Источник: журнал "Учет в аптеках", издательство "Главбух"
С 10 апреля 2009 года действует Порядок совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, который утвердило Минздравсоцразвития России (приказ Минздравсоцразвития России от 9 декабря 2008 г. № 705н.). О действующих правилах и поговорим.
Какое образование дает право работать в аптеке
Право заниматься фармацевтической деятельностью имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на ведение фармацевтической деятельности. Отметим, что сертификат выдается на основании послевузовского профессионального образования (ординатура и т. п.), дополнительного образования (повышение квалификации, специализация) или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.
Общие требования, закрепленные Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан (утверждены Верховным советом РФ 22 июля 1993 г. № 5487-1), конкретизируются Отраслевым стандартом «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения». Он утвержден приказом Минздрава России от 4 марта 2003 г. № 80.
В силу прямого указания пункта 8.4 этого стандарта специалисты аптечных организаций должны повышать свою квалификацию в соответствии с действующими требованиями. Новый Порядок переподготовки содержит именно те положения, которые должны принимать во внимание руководители и работники аптек.
Лицензирование деятельности
Следует отметить, что определенные требования установлены и Положением о лицензировании фармацевтической деятельности (утверждено постановлением Правительства РФ от 6 июля 2006 г. № 416). Они сводятся к следующему.
Руководитель аптеки должен иметь высшее фармацевтическое образование, стаж работы по специальности не менее трех лет и сертификат специалиста. Такие же требования предъявляются и к индивидуальным предпринимателям.
Работники аптеки, деятельность которых связана с изготовлением, приемом, хранением, отпуском и продажей лекарственных средств, должны иметь высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификаты специалиста.
Специалисты с фармацевтическим образованием должны повышать квалификацию не реже одного раза в пять лет.
Как это не покажется странным, но нарушение лицензионных требований к персоналу в соответствии с Положением о лицензировании не рассматривается в качестве грубого нарушения лицензионных требований и условий. Во многом благодаря этому, а также в связи с бурным ростом отечественной аптечной сети, появлением множества различных аптечных организаций и нехваткой квалифицированных специалистов и объясняются частые случаи нарушений требований к персоналу. Например, использование работников, не имеющих необходимого образования, нарушение требования о периодическом повышении квалификации и т. п.
Для чего принят новый документ
Общие требования к гражданам, которые претендуют на занятие фармацевтической деятельностью, оговорены статьей 54 Основ законодательства. Особенностью такой деятельности является необходимость постоянного совершенствования специалистами своего профессионального мастерства.
Не случайно, перечисляя в статье 63 Основ законодательства права медицинских и фармацевтических работников, законодатель особо выделил право на совершенствование профессиональных знаний.
При этом оговаривается, что порядок их переподготовки, совершенствования профессиональных знаний, получения квалификационных категорий определяется федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
Порядком совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников регламентированы правила организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников аптек, которые окончили высшие учебные заведения по специальностям группы «Здравоохранение» и занимаются или претендуют на занятие медицинской или фармацевтической деятельностью.
Таким образом, данный Порядок актуален в первую очередь для работников аптек, имеющих высшее образование.
Задачи переподготовки
Задачи переподготовки и повышения квалификации определяются в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 610.
При профессиональной переподготовке специалисты получают дополнительные знания, умения и навыки по образовательным программам, необходимым для выполнения нового вида профессиональной деятельности.
Кроме того, переподготовку организуют для расширения квалификации специалистов применительно к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности, в том числе с учетом действующих международных требований и стандартов. При этом профессиональная переподготовка для выполнения нового вида деятельности проводится на основании установленных квалификационных требований к конкретным должностям.
Повышение квалификации должно привести к обновлению теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Такое обучение проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работников.
Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.
Где и как провести переподготовку кадров
Переподготовку и повышение квалификации специалистов проводят образовательные учреждения высшего и дополнительного профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию.
Причем специалисты, направленные на переподготовку, как правило, проходят вступительные испытания.
Проводить такое обучение можно с отрывом от работы (полным или частичным), без отрыва и по индивидуальным формам обучения. В свою очередь, сроки, формы, содержание и технология обучения определяет учебное заведение.
Для совершенствования практических навыков на базе научных и образовательных учреждений в качестве одного из разделов учебного плана может быть предусмотрена стажировка специалистов.
Продолжительность обучения в зависимости от стажа
Минздравсоцразвития России установило конкретные сроки и виды обучения для специалистов, имеющих стаж работы по соответствующей специальности. Если стаж составляет:
– 10 лет и более – обучение проводится по программам повышения квалификации с продолжительностью от 100 до 500 часов аудиторных занятий;
– от 5 до 10 лет – обучение проводится по программам профессиональной переподготовки, а ее нормативный срок составляет свыше 500 часов аудиторных занятий;
– менее 5 лет – проводится профессиональная подготовка в соответствии с требованиями, определенными приказом Минздравсоцразвития России от 11 марта 2008 г. № 112н «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения РФ». По общему правилу, установленному данным приказом, подготовка специалистов по основным специальностям проводится через обучение в интернатуре и (или) ординатуре.
Применительно к аптечной сфере приказом Минздравсоцразвития России от 11 марта 2008 г. № 112н определены три возможные специальности: управление и экономика фармации, фармацевтическая технология, фармацевтическая химия и фармакогнозия. Их могут получить выпускники вуза, имеющие диплом по специальности «фармация».
Этим приказом допускается получение основных специальностей и через профессиональную переподготовку для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Такое возможно для лиц, замещающих должности руководителей аптечных организаций: в процессе переподготовки они могут получить основную специальность «Управление и экономика фармации».
Обучение специалистов подтверждается документально
Уровень профессиональных знаний, умений и практических навыков специалистов, прошедших переподготовку или повышение квалификации, оценивается образовательным учреждением. При этом освоение образовательных программ завершается обязательной государственной итоговой аттестацией.
Слушатели, освоившие соответствующую образовательную программу и успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают свидетельство о повышении квалификации государственного образца или диплом о профессиональной переподготовке. Вид получаемого документа зависит от освоенной программы.
В частности, в результате переподготовки специалисты получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в данной сфере.
Кроме того, им может быть присвоена дополнительная квалификация на базе полученной специальности.
Такие работники могут продолжать замещать должности, соответствующие номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием.
ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ АПТЕК
Раздел VIII Отраслевого стандарта определяет, что:
– фармацевтические должности в аптеках занимают специалисты – провизоры или фармацевты;
– руководит аптекой провизор, имеющий сертификат специалиста и стаж работы по специальности не менее трех лет. В аптечных организациях, которые расположены вне города, руководство может осуществлять фармацевт, имеющий сертификат специалиста;
– в отделах аптечных организаций с открытой формой выкладки товаров и реализующих товары, разрешенные к отпуску, допускается привлечение лиц со средним или средним медицинским образованием или высшим медицинским образованием в качестве консультантов.
Начать дискуссию