Ведение бизнеса

Мистика и магнетизм

Мартин Эберхард напрасно потревожил мятежный дух Николы Теслы, назвав один из самых амбициозных стартапов силиконовой долины в честь гения магнетизма. Иначе трудно объяснить, почему проект TESLA MOTORS не могут спасти ни многомилионные инвестиции, ни партнерство с гигантами авторынка, ни протекция губернатора Калифорнии.

Мартин Эберхард напрасно потревожил мятежный дух Николы Теслы, назвав один из самых амбициозных стартапов силиконовой долины в честь гения магнетизма. Иначе трудно объяснить, почему проект TESLA MOTORS не могут спасти ни многомилионные инвестиции, ни партнерство с гигантами авторынка, ни протекция губернатора Калифорнии.

О трудностях, с которы-ми сталкивается мировой автопром, легко было составить представление, изу-чая не по-весеннему мрачные сообщения информационных агентств. Убытки, банкротства, поглощения… Впрочем, одно из зафиксированных телетайпными лентами событий стояло особняком: за 50 млн долларов германский Daimler приобрел 10% Tesla Motors.

Из совместного коммюнике следовало: благодаря партнерству калифорнийская фирма наконец-то сумеет запустить в производство долгожданный седан на электрической тяге, а гигант из Штутгарта — получит от американцев помощь в разработке очередной версии «Смарта».

Скорее всего, расчетливые немцы не прогадали и выжмут из альянса максимум выгоды для себя. Однако роль второго плана, доставшаяся Tesla Motors, вряд ли входила в намерения учредителей фирмы.

На перепутье

Все начиналось в 2000 году. Продав за 187 млн долларов свою компанию NuvoMedia, специализирующуюся на производстве устройств для чтения электронных книг, Мартин Эберхард неторопливо раскатывал по улицам Пало-Альто, размышляя о новых сферах приложения вырученных денег и своих инженерных способностей. Мартин накручивал километр за километром, но в голову упорно лезли какие-то совершенно посторонние мысли. Например, о том, что «золотая молодежь» Силиконовой долины обзавелась в последнее время новым поведенческим паттерном. Хорошим тоном стало держать в «конюшне» несколько машин. Как минимум — один спорткар, готовый потягаться с болидами «Формулы 1», а также обязательно что-нибудь «зеленое», способное двигаться как за счет энергии углеводородов, так и на электрической тяге.

Эберхард притормозил перед выездом на главную дорогу. Мимо бесшумно проплыл гибридный Toyota Prius. Кажется, точно такими же машинами обзавелись основатели Google Ларри Пейдж и Сергей Брин. Странный все-таки народ эти «айтишники», думал Мартин. С одной стороны, подавай им бешеную скорость и яркий имидж Maserati. С другой — их так и тянет к самым современным решениям вроде «гибридов».

…Сзади настойчиво загудели. Решительно тряхнув головой, Эберхард рванул с места. Ответ был найден. Нужно наладить выпуск спортивных автомобилей с экологически чистыми двигателями. Амбициозным интеллектуалам, понимающим толк в передовой технике, такой товар точно понравится!

Но постойте, на разработку электромобилей гиганты отрасли уже потратили миллиарды, причем пока без особых результатов: большинство концепт-каров по всем параметрам (кроме экономичности и экологической чистоты) уступает своим бензиновым и дизельным собратьям! Разумеется, Эберхард знал об этом. Знал, но все-таки ринулся на штурм заветной высоты.

Скорость электрона

Первое, что сделал предприниматель, — провел детальное сравнение всех «зеленых технологий», имевшихся на тот момент. По всему выходило, что наилучший вариант для осуществления плана — электрический двигатель. Оставалось только одно «но». Имеющиеся на тот момент электромобили способны были на одной подзарядке преодолеть от силы 100 км. Да и скоростные характеристики не впечатляли. Впрочем, все это совершенно не смутило Эберхарда. Надежду на решение задачи вселяло знакомство с талантливым изобретателем Аланом Коконни, который не только создал в недрах своей компании AC Propulsion действующий прототип мотора нового поколения, но и построил на его основе тестовый автомобиль — tzero. Правда, достигнутые Аланом характеристики были еще далеки от идеала. Да и питался электромобиль от обычных свинцово-кислотных аккумуляторов. Однако здесь свое веское слово сказал уже Мартин. Что если использовать не стандартные, а литий-ионные батареи? Те самые, что позволяют новым ноутбукам работать все дольше и дольше. Коконни счел идею партнера вполне стоящей. А Эберхард не пожалел 150 тысяч долларов на то, чтобы оснастить tzero лучшими аккумуляторами, которые только можно было достать на тот момент. Электродвигатель работал отлично. А главное, существенно увеличился запас хода.

