Меня постоянно спрашивают, сложно ли поступить в INSEAD и что для этого нужно сделать. Полагаю, такие вопросы задают большинству студентов бизнес-школ.
Отвечаю: чтобы подать документы, надо сдать GMAT (тест по математике, английскому и логическому мышлению) и тест по английскому (TOEFL или IELTS), а еще написать от пяти до десяти эссе (сочинений о трудовом пути, о достижениях и недостатках, об устремлениях, о проявленных лидерских качествах и т. д.), заручиться двумя-тремя рекомендациями и, возможно, пройти пару собеседований.
На сайтах бизнес-школ, в многочисленных интервью выпускников этот процесс описан подробно, и тут мало что можно добавить. Кроме одной детали, которая мне кажется интересной.
Во всех интервью выпускников, которые я видел, написано, что врать в эссе нельзя. «Их читают профессиональные люди, которые легко разоблачат вашу ложь» — основное объяснение бывших студентов.
Сайты школ, естественно, тоже выступают против лжи: «Не приукрашивайте себя, будьте самим собой, ведь вы уникальны, вам есть что рассказать о себе».
Все это, однако, не вяжется с тем, что я часто слышу здесь от сокурсников. «Это похоже на ту ерунду, что я писал в эссе…», «А ты думаешь, тут есть хоть один человек, который написал о своих настоящих целях?», «Никто и не ждет от тебя всей правды» и т. д.
Скажу по секрету, некоторые даже не сами писали эссе, а заплатили консультантам.
Откуда берется это противоречие? Из недосказанного. Из отличия фактов от мотивации и целей. Не думаю, что в INSEAD найдется даже пяток студентов, указавших фальшивое место работы или учебы, — это глупо.
Но стоит ли рассказывать про себя все? Например, упоминать факт, что ты ходил год в российскую бизнес-школу, а потом бросил ее, потому что это бессмысленное занятие? Или работу по совместительству?
На объяснение реальной ситуации может уйти слишком много строчек, которых и так мало.
Для большинства студентов одна из главных целей учебы — увеличение зарплаты по окончании школы. Но это не тот мотив, которого ждут от сознательного «лидера будущего», и не тот, что ставят на первое место в эссе. Для меня, например, одним из самых сильных мотивов поступления в INSEAD помимо знаний было желание пожить год за границей и наконец-то выучить английский (надоело говорить на корявом языке). Не думаю, что такие причины привели бы в восторг приемную комиссию.
Поэтому они превратились в «желание приобрести международный опыт». Сразу, конечно, возникает вопрос, что он такое и зачем он мне нужен; как журналист русскоязычной газеты, общающийся с русскоязычными ньюсмейкерами, может его применить.
Найти ответы на такой вопрос сложно, и, чтобы они звучали убедительно (в первую очередь для себя) и вдохновенно, нужно придумать целую историю. Я ее, конечно, придумал.
Но в конце концов, верили мои однокурсники или нет в то, что писали, не важно. Потому что многие уже давно хотят заниматься тем, о чем до школы даже и не помышляли.
Начать дискуссию