Чтобы летом купить обычный билет на поезд или самолет, нужно потратить несколько часов, стоя у билетной кассы, либо обратиться в сервис-фирму, которая за вознаграждение избавит от очередей.
Для покупки электронного билета нужен компьютер с выходом в Интернет, банковская карта и совсем немного времени. Но покупка электронных билетов имеет свои особенности, которые лучше изучить заранее.
Электронный билет (еще его называют e-tiket) — это альтернатива обычному бумажному билету, когда данные о пассажире и поездке хранятся в электронных базах перевозчика. Первыми эту систему опробовали авиаперевозчики. Потом такую возможность своим клиентам предоставили и РЖД. Некоторые авиакомпании (например, Аэрофлот) сейчас полностью перешли на е-tiket: электронные проездные документы можно оформить или дома через Интернет (если у вас есть банковская карта), или в офисе компании (если карточки нет).
Как купить электронные билеты
Как правило, для самостоятельной «домашней» покупки e-tiket нужно зарегистрироваться на сайте перевозчика. Для железнодорожных поездок — это сайт РЖД (www. rzd .ru). Чтобы приобрести документ на авиаперевозку, можно посетить сайты компаний, которые перешли на продажу электронных билетов. Среди них Аэрофлот, Трансаэро, Домодедовские авиалинии, S7 (Сибирь), SkyExspress и другие.
На веб-сайте найдите раздел, посвященный продаже e-tiket, и выбирайте маршрут, дату поездки, номер поезда или рейса. РЖД позволяют самостоятельно определить также номер вагона и места. Некоторые авиакомпании (например, Трансаэро, S7) тоже дают возможность заранее указать желаемые места. Большинство авиаперевозчиков предлагают выбрать питание во время рейса (например, детское или диетическое), хотя эта услуга предусмотрена не для всех тарифов. Также при заказе электронного авиабилета можно указать номер своей бонусной карты (на нее начисляются мили за полет, которые впоследствии можно обменять на бесплатный билет).
После того как вы определились с выбором, нужно будет ввести паспортные данные (или данные свидетельства о рождении) пассажиров.
Если места на выбранную поездку есть в наличии, программа предложит вам оплатить заказ. Для этого нужно будет ввести номер вашей банковской карты, срок ее действия и имя пользователя. Также необходимо будет указать СVV2 или CVC2-код — это трехзначное число на оборотной стороне карты. Иногда при оплате картой Сбербанка система может потребовать введение одноразового пароля, которым можно запастись заранее. Для этого в банкомате нужно ввести свой пин-код и получить чек с 10 одноразовыми паролями. Каждый пароль состоит из восьми цифр и букв латинского алфавита и предназначен для проведения одной операции.
После оплаты заказа в течение нескольких секунд с вашей карты спишут необходимую сумму, а вы на экране монитора увидите маршрутную квитанцию (авиа) или номер заказа (ж/д).
Есть несколько особенностей оформления e-tiket, на которые стоит обратить внимание.
Первая: к оплате принимаются не все банковские карты. Как правило, можно воспользоваться картами VISA, Master Card, American Express, Dinners Club b JCB. Однако картой со статусом electron оплатить билет нельзя.
Вторая особенность: перевозчики лимитируют количество электронных билетов, которые можно купить за один заказ. Например, РЖД и Аэрофлот разрешают оформлять не более четырех проездных документов, а S7 может продать до девяти. Если билетов нужно больше, можно сделать заказ еще раз. Но тут есть опасность, что необходимых вам рейсов или тарифов уже не будет: на сайтах авиакомпаний при первоначальном обращении не видно, сколько свободных билетов осталось.
Какие документы предъявлять при поездке
Электронные авиабилеты распечатывать необязательно. При регистрации рейса достаточно предъявить паспорт. Ваш билет «пробьют» по электронной базе авиакомпании и выдадут обычный посадочный талон.