Ободренный успехом, Эберхард уже собирался ударить по рукам с умелым итальянцем, поставив выпуск перспективных электромобилей на поток. Но неожиданно выяснилось, что Коконни прекрасно себя чувствует в своем гараже и совершенно не стремится к роли соучредителя крупного автосборочного предприятия.

Мартин понял: единственный выход — лицензировать мотор, наладив производство на заводе одного из крупных игроков рынка. Кроме того, требовался новый партнер, которым стал соратник Эберхарда по предыдущим проектам Марк Тарпеннинг. А в июле 2003 года была учреждена компания Tesla Motors. Активы стартапа стремились к нулю. Зато идей и смелости было хоть отбавляй.

До звезд рукой подать

Стоило только Мартину попрощаться с Коконни и оставить чудаковатого гения наедине с его любимыми железками, как в дверь того же гаража постучался новый гость. О перспективном tzero узнал другой обитатель Силиконовой долины — Элон Маск, как и Эберхард, захваченный идеей создать электромобиль, не уступающий по своим характеристикам машинам с двигателями внутреннего сгорания.

Ловелас и баловень судьбы, Маск являл собой полную противоположность Эберхарду. Как один из основателей PayPal, он выручил несколько сотен миллионов после того, как эту систему интернет-платежей за полтора миллиарда долларов приобрела eBay. Деньги недолго лежали без дела. В том же году Маск основал компанию SpaceX, доставляющую грузы на околоземную орбиту. Но главное, несмотря на «космический» характер этого бизнеса, SpaceX была и остается весьма прибыльной компанией, обеспечивающей предпринимателя достаточным запасом наличности, необходимой для других начинаний.

Как и Эберхард, Маск был просто помешан на электромобилях. Узнав об экспериментах Коконни, инвестор посулил ему приличную сумму. Но гений из гаража снова отказался от предложенных денег, не захотев участвовать в постройке автомобиля будущего. Как и полагается по законам жанра, дело кончилось знакомством между Маском и Эберхардом. Будущие партнеры встретились и мгновенно нашли общий язык. Владелец SpaceX вкладывал в разработку 7,5 млн долларов и получал пост председателя совета директоров, тогда как Эберхард занял кресло гендиректора, курирующего всю техническую сторону дела.

За основу первой модели Tesla Motors был взят двухдверный Lotus Elise. Электромоторы подрядилась поставлять одна из тайваньских компаний, а сборку решено было осуществлять на английском заводе Lotus. Работа закипела. Практически все свое время Элон Маск отдавал SpaceX, однако же исправно снабжал автомобильный стартап деньгами, причем не только своими, но и заемными, так что в 2005 году молодая компания привлекла на развитие еще 13 миллионов. Тем временем Эберхард с головой ушел в решение технических проблем, которых возникло предостаточно. Например, нужно было решить, какую систему охлаждения электродвигателя использовать — воздушную или жидкостную. Кроме того, требовалось максимально облегчить конструкцию, чтобы Tesla Roadster — так решили назвать первенца — смог развивать заявленную скорость в 210 км/ч, проходя на одной зарядке 350 км.

Но вот наступил долгожданный момент. В июле 2006 года при значительном стечении публики, большая часть которой была представлена звездами Голливуда и знаменитостями Силиконовой долины (благодаря обширным знакомствам учредителей), состоялась презентация Tesla Roadster. Не обошлось и без «свадебного генерала». Своим присутствием мероприятие почтил сам губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер, со свойственной ему настойчивостью вознамерившийся сделать свой штат самым «зеленым» в США. А электромобили могли стать в этой игре козырной картой. «Отлично!» — выпалил Арни, прохватив с ветерком на экологически чистом родстере.

В ходе пышной презентации руководители Tesla Motors уверяли, что все у них на мази, что компания готова начать отгрузку первых машин потребителям уже летом следующего года, а потому начинает принимать предварительные заказы. Заказы, кстати, поступали довольно бойко. И это несмотря на то, что Roadster планировалось продавать по цене около ста тысяч долларов! Обитатели Силиконовой долины буквально сходили с ума в ожидании новинки. Каждый считал своим долгом стать обладателем электрического красавца. В итоге за год будущие покупатели зарезервировали более 500 машин.

