Карьера бухгалтера

Ольга Кирьянова собирается возродить производство виниловых пластинок в России

В каждом деле есть свои особенности и нюансы. «Эх, если бы вы подождали до февраля, я могла бы намного больше рассказать о заводе, а пока нельзя», — сокрушается Ольга Кирьянова. Полусерьезно отшучиваюсь: «Но тогда другие журналы могут написать о вас раньше!»

В каждом деле есть свои особенности и нюансы. «Эх, если бы вы подождали до февраля, я могла бы намного больше рассказать о заводе, а пока нельзя», — сокрушается Ольга Кирьянова. Полусерьезно отшучиваюсь: «Но тогда другие журналы могут написать о вас раньше!»

Завод — это первая с постсоветских времен попытка возродить производство виниловых дисков, а сама Ольга Кирьянова — основатель и руководитель единственного в России звукозаписывающего лейбла Lilith Records, специализирующегося на выпуске старого доброго «винила». Впрочем, хотя завод еще и не запущен, Ольге есть о чем рассказать. В свои 26 лет она успела столько, сколько не каждому удается за всю жизнь.

Окончив вологодский пединститут, Ольга приехала в Питер, чтобы найти работу. «Поднялась я быстро. Как многие тогда — на недвижимости, — вспоминает предпринимательница. — За год работы в управляющей компании сделала карьеру, и мне предложили пост директора только что построенного бизнес-центра». Однако подобный ход событий показался Кирьяновой слишком банальным, и она отказалась. Похоже, не зря. Иначе самое интересное могло и не состояться.

«Однажды я познакомилась с человеком, который занимался виниловым бизнесом в Европе, — вспоминает Ольга. — Мне было тогда 22 года. А в таком возрасте кажется, что все достижимо. Вот я и подумала: почему бы не сделать то же самое в России?» Это сегодня Кирьянова может рассказать о виниловом производстве буквально все. А тогда за знаниями нужно было ехать в Европу — изучать, как устроен этот бизнес, попутно овладевая иностранными языками.

По возвращении в Питер пришлось все делать самой: списываться со звукозаписывающими и издающими компаниями, ездить в Чехию на завод Digital Media, где и должны были штамповать диски, договариваться с дистрибьюторами. Кстати, именно они помогли с выпуском первых пластинок, сделав предзаказ, что позволило с лихвой окупить затраты на их производство.

Музыку, которую Ольга решила выпускать, не назовешь простой и легкой. Да, среди сотни исполнителей, работы которых были изданы Lilith Records за эти годы, можно обнаружить и широко известные имена. Kiss, Bob Marley, Stevie Wonder, The Cure… Однако основу каталога составляет известная лишь в узких кругах рок-классика 60–70-х годов. Эти пластинки в свое время не нашли своего слушателя, и отыскать сейчас оригинальные издания этих альбомов практически невозможно: уцелевшие экземпляры продаются за сотни, а иногда и тысячи долларов. Неужели подобный репертуар пользуется спросом?

— А это не мы выбираем. Это люди выбирают то, что хотят слушать, — смеется Ольга. — Мы просто следим за тем, что покупают или хотят купить ценители «винила».

Несмотря на то, что продукция компании пользуется успехом, причем не только в России, но и среди западных меломанов, случаются и откровенно «некоммерческие» издания. На 20 релизов всегда попадается один, который не позволяет вернуть вложения в покупку лицензий и производство. Но чаще всего, по словам Ольги, «заработать денежку» удается: «Если отпускная цена на наш диск составляет 8–9 евро, то владельцам прав мы отдаем 15-25% от той суммы. Плюс еще 15-35% достается чехам за полный цикл производства — от штамповки дисков до полиграфии к ним. Остальное — наше».