Однако, чтобы не мучиться подозрениями и опасениями, лучше распечатать на принтере маршрутную квитанцию, которая придет на электронную почту после оплаты билета. Также можно распечатать ее сразу при оформлении заказа, когда квитанция появится на экране монитора.
Некоторые авиакомпании при регистрации на рейс могут потребовать предъявить вашу банковскую карту, которой оплачены билеты. Дело в том, что отдельные перевозчики сейчас вводят ограничение на покупку e-tiket для третьих лиц — то есть купить электронные билеты вы можете только для себя и тех, кто летит вместе с вами.
Железнодорожные электронные билеты раньше нужно было обязательно распечатать, но не в домашних условиях, а в кассовом терминале на вокзале. Такой системой можно воспользоваться и сейчас. Для этого необходимо запомнить номер брони (он появится на экране при оплате билета), а лучше полностью распечатать на принтере бланк заказа. Потом посетить кассовый терминал и оформить ваш e-tiket на бумажном бланке через автомат для выдачи электронных билетов или через специальную кассу. Практика показывает, что очередей в кассах для пассажиров с электронными билетами никогда не бывает. Проводникам нужно тогда предъявить распечатанный билет и, как обычно, паспорт.
Однако с 1 июня 2009 года железнодорожный e-tiket можно не распечатывать в кассовом терминале. Для посадки нужно предъявить только паспорт.
Как вернуть деньги при отказе от поездки
Если билет оплачен банковской картой, то деньги могут вернуть только на нее. Это общее правило для любых розничных продаж. Деньги перечислят на банковскую карту в течение 7—30 дней с момента оформления возврата.
Чтобы вернуть деньги за железнодорожный билет, придется посетить вокзал и оформить возврат билета. У большинства авиа-компаний в этом случае офис посещать не нужно. Отказаться от поездки можно через сайт или же по телефону службы информации.
Важный момент! Помните, что в любом случае вернут вам меньше, чем вы заплатили изначально. Это правило распространяется на возврат как электронных, так и обычных билетов.
Если речь идет о железнодорожной поездке, то при возврате проездного документа не менее чем за 8 часов до отправления поезда с вас удержат 99 руб. за оформление возврата. Если билет будет сдан менее чем за 2 часа, касса не вернет вам 50 процентов от стоимости.
У авиаперевозчиков, как правило, можно сдать билет за сутки до вылета и при этом потерять только стоимость сервисного сбора. Однако многое зависит от выбранного тарифа. Так, к примеру, билеты, купленные со значительной скидкой во время специальной акции авиакомпании, как правило, сдать вообще нельзя.
Как изменить реквизиты e-tiket
Иногда возникают ситуации, когда нужно внести коррективы в поездку — например, изменить дату, рейс и т. д. В случае с железнодорожными поездками выход только один: сдать электронный билет и приобрести новый. С авиаперевозками есть возможность переоформить реквизиты поездки, не возвращая билет. Однако за это в большинстве случаев вам придется заплатить.
В любой авиакомпании есть высокие тарифы, которые подразумевают бесплатное изменение любых реквизитов поездки: рейса, даты и даже направления. Если же у вас обычный тариф, за перемены придется платить. Суммы доплат индивидуальны у каждого авиаперевозчика, поэтому нужно уточнять их по каждому конкретному случаю. Причем может случиться так, что сдать авиабилет и купить новый будет более выгодно, чем переоформлять уже имеющийся.
Электронный билет подтверждает расходы
Если вы решили приобрести электронные билеты для поездки в командировку себе или сотрудникам, то с возмещением затрат проблем не будет.
Минфин России в письме от 11 октября 2007 г. № 03-03-06/1/717 разъяснил, что затраты на e-tiket подтвердят распечатка электронного проездного документа и посадочный талон. Именно эти документы надо будет сдать в бухгалтерию, чтобы компания возместила ваши затраты.
Начать дискуссию