Маркетинг

Антон Фаталибеков хочет заработать на распродаже недвижимости

У тех, кто всегда и во всем стремится к экономии, имеется возможность очень неплохо, а главное, недорого одеться. Достаточно заглянуть в стоковый магазин или дисконт-центр. Но что если такой эконом пожелает приобрести со скидкой… недвижимость? Вот это уже сложнее. Квартиры и загородные резиденции — товар, который со временем совершенно не теряет своей актуальности. В отличие от кофточек, джинсов и кроссовок.

У тех, кто всегда и во всем стремится к экономии, имеется возможность очень неплохо, а главное, недорого одеться. Достаточно заглянуть в стоковый магазин или дисконт-центр. Но что если такой эконом пожелает приобрести со скидкой… недвижимость? Вот это уже сложнее. Квартиры и загородные резиденции — товар, который со временем совершенно не теряет своей актуальности. В отличие от кофточек, джинсов и кроссовок.

Можно, разумеется, скупить в киоске все рекламные газеты и, возможно, в итоге обнаружить неплохой дом по приемлемой цене. Но даже в случае такой удачи о скидках покупатель, скорее всего, узнает лишь в процессе переговоров.

И вот в Сети появляется специализированный проект — дисконт-центр недвижимости, где представлены сотни объявлений от физических и юридических лиц с предложениями купить недвижимость со скидкой от 5 до 50%.

«Это либо какая-то глупость, либо очередной обман!», — можете воскликнуть вы. Ни то ни другое, а вполне нормальный бизнес, доказывает хозяин площадки — экс-директор по маркетингу девелоперской корпорации «Жилторг», а ныне совладелец компании Nordor Антон Фаталибеков. Интернет-сервис «Стоклента недвижимости» он запустил в феврале 2009 года.

— Идея буквально витала в воздухе, — рассказывает он. — Еще в 2004 году, когда никаким кризисом и не пахло, на рынке уже было достаточно людей, которым требовалось срочно продать недвижимость. А сделать это можно, как известно, только предложив покупателю существенный дисконт. В то же время на рынке всегда есть инвесторы, так называемые «шакалы», которые высматривают выгодные предложения и, обладая необходимыми свободными средствами, вкладываются в такие объекты.

Фаталибеков решил упорядочить эти взаимоотношения, предложив продавцам и покупателям встречаться на своей площадке. За определенную комиссию, разумеется.

Для развитых рынков этот проект не нов. «Во многих странах Запада, — поясняет Мария Погарская, менеджер по работе с клиентами российского филиала агентства Evans, — большинство подобных ресурсов чаще всего выставляют на продажу либо квартиры и дома, продаваемые банками в связи с возникающими у заемщиков в процессе возвращения ипотеки проблемами, либо объекты, продающиеся на аукционах. В таких форматах действительно появляется возможность приобрести собственность по ценам ниже рыночных».

Так что же, Фаталибеков запустил свой проект в ожидании большого ипотечного коллапса в России? Не факт. Предприниматель не исключает, что в скором времени такие объекты могут появиться и на витрине «Стокленты». Но даже если этого не произойдет, желающих купить и продать жилье со скидкой все равно будет с избытком. В условиях кризиса спрос на квадратные метры упал в разы, что вынуждает продавцов — как частных, так и «корпоративных» — идти на уступки и предлагать покупателям скидки. Вот на эту аудиторию и делает ставку Антон Фаталибеков: «Мы планируем, что наша площадка станет единой для всех дисконтных программ в сфере недвижимости».

Выгорит ли дело? «Размещение рекламы «кризисных» квартир на отдельном ресурсе, — комментирует Мария Погарская, — теоретически способно ускорить продажу. Но лишь при условии высокой посещаемости ресурса».