Сегодня под крылом Lilith Records действует уже три отдельных лейбла, каждый со своей специализацией: собственно Lilith Records, заточенный теперь под выпуск музыки на компакт-дисках, Vinyl Lovers, издающий музыку исключительно на «виниле», и DOXY, созданный для переизданий латиноамериканских исполнителей, оригинальные релизы которых впервые увидели свет более полувека назад. А теперь Ольга готовит к запуску четвертый лейбл. «Лилитовские» диски сегодня можно найти во всех крупных музыкальных магазинах обеих столиц. Попадаются они и в регионах. Правда, по словам Кирьяновой, в штучном выражении ее продукция все-таки более востребована за рубежом.

Слушая Ольгу, понимаешь: перед тобой человек, у которого все сложилось. Еще нет и тридцати — а уже свой (и, главное, интересный и успешный) бизнес. Вот и завод скоро заработает… Однако на поверку все выходит не так просто.

— Я по молодости думала, что все знаю и умею. И что люди — хорошие. А случалось по-разному. Ведь все, что связано с интеллектуальной собственностью, с авторским правом, очень сложно и запутанно. И никто в этом толком не разбирается — ни таможня, ни милиция. А еще обязательно найдется человек, который, увидев перед собой молодую девчонку, попытается воспользоваться ее незнанием в своих корыстных интересах. В общем, всякое было: и проверки, и угрозы…

После одного из особенно неприятных контактов с представителями государства Ольга решила: больше такому не бывать! И наняла адвокатов с бухгалтерами, воздвигнув тем самым непреодолимую стену между собственным бизнесом и «недобросовестными сотрудниками некоторых ведомств».

Решение построить собственный завод по производству виниловых дисков не пришло само собой, а стало мерой вынужденной. Для того чтобы получать лицензии на издание пластинок в должном объеме, маленький независимый лейбл должен был выпускать свою продукцию на территории России. А как прикажете выпускать, если не то что заводов — ни одного работающего пресса в России не сыщешь? Ольге Кирьяновой и эта задача оказалась по силам: «Ну и пусть, подумала я. Буду печататься в России, коль других вариантов нет. Не закрывать же бизнес! И я поехала в Апрелевку, на легендарный завод. Поехала, чтобы обнаружить, что там ничего нет. У них оставался один пресс. Мне сказали: берите то, что есть. А пресс этот у них простоял десять лет на морозе! Мы сначала решили его взять, но потом я все-таки передумала. Не захотела рисковать».

После долгих поисков подходящий пресс все-таки был куплен в США. Сам же завод, который начнет штамповать первые диски в начале весны, построили все же в Апрелевке. «Мы решили использовать имя, хорошо зарекомендовавший себя брэнд», — говорит Кирьянова.

Во что обошелся «свечной заводик», Ольга старается не афишировать: «Заемных средств я не использовала, только свои». Главное, что основательница Lilith Records уверена: уже через год вложения окупятся. Тем более что штамповать диски на месте будет куда дешевле, чем за границей. Хотя строительство было затеяно прежде всего под собственные нужды, никто не мешает выполнять и сторонние заказы. В случае же слишком большого количества заказов Ольга готова построить дополнительный собственный пресс: «У нас есть вся документация, технические планы и регламенты. И вообще я больше ничего не боюсь. Если надо, мы и пресс сами построим!»

Чтобы оказаться поближе к заводу, а также к офисам российских представительств мейджоров, Ольга Кирьянова перебралась из Петербурга в Москву. Появились и помощники, которые оказались очень кстати: буквально пару месяцев назад Ольга стала мамой. Однако, несмотря на то что успешная бизнес-леди переквалифицировалась в заботливую маму, это не мешает ей продолжать руководить компанией, сидя за компьютером и общаясь со своими партнерами при помощи Skype.

— Не жалеете, что занялись этим бизнесом?

— Вовсе нет! Понимаете, это мое, — улыбается в ответ Кирьянова. — Да, мне было нелегко. Но ведь нашему поколению уже не досталось легких денег — времена «купи-продай» прошли. А для того, чтобы заработать, приходится заниматься чем-то абсолютно новым, искать свой собственный путь. Вот я и стараюсь. И пока вроде бы получается!

Начать дискуссию