В кризис большинство россиян готовы согласиться на временную работу. Но только каждый третий рискнул бы работать по лизинговому контракту
Искать работу по срочному контракту в связи с кризисом готовы 64% россиян. 58% согласны работать по гражданско-правовому договору (договору подряда). И лишь треть (35%) наших соотечественников готовы пойти на трудоустройство по лизинговому контракту (когда работник подписывает трудовой договор не с компанией, а с агентством). Такие результаты дал опрос 3000 респондентов из всех федеральных округов страны, проведенный исследовательским центром портала SuperJob.ru. Почти все согласившиеся на лизинговый контракт россияне отмечают, что причина этого — затруднительное финансовое положение. «Не важно, с кем заключен трудовой договор. Главное — чтобы платили нормально», — комментируют респонденты в анкетах. Но 44% опрошенных категорически против лизинга: «В случае возникновения неоднозначных ситуаций некому предъявлять претензии, так как ты формально работаешь в другой организации».
«Многие готовы работать на временных проектах, и им не важен статус работы — важно ее содержание и условия», — утверждает Ирина Кондратова, коммерческий директор Kelly Services по направлениям массового подбора персонала. По данным летнего опроса Kelly Services, в котором участвовали более 1000 россиян (из них работали 67%, а 33% искали работу), 70% респондентов готовы принимать предложения о работе с оформлением вне штата компании. Но и тут за различные способы аренды персонала проголосовали немногие: трудоустройство через кадровые агентства — 7%, через стороннего подрядчика — 3%, через рекламное агентство — 1%. Сделать выбор в пользу оформления вне штата компании 27% опрошенных готовы в случае высокой зарплаты, 17% — ради перспективной работы, 15% — ради свободного графика, 13% — ради интересного проекта, 11% — ради возможности попасть в интересную компанию, 9% — когда работа нужна на ограниченный срок и 8% — в связи с отсутствием предложений с постоянным трудоустройством.
«Концепция заемного труда (лизинга персонала) имеет трудную историю в российской правовой практике», — отмечает Сергей Тиунов, гендиректор «БДО юникон бизнес сервис». По его словам, было несколько попыток ввести это понятие в Трудовой кодекс, но каждый раз такие попытки сталкивались с сопротивлением коммунистов и профсоюзов. Тем не менее понятие «услуга по предоставлению персонала» просочилось в Налоговый кодекс и так застолбило свое право на существование. По прогнозу Тиунова, практика предоставления персонала в лизинг будет медленно, но неизбежно расширяться, а Трудовой кодекс адаптирует со временем это понятие как свершившийся факт.
Генеральный инспектор труда объединения «Соцпроф» Сергей Храмов утверждает, что лизинг (аренда) персонала не может быть узаконен уже потому, что возникновение посредника между работодателем и работником означает создание непрозрачных трехсторонних схем. В этой ситуации, по словам Храмова, работник может не знать, где именно и в каких условиях ему предстоит работать. Права работника, возмущается Храмов, в этом случае будут защищены минимально. К примеру, рекрутинговая компания делает минимальные отчисления (0,02% ФОТ) на соцстрахование (как на страхование офисных работников), в то время как страхование предоставляемых ею в лизинг работников строительной или производственной сферы по закону на порядок больше. К тому же создать профсоюз, способный защищать права подобных работников, практически невозможно.
«Многие обязанности, возложенные трудовым законодательством на работодателя, могут быть выполнены только той организацией, в которой работники трудятся (охрана труда, например)», — замечает Иван Михайлов, эксперт службы правового консалтинга «Гарант». По его словам, необходимость принятия закона, предусматривающего возможность предоставления персонала в аренду (лизинг, аутстаффинг, заемный труд и проч.), обсуждалась на различных уровнях уже много лет. Но пока специалисты в сфере гражданского и трудового права оттачивают формулировки проекта закона, практики думают над положениями договоров, согласно которым работники «переходят» от одной организации к другой. По его мнению, поскольку аутстаффинг уже давно и довольно активно используется различными предприятиями, закон нужен: это позволило бы частным агентствам занятости, заключающим договоры аутстаффинга, значительно улучшить ситуацию на рынке труда. Для этого есть все предпосылки: частное агентство занятости заинтересовано в обеспечении сотрудников работой в кратчайшие сроки, а заказчик хочет освободиться от необходимости подбора персонала, ведения кадрового делопроизводства и выяснения отношений с работниками, заключает Михайлов.
Мы — не рабы |
44 процента опрошенных исследовательским центром портала SuperJob.ru. заявили, что ни при каких условиях не согласятся на работу по лизинговому контракту, сравнивая такой вид найма с рабством |
Начать дискуссию