Ведение бизнеса

Дин Кеймен опередил время. А может быть, поторопился?

В России знаменитый самокат Segway так и остался экзотикой. Впрочем, и в других странах это транспортное средство встретишь не часто, хотя с момента начала продаж новинки минуло уже почти восемь лет.

В России знаменитый самокат Segway так и остался экзотикой. Впрочем, и в других странах это транспортное средство встретишь не часто, хотя с момента начала продаж новинки минуло уже почти восемь лет.

Считается, что виной всему слишком высокая цена. У нас, например, за этот сплав механики и электроники дилеры просят 260–290 тысяч рублей. В итоге позволить себе такое дорогое удовольствие могут разве что владельцы редких гольф-клубов и дорогих гостиниц. Но и в США, на родине Segway, ситуация немногим лучше. При стоимости самоката от 2 400 долларов начиная с 2002 года компания Segway Inc. сумела продать чуть больше 50 тысяч машин. Заявленная стоимость разработки в 100 млн долларов заставляет усомниться в успехе предприятия. Но в компании уверены: Segway просто немного опередил свое время, так что главное еще впереди.

Segway PT (Personal Transporter — «персональный транспорт») был явлен миру в декабре 2001-го, когда изобретатель-миллионер Дин Кеймен представил свое детище в программе «Доброе утро, Америка». Зрители буквально прилипли к телевизорам: на экране показывали какой-то сумасшедший электрический гибрид самоката с газонокосилкой, способный развивать скорость до 20 км/ч и разворачиваться на месте. А главное, изобретатель уверял, что упасть с этой машины практически невозможно. А значит, такое транспортное средство можно с легкостью рекомендовать даже пожилым людям, не говоря уже обо всех остальных.

Напомним: главный элемент конструкции — уникальная система балансировки, придуманная самим Кейменом. Благодаря ей двухколесная машина оказывается на удивление устойчивой, а заодно дарит ни с чем не сравнимые ощущения в процессе управления. Чтобы начать двигаться на Segway в нужную сторону, достаточно сместить в этом направлении собственный вес. Не случайно фанаты этого транспортного средства уверяют, что аппарат быстро превращается в продолжение человеческого тела, чутко реагируя на любые приказы. Другое немаловажное преимущество конструкции — ее полная экологическая безопасность. Ведь Segway работает на электричестве и заряжается от обычной розетки. Заряда, правда, хватает ненадолго — километров на 20. А двигаясь на максимальной скорости, запасы энергии легко истощить всего за пару часов поездки.

Впрочем, первых покупателей недостатки не остановили: сработал старый добрый «wow-фактор». В феврале 2002 года три первые модели Segway появились на аукционе Amazon.com. Самый дорогой образец ушел за 160 тысяч долларов. Покупателем стал владелец химической компании, которому не терпелось опробовать фантастическую новинку. Прочую публику мариновали еще полгода, после чего в ноябре начались серийные продажи. Разве что ценник к тому моменту сильно изменился. Компания обещала торговать своими самокатами по три тысячи долларов, тогда как розничная цена составила все пять. Впрочем, на первых порах такая разница не останавливала поклонников хай-тека: в очереди за двухколесными чудо-машинами стояло несколько тысяч человек.

Противники, однако, не дремали. Активисты здорового образа жизни проводили митинги (дескать, нужно ходить пешком), а администрации городов пытались запретить движение Segway как по автомобильным дорогам, так и по тротуарам. Но Кеймен вовсе не собирался останавливаться перед трудностями. Подключив лоббистский ресурс, он лично занимался пиаром своего проекта, выцарапывая при этом у чиновников разрешения на эксплуатацию самокатов. И если к моменту первого аукциона движение на «сегвеях» по тротуарам было разрешено лишь в пяти штатах, то к ноябрю уже в 31 американском штате новинка могла совершенно официально двигаться рядом с пешеходами. Не менее активно шла и работа с потребителями из корпоративного сегмента, которым самокат предлагался по цене в 7–9 тысяч долларов за штуку. Например, почтовое ведомство США приобрело целых 40 машин после того, как Кеймен передал два бесплатных образца на пробу.

Казалось, весь мир в скором времени будет наводнен экологически чистыми двухколесными машинами, способствующими сокращению числа автомобилей на улицах мегаполисов. Но наполеоновские планы Кеймена и уникальная идея почему-то не давали результата! Венчурный предприниматель Джон Доер, один из инвесторов, ожидал, что Segway стремительно выйдет на годовой оборот в миллиард долларов. Компания собиралась продать не менее 50–100 тысяч самокатов только за первый год работы, а затем выйти на минимальный уровень продаж в 40 тысяч машин ежегодно. Но за весь 2003 год удалось реализовать лишь 6 тысяч самокатов, к концу 2006-го общие продажи составили около 25 тысяч, а к нынешнему марту — немногим более 50 тысяч. Провал? По какой причине? Ведь все аргументы предрекали неминуемый успех! Попробуем разобраться.

Во-первых, оказалось, что модников и ценителей всего самого нового в мире не так уж много. Между тем подавляющее большинство потребителей, как известно, представлено консерваторами. И расшевелить эту публику очень трудно. К массовому переходу на суперсовременный персональный транспорт оказались не готовы ни владельцы машин, ни пешеходы. Да и правительства многих стран довольно резко препятствовали распространению Segway. Как минимум в Австралии, Великобритании, Нидерландах, Дании и Японии разъезжать на Segway по общественным дорогам фактически запрещено (за исключением некоторых туристических маршрутов). В некоторых странах самокат Кеймена приравнивают к скутеру или мотоциклу, а значит, обязывают вешать номерной знак и использовать механические тормоза. А их-то в Segway, как известно, не предусмотрено: ускорением и замедлением ведают электромоторы. Да, в декабре 2008 года власти Швеции уступили, приравняв Segway к велосипеду. Но такие случаи пока единичны. Видимо, эпоха персонального транспорта откладывается, а счастливые обладатели супер-самоката еще долго будут чувствовать себя не хозяевами, а лишь нежеланными гостями дорог.

Правда, кое-какие перспективы на будущее у этой технологии все-таки есть. В апреле 2009 года компания Segway совместно с General Motors представила проект P.U.M.A. Это план развития двухколесной формулы городского транспорта, основанной на тех же принципах, что и Segway, только рассчитанной на двух пассажиров. Если все пойдет как задумано, вскоре детище Дина Кеймена займет свое законное место в крупных городах. По крайней мере — американских. Однако большинство экспертов не торопится с оптимистическими прогнозами. Ведь, несмотря на выдающиеся технические характеристики и потребительские свойства, первое поколение Segway так и не сумело завоевать мир!

Начать дискуссию