На сайте «Стокленты» продавцы имеют возможность размещать как платные, так и бесплатные объявления. Фаталибеков честно признается: пока бґольшая часть объявлений публикуется бесплатно. Есть, разумеется, несколько крупных девелоперских и риелторских компаний, которые размещают платную рекламу. Но таких клиентов у автора проекта пока не много. «Зато, — не расстраивается Фаталибеков, — бесплатные объявления создают вокруг проекта определенный ажиотаж, что привлекает новых посетителей. А это очень важно для любого интернет-ресурса».

Независимые эксперты опасаются, что с таким подходом основателя сайт рискует быстро превратиться в «помойку»: площадку начнут активно использовать безответственные агенты, заманивающие клиентов ложными объявлениями о скидках. В частности, к такой версии склоняется руководитель интернет-проектов АН DOKI Лариса Богачева. «Необходимость подобных ресурсов весьма надуманна, — говорит Богачева. — Кроме того, неясно, каким образом определить, действительно ли тот или иной объект предлагается со скидкой. Сегодня практически все квартиры продаются с дисконтом. Поэтому все публичные базы данных недвижимости можно считать дисконтными». Однако Фаталибеков парирует: на его сайте работает система модерации и жалоб, поэтому все объявления с надуманными скидками будут тотчас же удаляться. Даже платные.

Похоже, инвесторы «Стокленты» интересуются не столько текущими доходами, сколько перспективой. «Самая большая беда всего Рунета, — сетует Фаталибеков, — состоит в том, что основатели ресурсов сразу же пытаются монетизировать аудиторию. У нас же расчет более трезвый. Конечно, можно было объявить, что через два месяца все учредители проекта пересядут на Bentley. Но это было бы глупо. У нас куда более далекоидущие планы».

Тем не менее проект является в полном смысле коммерческим. Половину акционерного капитала Фаталибеков сформировал из личных средств, половину внесли инвесторы. А значит, вложения нужно окупать. Фаталибеков утверждает, что объем стартовых инвестиций составляет «несколько десятков тысяч долларов», причем большая часть этих средств еще не использована. Эти деньги планируется потратить на рекламу и продвижение проекта. «На одних только платных объявлениях проект, конечно, можно вывести «в плюс», — говорит Фаталибеков, — но сделать качественный рывок в развитии не удастся. А сделать его нужно».

Что же придумал предприниматель? Основной доход «Стоклента» намерена получать от региональной экспансии, которая будет осуществляться за счет продажи франшиз: «Как только мы запустили проект, нам стали звонить из регионов, просили поделиться опытом и помочь в запуске такого же проекта на локальном рынке. Мы немного подумали и решили перейти к франчайзинговой модели развития. Разработали договор концессии, а сейчас активно ведем переговоры с региональными партнерами, от которых будем получать паушальные взносы».

Сроков окупаемости и условий предоставления франшизы Фаталибеков пока не раскрывает. По его словам, основатели проекта разработали партнерскую программу поддержки франчайзи, которым при подписании договора будет предоставляться право администрирования базы данных, а также домен третьего уровня: «Это будет мастер-франшиза на регион».

Правда, и к этой идее участники рынка относятся с плохо скрываемым скепсисом. «Заинтересованность региональных участников рынка недвижимости будет зависеть от успеха самой «Стокленты» в Москве», — подчеркивает директор по маркетингу Blackwood Елена Розанова. А Лариса Богачева предупреждает: «Интернет является пространством без регионов, но еще никому не удалось создать хорошо структурированную площадку федерального уровня. Вряд ли «Стоклента» станет исключением».

Фаталибеков в курсе упреков, которые адресуют ему коллеги по рынку, однако явно намерен доказать свою правоту: не только сделать проект прибыльным, но и — чем черт не шутит — заработать на Bentley. Правда, возможен и другой исход. Как и множество интернет-стартапов, «Стоклента» рискует кануть в Лету вместе со всеми своими скидками.

— Не будем загадывать, — отмахивается Фаталибеков. — Давайте лучше встретимся через годик.

Что же, встретиться — это можно.

Начать дискуссию