В один прекрасный день Райан Фелан решила, что не может почивать на лаврах создательницы одного из самых известных американских стартапов, если не испробует на себе сервис, предлагаемый клиентам.
На дворе стоял 2005 год, а деловая пресса буквально сходила с ума, живописуя радужные перспективы недавно выведенной на рынок компании DNA Direct, позволяющей каждому желающему пройти генетический тест и быстро получить результаты. Конечно, возможность предупредить людей о предрасположенности к тяжелым заболеваниям, — уже большое дело. Но как любой уважающий себя предприниматель, Райан просто обязана была протестировать услугу сама. Хотелось понять, что чувствуют клиенты, узнающие много нового о дарованном им судьбой наборе хромосом.
Результаты, полученные точно в срок, выявили у Райан нарушение, схожее с синдромом Шерешевского-Тернера, что как раз и могло стать одной из причин долгой борьбы Фелан с бесплодием. Ее, увы, пришлось завершить, так и не добившись желаемого результата.
— Когда я получила свои данные, волнению не было предела, — вспоминает Фелан. — Вполне вероятно, что в моих бедах были виноваты гены. Тогда я подумала: а ведь многие женщины могут пройти такой тест вовремя и узнать о себе что-то новое или разобраться в проблемах прошлого!
Из предмета научного интереса генетика стала для Райан не только шансом помочь другим, но и превосходной возможностью реализовать наконец-то предпринимательскую жилку.
Завидную предприимчивость Райан Фелан начала демонстрировать еще в школе. Однажды она уговорила учителей превратить небольшую образовательную программу для детей из бедных семей в круглогодичный проект с летним лагерем. А получив водительские права, вызвалась доставлять детей на собственной машине из дома в лагерь. Родители негодовали. Ведь они отдавали девочку в частную школу совсем не для того, чтобы она подрабатывала водителем! Но Райан была столь настойчивой, что получила грант на поддержку своих начинаний. Целую тысячу долларов! По тем временам — большие деньги.
Поступив в университет Беркли, она была уверена, что станет преподавателем. Таким же мудрым, как те учителя, что разрешили ей организовать летний лагерь и помогли получить грант. Но со временем наивная детская мечта уступила место другим интересам, так что к моменту защиты диплома Райан решила посвятить себя издательским проектам. Одним из них стал Savvy — каталог государственных и общественных услуг, выпуск которого явился для юной леди поводом к знакомству с будущим мужем и партнером по бизнесу Стюартом Бренди — издателем аналогичного каталога Whole Earth Catalog и журнала CoEvolution.
Однажды к Райан обратилась Анжелика Тириот из компании Planetree, затевавшая новый проект в области здравоохранения. Задача была сформулирована весьма четко: нужно сделать так, чтобы служащие американских больниц начали проявлять больше внимания к пациентам, создавая позитивную атмосферу. Собрать достаточную сумму для строительства идеального госпиталя не удалось, поэтому было решено начать работу с администрациями действующих лечебных учреждений. Вот только напротив, за столом переговоров, чаще всего оказывались смертельно уставшие от каждодневной рутины врачи, которым не было никакого дела до подобных фантазий.
Наконец, Фелан и Тириот удалось уговорить администрацию больницы Pacific Presbyterian сначала открыть медицинскую библиотеку для пациентов, а затем оборудовать еще и тестовое «дружественное к пациентам», а на самом деле просто очень уютное отделение на дюжину мест. Успех? Несомненно. Вот только достигнут он был с огромным трудом. Это сегодня многие из реализованных Фелан и Тириот новаций вроде доступа к картам болезни или открытых часов посещений воспринимаются американскими пациентами как должное. Но тогда подобные вольности казались больничным функционерам чрезмерными.
В Planetree Райан проработала семь лет, ощущая возрастающий интерес к бизнесу в сфере медицины. Но когда компания была продана одному из госпиталей, отвлеклась на другие проекты. Вернувшись из путешествия по Африке, она заинтересовалась конным спортом и опять взялась за старое: начала готовить издание каталога, посвященного снаряжению для наездников и их скакунов. Вот тут-то и оказалось, что на дворе уже новая эпоха. Эпоха Интернета. Фелан поняла: традиционные каталоги — устаревший и неконкурентный формат. В середине 90-х она основала Direct Medical Knowledge, интернет-компанию, занимавшуюся дистанционным предоставлением медицинской информации.
На еще не схлынувшей волне интереса к доткомам в 1999 году Фелан продала Direct Medical Knowledge за 65 млн долларов и начала подумывать о новых сферах приложения усилий. А уже в 2000-м американские ученые отрапортовали: расшифровка генома человека успешно завершена. На то, чтобы разобраться в тонкостях прикладной генетики, у Райан ушел целый год, проведенный за толстыми научными томами. Мало того, ей удалось познакомиться с самим Фрэнсисом Коллинзом, одним из лидеров проекта «Геном человека». Объединение возможностей Интернета с достижениями ученых обещало стать делом, с одной стороны, полезным, а с другой — весьма прибыльным. И Фелан без промедления запустила новый бизнес-проект.
Итог многолетней работы — компания DNA Direct — открылась весной 2005 года и одной из первых вывела на рынок широчайший набор различных тестов — от простейшего исследования, позволяющего обнаружить избыток железа (99,25 доллара) до глубокой проверки на предрасположенность к тяжелым заболеваниям (более 3,4 тысячи долларов). Новацией по тем временам стала и возможность получить консультацию специалиста дистанционно: личное присутствие клиента требовалось лишь для сдачи анализов.
По словам Фелан, клиенты, решающиеся на тесты, достаточно подкованны и способны сами принимать решения о дальнейшем лечении. Критики не успокаиваются: тесты только запутывают людей, ведь высокая степень предрасположенности еще не означает наличия самого заболевания или его появления в будущем! Однако Фелан твердо отвечает: пациенты не слишком пугаются результатов тестов. Тем более что чаще всего они проходят их по направлению врача.
За прошедшие четыре года DNA Direct стала прибыльной, однако все еще остается очень хлопотным бизнесом. Рынок дистанционной диагностики только формируется, а дебаты вокруг таких услуг никак не прекратятся. Оппоненты Райан требуют немедленного вмешательства государства в индустрию. И отчасти они правы. Ведь воодушевленные успехами Фелан безответственные инвесторы уже успели наводнить нарождающийся сегмент массой проектов-пустышек. Но предпринимательница продолжает отстаивать свою позицию: «Для отрасли лучший выход — саморегуляция, когда компании сами вырабатывают свои стандарты. Я хорошо знаю, как формировалась альтернативная государственной медицина, и верю: в конце концов потребители сами разберутся, что для них лучше».
Что же, Фелан имеет полное право бороться за свой проект. В конце концов, она проверила предоставляемый сервис на себе. И знает: будь у нее возможность пройти тест раньше, возможно, одним разочарованием в ее жизни было бы меньше.
Начать дискуссию