарными мерами ответственности. Проблему может решить соглашение о конфиденциальности (NDA). Рассказываем, как его правильно оформить.

Как подписать соглашение NDA с самозанятым
Охрана труда

Новый порядок оказания первой помощи с 1 сентября 2024 года. Что нужно знать работодателю

С 1 сентября 2024 года вступает в силу новый порядок оказания первой помощи.

Новый порядок оказания первой помощи с 1 сентября 2024 года. Что нужно знать работодателю

Жителям ЕС запретили участвовать в обмене заблокированными акциями

Власти Евросоюза призвали инвесторов и компании не участвовать в обмене заблокированных ценных бумаг, поскольку в этом механизме участвует подсанкционный Национальный расчетный депозитарий.

НДС на УСН, выбор СНО, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года

Подготовили для вас анонс предстоящих вебинаров в августе.

НДС на УСН, выбор СНО, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года
УСН

В законе о налоговой реформе-2025 в части УСН есть спорные моменты

Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ о совершенствовании налоговой системы России с 2025 года содержит много изменений и новшеств по УСН. Уже сейчас возникают вопросы, как их применять и трактовать на практике.

Куда не движется движимость

Рассуждение на одну из вечных тем в налоговом праве: переквалификация налоговыми органами движимого имущества в недвижимое.

Куда не движется движимость

Что такое амортизация облигаций и зачем инвестору про нее знать

Облигация — это долговая ценная бумага, по которой эмитент (тот, кто выпускает такую ценную бумагу) получает денежные средства в долг от инвестора. Взамен эмитент гарантирует, что выплатит инвестору в определенный срок стоимость облигации (номинал) и процент за пользование средствами (купонный доход) в будущем. Величина прибыли, которую инвестор получает в результате вложений в облигации, называется доходностью облигаций.

Что такое амортизация облигаций и зачем инвестору про нее знать
ПСН

Отказ от патента не отменить, как считать лимит для ПСН, особенности учета при переходе с УСН: что нужно знать бухгалтеру и ИП

ПСН на первый взгляд простой режим, но есть много нюансов. Разбираем три ситуации, в которых путаются бухгалтеры и ИП.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Прямые и косвенные расходы: пересмотрите их перечень, чтобы законно экономить на налоге на прибыль

Проверьте, верно ли вы классифицировали расходы на прямые и косвенные. Основная сложность в том, что Налоговый кодекс позволяет самостоятельно определять их перечень. Причем неверное распределение, а также некорректные положения учетной политики, могут привести к многомиллионным доначислениям. В статье рассказали, на что обратить внимание при распределении затрат с учетом актуальной судебной практики.

Прямые и косвенные расходы: пересмотрите их перечень, чтобы законно экономить на налоге на прибыль

На Новый год-2025 каникулы продлятся 11 дней

Вышел проект постановления Минтруда о праздничных днях в 2025 году. На майских россияне будут отдыхать восемь дней, а в Новый год — 11 дней.

ФСБУ

Поступление аренды в 1С отражают как услугу или услугу аренды: от чего зависит

Заполнение в 1С поступления предметов аренды как просто услуг или услуг аренды зависит от статуса компании и сдачи их в субаренду.

ОСАГО

На маркетплейсе Сбера водители купили 534 тысячи полисов ОСАГО

Водители могут застраховать машину онлайн за несколько минут. Достаточно ввести данные документов и выбрать страховщика на маркетплейсе.

Интересные материалы

Общество

Для автопутешественников подготовили 50 маршрутов

К 2030 году число туристических поездок на автомобилях вырастет с 26 млн до 50 млн.