Короткое замыкание

С момента торжественного анонса прошел год. Клиенты исправно платили наличными за еще не произведенные машины, а сама Tesla Motors продолжала привлекать новые инвестиции. В ходе третьего раунда было дополнительно получено 40 млн долларов, причем в числе инвесторов засветились и Сергей Брин, и Ларри Пейдж. На четвертом же круге финансирования компания заняла еще 45 миллионов. В общей сложности к маю 2007 года вливания в Tesla составили 105 миллионов долларов, причем треть суммы вложил сам Элон Маск. Никаких проблем с ликвидностью у Tesla Motors не возникало. Стартап просто купался в деньгах, однако начало промышленной сборки было отложено до 2008 года. Согласно официальной версии, требовалось «довести» автомобиль, устранив некоторые технические проблемы.

Однако неполадки, судя по всему, обнаружились вовсе не в предсерийных образцах, а в бизнесе. Пока Маск лишь напитывал перспективный проект деньгами и не вмешивался в оперативное руководство, все шло по плану. Но затем инвестор вдруг занервничал, испугавшись, что принадлежащие ему средства уходят как вода в песок. С этого момента он начал регулярно посещать офис и дотошно проверять счета, которые не глядя подписывал Эберхард. «Я инженер, а не финансист», — огрызался на упреки партнера Марк, не способный внятно объяснить, куда делся очередной миллион. Назревал конфликт, игнорировать который дальше было нельзя.

В конце 2007 года появились слухи, что Марк Эберхард скоро будет смещен с занимаемой должности. Официального подтверждения пришлось ждать до рождественских каникул, когда Маск наконец-то объявил, что сам садится «за руль».

Конструкция электромобиля все еще не была доведена до ума, однако Маск настоял на запуске производства, чтобы начать отгружать первые экземпляры заждавшимся клиентам. Tesla Roadster под номером 1 достался самому Элону Маску, второй серийный образец получил Эберхард. А следом было объявлено, что в 2009 году Tesla Motors явит миру еще одно чудо — седан Tesla Model S, куда более доступный по цене — около 60 тысяч долларов.

На мгновение показалось, что дела пошли на лад. Но так некстати разразившийся кризис спутал все карты. Поначалу компании пришлось существенно сократить персонал. А затем один из сотрудников Tesla Motors сообщил, что на счетах компании осталось всего… 9 миллионов. Куда делись все остальные деньги? При всем желании Элон Маск не мог оставить без внимания разразившийся скандал. Пришлось подтвердить, что предприятие действительно находится в шаге от банкротства. Правда, бизнесмен быстро нашел выход: собрав собственные и венчурные деньги, он влил в тонущий стартап еще 40 миллионов, одновременно подав заявку на получение господдержки в размере полумиллиарда долларов — на строительство собственного завода. Кстати, Арнольд Шварценеггер потратил немало сил, чтобы предприятие — если его все-таки построят — расположилось именно в Калифорнии.

К началу 2009 года Tesla Motors практически вышла на плановые мощности, выпустив около 500 родстеров. Но в мае разразился очередной скандал: компании пришлось отозвать 345 автомобилей ввиду обнаруженного дефекта, допущенного по вине инженеров Lotus. Правда, известие об этом осталось почти не замеченным на фоне громкой новости: Daimler покупает 10% Tesla Motors за 50 миллионов! Попутно выяснилось, что сделка эта стала логичным завершением сотрудничества, продолжавшегося вот уже несколько лет: «Тесла» помогала немцам разрабатывать полностью электрическую версию Smart.

Понятно, что Элона Маска прельстили не столько деньги, сколько производственные мощности Daimler, которые можно было бы использовать для сборки Model S. Скептики полагали, что нашумевший автомобильный стартап станет теперь технологическим придатком одного из лидеров европейского автомобилестроения. Маск парировал: уж теперь-то дело точно выгорит. Но вместо этого полыхнул новый кризис. Марк Эберхард подал в суд на основанную им же Tesla Motors, обвиняя Маска в «неподобающем отношении». Кстати, у основателя компании имеются весомые аргументы: патенты на большинство агрегатов принадлежат ему. Маск же тем временем принялся готовить встречный иск.

Мистика, да и только. Сама судьба препятствует развитию компании? Похоже на то. Правда, когда этот номер уже уходил в печать, стало известно: Министерство энергетики США согласилось предоставить заем Tesla Motors в размере почти полумиллиарда долларов. Похоже, потревоженный дух Николы Теслы, чье имя без его ведома было превращено в торговую марку, все-таки смилостивился над компанией. Но ошибаться Tesla Motors больше нельзя. Это будет уже слишком.

Начать дискуссию