Особенности Public Relations в сфере аудиторских услуг. PR-инструменты

Есть классический метод PR-продвижения, наиболее распространенный и принятый в сфере аудита. Это консервативное наращивание репутационного капитала, т.е. позиционирование себя как эксперта посредством налаживания постоянных потоков - статей от компании и запросов на комментарии к компании.

Часть II.

Есть классический метод PR-продвижения, наиболее распространенный и принятый в сфере аудита. Это консервативное наращивание репутационного капитала, т.е. позиционирование себя как эксперта посредством налаживания постоянных потоков - статей от компании и запросов на комментарии к компании.

Сделать это можно, регулярно готовя комментарии к свежим новостям, авторские статьи по специальным и экономическим темам, участвуя в рейтингах, напрашиваясь в телепередачи и радиопрограммы и т.д. Аудиторская компания показывает себя знатоком своего дела, настоящим профессионалом. Вершиной данного классического PR-метода можно считать вхождение в экспертный совет того или иного специализированного журнала.

Можно пойти менее традиционным способом: участвовать в телевизионных программах для массовых аудиторий, проводить маркетинговые акции «снижения цен», «скидочные» кампании, снимать фильмы и сниматься в фильмах и т.п. Или можно, например, до звездности персонализировать главу аудиторской компании, чтобы бренд ассоциировался с человеком, а не с абстрактным символом. Но тогда нужно учитывать два полярных мнения. Первое: излишняя яркость вызывает сомнения в солидности. И второе: тенденция заимствования  маркетинговых методов из других сфер бизнеса зачастую оказывается выигрышной. Остается принять решение – рисковать для относительно быстрого достижения известности или идти, не останавливаясь, классическим путем.   

Комментарии (No comment?)

С точки зрения позиционирования в сфере аудита наиболее интересны специализированные (бухгалтерские, а также по видам аудита – банковские, страховые, инвестиционные и пр. издания) и деловые СМИ. Комментарии – форма небольшая по размеру, но весьма эффективная. Как правило, они не требуют много времени и сил на подготовку, что весьма удобно.

Однако трудность в том, что сам по себе рынок аудиторских услуг достаточно стабилен. Выше уже говорилось, что с каждым годом новых игроков становится все меньше. Так что комментарии на эту тему бывают востребованы нечасто, например, когда выходят рейтинги аудиторских компаний «Эксперт РА» или журналов «Финанс», «Коммерсант-Деньги», а также «Юниправекс» и пр.

Приходится искать дополнительные возможности. Практика показывает, что мнение аудиторов наиболее востребовано в статьях, посвященных бухучету и налогообложению. Однако в ситуации с деловыми СМИ, эта сфера компетенции чересчур узка. «Коммерсант», «Ведомости» и «РБК daily» мало волнуют вопросы бухгалтерского учета. Деловые еженедельники тоже не интересуются этими темами. Остается лишь налогообложение. В этих изданиях есть журналисты, специализирующиеся на теме налогов, арбитража, крупных сделок. При этом газеты «Коммерсант» и «Ведомости» предпочитают, чтобы комментаторы сами выступали с инициативой и предлагали темы. Это могут быть проекты готовящихся законов, какие-то тенденции, которые удалось зафиксировать аудиторской компании, собственные наблюдения, касающиеся актуальных процессов, – словом, все то, что поможет представить новость в более интересном ракурсе, либо вообще увидеть новость там, где ее не заметили конкуренты. А предлагать вам несколько тем на выбор никто, естественно, не будет. Редакционные планы в ежедневных газетах – вещь сугубо секретная.

Лучше всего, когда аудиторская фирма параллельно профильной деятельности занимается проведением исследований. Их результаты могут заинтересовать журналистов.

Еще одно возможное поле для самопрезентации – это комментирование юридических вопросов. Для этого у аудиторской фирмы также есть возможности: как правило, в компаниях имеется значительный штат специалистов по праву. Однако в этой теме аудиторско-консалтинговым конторам составляют конкуренцию юридические фирмы. У них комментарии берут более охотно. И дело здесь не в профессионализме, дело в названии – «юридическая консультация, юридическая компания, право».

Специальные темы должны комментировать специалисты. Если статью, освещающую какой-либо макроэкономический вопрос, комментирует аудитор, то это выглядит не очень солидно. В изданиях обычно нет недостатка в комментаторах, поэтому журналист может подобрать любую подходящую кандидатуру.

Тем не менее, многие крупные аудиторские фирмы догадались, как можно обойти эти стереотипы и искусственно расширить свои возможности для комментирования. Например, у компании «БДО Юникон» есть Центр макроэкономических исследований, у ФБК – департамент стратегического анализа, а также издательский дом «ФБК-пресс» и Экономико-правовая школа ФБК. Трудно сказать, были ли эти структуры организованы специально, однако факт – это реально работает. ФБК и «БДО Юникон» комментируют почти все экономические вопросы.

Специализированные издания менее привередливы. Работать с ними проще отчасти потому, что они регулярно испытывают трудности с поиском подходящего спикера, отчасти потому, что бухучет, от которого воротят нос деловые СМИ, - это именно то, что их интересует. Поэтому многие специализированные издания имеют в штате специального человека, отвечающего за работу с комментаторами, - редактора по работе с внешними авторами – и зачастую сами инициируют контакт.

Статьи

Статьи интересуют преимущественно специализированные издания. Контент многих из них полностью формируется на основе материалов, написанных специалистами-практиками. «Финансовая газета», «МСФО: практика применения», «Финансовый директор», «Financial Director» (российское издание британского журнала), «Рынок ценных бумаг», «Налоговый вестник» и пр. регулярно высылают редакционные планы авторам, с тем, чтобы они подготовили статью.

Этот вариант более трудоемкий, чем предоставление комментариев. С точки зрения спикера, не PR-отдела. Аудиторы – люди занятые, и на рабочем месте они бывают не всегда: им трудно найти время, чтобы написать полноценную серьезную статью. Даже комментарий в специализированное издание часто отнимает огромное количество времени: ведь нужно ответить на вопрос так, чтобы человек, получив ответ, мог сразу его применить на практике. При этом в аудиторских компаниях, которые только начали задумываться о необходимости PR-сопровождения, обязанность давать комментарии часто возлагается на сотрудников дополнительно к их основной работе. Естественно, эта обязанность как дополнительная и воспринимается. То есть как лишняя обуза.

Вариант, который не требует дополнительных временных затрат от сотрудников, - предоставить в специализированное издание материалы консультаций своих специалистов. На их основе может быть составлена статья, либо они будут использованы в рубриках типа «вопрос-ответ». 

В следующей, заключительной части статьи мы рассмотрим рейтинги и семинары как методы PR-продвижения аудиторских компаний, а также поговорим о генерации информационных поводов.

Начать дискуссию