Малый и средний бизнес

Сколько зарабатывает железнодорожная касса?

«Бизнес-журнал» продолжает в рамках рубрики «Снимаем кассу!» беззастенчиво пересчитывать выручку и живописать трудовые будни малых предпринимателей. На этот раз в свете рампы предстанет владелец так называемой коммерческой кассы по продаже железнодорожных билетов в одном из подмосковных городов.

«Бизнес-журнал» продолжает в рамках рубрики «Снимаем кассу!» беззастенчиво пересчитывать выручку и живописать трудовые будни малых предпринимателей. На этот раз в свете рампы предстанет владелец так называемой коммерческой кассы по продаже железнодорожных билетов в одном из подмосковных городов. Для занимательности сюжета процесс снятия кассы представлен в виде пьесы. Тем не менее любезному читателю не стоит забывать, что ее действие основано на реальных событиях.

Акт первый и единственный

Железнодорожные кассы, вид изнутри. На заднем плане два кассира сидят спиной к зрителю, лицом к окошечкам. Посреди сцены стоит стол, за которым сидят Владелец, «Бизнес-журнал» и Калькулятор.

Кассир (неожиданно вскакивает из-за монитора). Ну, я на вокзал помчалась — билеты до Кисловодска выкупать, пока их не забрали! Они как раз в системе появились.

Владелец. Давай — мухой!

Кассирша, подхватив сумочку, стремительно

вылетает из офиса.

«Бизнес-журнал». Что-то я не пойму. Вы говорили, что являетесь официальным агентом ОАО «РЖД». Почему прямо в системе «Экспресс-3» не бронируете? Почему на вокзал за билетами бегаете?

Владелец. По правде сказать, вы к нам в очень сложное время пришли. Мы уже два месяца в аварийном режиме работаем: не живем, а выживаем…

«Бизнес-журнал». Что не так?

Владелец. Пренеприятнейшая история: этим летом нас ограбили. Ночью вскрыли двери-решетки. Сигнализация как назло не сработала. В общем, злоумышленники отодрали от пола сейф и унесли с собой. Больше ни на что не позарились…

Калькулятор. Ух ты. Много денег пропало?

Владелец. Денег — всего триста рублей, я их всегда на сдачу в сейфе оставляю. Гораздо страшнее, что билетные бланки пропали, около четырехсот штук.

Калькулятор. Подумаешь — бумажки!

Действующие лица

Владелец — мужчина тридцати пяти лет, считающий себя потомственным железнодорожником на том основании, что его мать всю жизнь проработала кассиром железнодорожной кассы, а сам он окончил институт инженеров железнодорожного транспорта. Бизнесом по продаже билетов в одном из подмосковных городов занимается уже шесть лет.

Кассиры.

Калькулятор — беспардонный гаджет, вечно встревающий в разговор и педантично фиксирующий доходы и расходы окружающих.

«Бизнес-журнал» — любопытствующий и расположенный к Владельцу визитер.

Владелец. Да, грабителям от них мало толку. А нам теперь Дорога выставила санкции за утрату бланков аж на 18 миллионов рублей, представляете? Откуда у них такая сумма в уме нарисовалась, понять невозможно. За такие деньжищи тысячу человек можно в три состава погрузить и со всем комфортом во Владивосток отправить. Да наша касса за все шесть лет столько денег не заработала!

«Бизнес-журнал». И что, вам кислород перекрыли?

Владелец. Разбираемся пока. Наверное, до суда дело дойдет. Но бронировать билеты в системе нам теперь не дают. И, чтобы клиентуру не растерять, мы за билетами в кассы на вокзале бегаем.

«Бизнес-журнал». Что, трудно быть агентом ОАО «РЖД»?

Владелец. Нелегко. Когда в этот бизнес идешь, нужно четко понимать: железная дорога — она большая и могучая, и никто тебя с твоей кассой здесь за полноценного партнера держать не собирается. Будешь жить из милости.

«Бизнес-журнал». А как получить этот статус агента?

Владелец. В общем, ничего сложного, я за два года управился…

Калькулятор (иронично). О, всего-то!

Владелец. …Сперва подал заявку. Где-то через полгода мне выдали предписание, что именно нужно на точке сделать в соответствии с нормативами РЖД: решетки, двери, сигнализация, тревожная кнопка, сейф и прочее. Сделал, согласовал — и приступил к работе. Да, еще депозит за дневной лимит билетных бланков закатил. У меня лимит небольшой, поэтому депозит всего 150 тысяч рублей. В Москве есть кассы, которые по 20 миллионов на депозите держат. Принцип простой: принимай правила игры — или проваливай. Хотя правила, если к ним с нормальной бизнес-логикой подходить, прямо скажем, странноватые…

«Бизнес-журнал». В чем же странность?

Исследуемый объект: коммерческая железнодорожная касса

Формат бизнеса: точка продажи с двумя терминалами в одном из городов Подмосковья, агент ОАО «РЖД»

Срок существования на рынке: 6 лет

Объем продаж: 13 000-14 000 билетов в год

Сервисный сбор: 200 рублей с билета

Персонал: 2 кассира, приходящий бухгалтер, владелец/гендиректор

Офис: 45 кв. м (в соответствии с требованиями РЖД к площади кассового зала и рабочему месту кассиров), стоимость аренды — около 34 000 руб. в месяц

Режим налогообложения: общий

Оценка размера стартовых инвестиций по ценам 2009 года: 790 000-820 000 рублей

Особенности бизнеса: ярко выраженная сезонность (летние месяцы дают более 80% годовых продаж); сложности партнерства с ОАО «РЖД»

Среднемесячный доход владельца: около 65 000 руб.

