Психология для бухгалтера

Как исключить опасения подчиненных, что их хотят уволить. Советы психолога

Психологи советуют вести с сотрудниками беседы по душам. За нарушение корпоративной этики можно ввести дисциплинарную ответственность

ГЛАВНОЕ в статье. Психологи советуют вести с сотрудниками беседы по душам. За нарушение корпоративной этики можно ввести дисциплинарную ответственность

Волна увольнений и сокращений, которая прошла в конце прошлого – начале этого года, по мнению психологов, до сих пор сказывается на сотрудниках. Некоторые из них остерегаются, что все в любой момент может повториться. А те, кого увольнение миновало, сомневаются, что справятся с объемом работы, который добавился из-за того, что в штате стало меньше людей. И даже если каждый из них старается работать хорошо, сконцентрировать внимание порой не получается. Мысль о том, что «меня уволят», висит как дамоклов меч, что, естественно, сказывается на производственных результатах.

Бизнес-тренеры Александр Левитас и Александр Соломатин рассказали, как руководителю финансовой службы снять подобное психологическое напряжение в коллективе и настроить всех на рабочий лад.

Как определить симптомы

Понятно, что мало кто из сотрудников решится сказать руководству про свои опасения. Тем не менее узнать об этом можно даже по самой работе. Например, невнимательность – пропустил нолик, забыл позвонить клиенту, не подписал страницу на договоре и т. п. В этом случае, возможно, сотрудник торопится, пытается сделать как можно больше и в срок, но при этом фактура страдает. Или, наоборот, нарушает сроки сдачи работы, но при этом назвать руководству убедительные причины задержки не может. Другим симптомом стресса является отрицание своей вины – сотрудник постоянно ищет крайних, чтобы избежать ответственности.

Все подобные факторы говорят о том, что с работником не все в порядке. Психологи советуют исправлять ситуацию на трех уровнях: общекорпоративном, внутри отдела и тет-а-тет с самим сотрудником.

Кодекс корпоративной этики

Руководство компании может принять некий свод правил корпоративной этики. Например, предусмотреть в нем, что критика руководителей отделов по отношению к подчиненным или сотрудникам других отделов возможна только с глазу на глаз с провинившимся. И обязательно в присутствии его непосредственного начальника. А сообщение негативных для сотрудников новостей о компании, бизнесе и т. п. – это исключительно прерогатива руководства. За нарушение этого правила можно установить дисциплинарную ответственность – предупреждение, выговор, лишение премии.

Тет-а-тет с сотрудником

Именно во время непосредственного общения с подчиненными закладываются самые крепкие основы их лояльного отношения к компании. Доверительный разговор может творить чудеса. Руководитель в беседе «один на один» сможет успокоить сотрудника, многое объяснить. Однако, чтобы сотрудник не испугался и поверил своему руководителю, важно вести именно разговор, а не монолог. В такой беседе неуместны громкие лозунги. Полуофициальный тон и умеренная громкость создадут располагающую атмосферу.

Начать разговор лучше всего с вопроса о том, как сам сотрудник оценивает текущую ситуацию. Пусть он выскажет все, что его беспокоит. Если сотрудник будет проявлять настороженность (особенно если разговоры «по душам» до сего момента приняты не были), можно спросить его мнения или совета по какому-то актуальному поводу. Главное, чтобы сотрудник разговорился. Это и снимет его напряжение.

Корпоративы

Работодатели давно поняли, что корпоративы сближают и снижают напряжение внутри коллектива. Сейчас, когда компании ограничены в средствах, можно найти малобюджетные или вовсе бесплатные решения. «Руководство одной из компаний, которую я консультирую, нашло отличный дешевый способ. Они стали помогать детскому дому, но не деньгами, а своими руками, в прямом смысле этого слова. Сотрудникам было предложено, по желанию естественно, поехать в детский дом и покрасить стены, починить мебель, поиграть с детьми. Помощь другим отвлекла сотрудников от их собственных проблем и дала новую тему для разговоров», – рассказывает Александр Соломатин.

Еще способы мотивировать сотрудников

1. Можно позвать подчиненного в свой кабинет, только чтобы сказать «спасибо» за работу.

2. Периодически стоит выражать благодарность подчиненным и от вышестоящего начальника, а в отчетах – достижения подчиненных упоминать с их именем.

3. Хотя бы пару-тройку раз за полгода рекомендуют отпускать подчиненных в пятницу с работы на полчаса пораньше.

4. На внутреннем сайте компании можно поздравлять с днем рождения, свадьбой, да и просто с удачным завершением очередной рабочей недели.

Комментарии

1
  • "2. Периодически стоит выражать благодарность подчиненным и от вышестоящего начальника, а в отчетах ЂЂЂ достижения подчиненных упоминать с их именем."

    Был такой пункт на практике на моей прошлой неделе. но это лишь в отчетах: ни финансово, ни морально-психологически это не было оправдано. Я понимала, что все это теоретически, на самом деле компания не ценит меня на все 100. Уволилась, мои мысли подтвердились на новой работе. здесь нет ни одного из 4 пунктов, но я знаю, что ЗДЕСЬ я ценюсь как высококвалифицированный специалист.