Владелец. Считается, что агент за комиссию должен работать, ведь так? Между тем РЖД комиссии своим агентам не дает — не принято. Наши доходы формируются только за счет сервисного сбора, который мы накидываем сверху на цену билета. У меня он — 200 рублей, в Москве же в некоторых кассах доходит до пятисот. Ладно, это пусть. Удивительно то, что за счет своих сервисных сборов агент еще должен сполна оплачивать РЖД «инфраструктурные» расходы по поддержанию системы продаж.

Калькулятор. Это какие? Я подсчитывать буду.

Владелец. Например, 11 с половиной тысяч рублей с каждого терминала в месяц — «за информационное обслуживание». То есть за саму возможность работать и бронировать в системе. Еще мы 15 рублей с каждого проданного билета платим в ГУО — группу учета отчетности железной дороги. Это за то, что они вручную наши бланки отчета пересчитывают и с продажами сверяют.

«Бизнес-журнал». При таком раскладе вам, наверное, трудно конкурировать с кассами, принадлежащими самим РЖД?

Владелец. Нисколечко. Клиент идет к нам за сервисом, которого нет в «кассах от Дороги». Поясню. В системе бронирования РЖД творится много такого, чего не снилось даже мудрецам. Знаете, как бывает? Открываются продажи на поезд на самом востребованном направлении, но с самого начала там нет ни единого свободного места: всё на брони у организаций. В день отправки — бац! — полпоезда поступает в продажу. Словом, билеты в системе появляются, исчезают, появляются вновь: безнадежных случаев нет. У нас клиент может оставить небольшой депозит, а наша задача — «отловить» для него билет, вот и вся премудрость. А в кассах РЖД? Да, клиент там не платит сервисный сбор. Скажут ему там: «Нет билетов!» — и что, ему каждые 15 минут к окошку подходить, чтобы справиться, не появились ли? В общем, когда ты начинаешь заниматься бизнесом в этой области, у тебя быстро складывается репутация спеца по «выкруживанию» билетов, и ты обрастаешь постоянными клиентами. Могу сказать, что сейчас таковых у меня столько, что вовсе не обязательно снимать офис в проходном месте: можно спокойно сидеть где-нибудь на задворках.

«Бизнес-журнал». А как велики ваши расходы?

Владелец. Аренда, зарплаты, выделенная линия, вневедомственная охрана и много чего еще по мелочи… Я как-то подсчитывал: всего расходов у меня вместе с налогами получается на 134 тысячи рублей в месяц.

Калькулятор (нетерпеливо). А доходы, доходы какие?

Владелец. Так сразу и не ответишь. Наш бизнес чудовищно сезонный. Зимой касса и половины расходов не отбивает — живем за счет «подкожного жира», который за лето успели накопить. Разница в продажах — на порядок. За один месяц летом легко три с половиной — четыре тысячи билетов продается, зимой — хорошо, если три сотни. Лето — это больше чем 80% наших продаж.

Калькулятор. Давайте тогда за год доходы подсчитаем.

Владелец. Стоимость самих билетов роли не играет: эти деньги прямиком Дороге идут (нас Дорога каждый вечер инкассирует). В прошлом году мы продали около 13 200 билетов. Умножьте это на размер сервисного сбора за вычетом двадцати рублей.

Калькулятор. Почему — двадцати?

Владелец. Пять рублей с билета я плачу кассиру в виде бонуса.

Пятнадцать — это то, что мы Дороге отдаем, в группу учета отчетности.

Калькулятор. Ага. Значит, за год вырисовывается доход в 2 миллиона 376 тысяч рублей, а за месяц в среднем — в 198 тысяч.

Владелец. Допустим, так.

Калькулятор. Доходы минус расходы… Итак, ваша месячная прибыль в среднем по году составляет 64 тысячи рублей.

«Бизнес-журнал». Не очень много. И если трезво на ситуацию смотреть, особых перспектив серьезно увеличить ваши доходы не видно.

Владелец. В этом бизнесе есть разные варианты развития, помимо открытия новых касс. Параллельно можно заняться продажей авиабилетов или открыть турагентство, специализирующееся на внутреннем туризме. Но я этого делать не буду. Признаюсь: основные деньги я зарабатываю в другом месте — на грузовых перевозках. Билетная розница для меня — лишь вспомогательный бизнес. Притом очень хлопотный.

«Бизнес-журнал». Так что ж не бросите? Жалко?

Владелец. Хотите верьте — хотите нет, но ни один вид малого бизнеса не дает такого количества полезных связей, как железнодорожная касса — особенно в небольшом городе вроде нашего. Я всем нужен. Почти всех руководителей предприятий в городе знаю лично и обилечиваю по звонку. Добрая половина муниципальных чиновников — тоже мои давние клиенты. С мэром на дружеской ноге. Бывало, спросит: «Ну что, брат, идут продажи?» — «Да так, — отвечаю, бывало, — так как-то всё…» Так что жаловаться не буду. Железнодорожные кассы — бизнес, конечно, малый, но достаточно статусный. И открывающий неплохие бизнес-возможности в других сферах.

Занавес

Рубрика ищет своих героев. Если вы готовы рассказать «Бизнес-журналу» об экономике собственного бизнеса (анонимно или с указанием названия компании), просьба написать по адресу info@b-mag.ru с пометкой «Снимаем кассу!» 

Начать дискуссию