Ведение бизнеса

Проданные кафедры

Профессор имени «Совкомфлота», профессор Банка Москвы, СУЭК или «Транстелекома»… Российские компании теперь платят зарплату преподавателям высшей школы, а те при каждом официальном представлении должны добавлять к своим регалиям имя спонсора

Профессор имени «Совкомфлота», профессор Банка Москвы, СУЭК или «Транстелекома»… Российские компании теперь платят зарплату преподавателям высшей школы, а те при каждом официальном представлении должны добавлять к своим регалиям имя спонсора

Когда в издательстве «Альпина бизнес букс» готовилась к печати книга Сергея Гуриева «Мифы экономики», редакторы недоумевали по поводу одного из званий автора: профессор экономики имени банка «Морган Стэнли». Но Гуриев настаивал, чтобы в книге он был представлен именно так. «Позже мы разобрались, что за этим режущим слух словосочетанием стоит довольно интересное и полезное явление: корпоративное спонсорство преподавателей высшей школы, — замечает Елена Евграфова, главный редактор издательства. — Компания берет на себя материальную поддержку конкретного профессора, и каждый раз, когда его официально представляют, упоминается и название компании-спонсора».

Благозвучного названия для нового тренда в русском языке пока нет — к примеру, в Российской экономической школе (РЭШ) работает Мария Петрова, профессор медиаэкономики имени Slon.ru, и Олег Замулин, профессор экономики имени ОАО « Совкомфлот». Но этот вид спонсорства набирает обороты — уже три российские бизнес-школы обзавелись именными профессорами.

Первопроходцы

Впервые именные профессорские ставки появились в РЭШ еще в 2003 г. при поддержке группы Access Industries и фонда «Научный потенциал». С тех пор список пополнился еще 12 сотрудниками. «Невозможно было бы нанимать людей, если бы российские компании не давали нам деньги на позиции», — объясняет Константин Сонин, который с 2006 г. подписывается как профессор экономики имени СУЭК РЭШ. Зарплаты должны быть высокими, чтобы наши профессора шли работать к нам, а не в заграничные университеты или российские компании. За последние годы несколько наших профессоров получили предложения занять высокие позиции в банках или инвесткомпаниях в Москве и Лондоне, добавляет он.

В Европейском университете в Санкт-Петербурге (ЕУСПб) пока только один именной профессор. Сейчас ведутся переговоры о создании новых ставок с четырьмя западными компаниями, уточняет Олег Хархордин, ректор университета. «В 2008 г. РАО ЕЭС выделило средства на трехлетнюю денежную поддержку конкретной профессорской позиции. Компания с таким названием расформирована, а профессор экономики РАО ЕЭС — заместитель декана факультета экономики ЕУСПб Юлия Вымятнина — до сих пор работает в университете», — рассказывает он.

Мотив ученого

Поддержка профессорской ставки обходится компаниям в среднем в 2-4,5 млн руб. в год, рассказал ректор РЭШ Сергей Гуриев. Деньги спонсора поступают в распоряжение университета и на зарплату сотрудника, носящего его имя, напрямую не влияют. «Профессорам одного уровня платят одинаково независимо от именной позиции», — объясняет Гуриев. По его словам, спонсорский пакет расходуется на зарплаты, выплату налогов и содержание офисов, а также на исследования, покупку данных, поездки на конференции. «Компании при желании выбирают тему и кандидатуру профессора, но не могут влиять на его работу, — подчеркивает Гуриев. — Во избежание самоцензуры мы делаем так, чтобы зарплата профессора не зависела от того, кто финансирует его позицию. В США иногда профессорам на именных позициях платят более высокую зарплату. Но там цензуры нет: большинство позиций финансируется людьми, а не компаниями».

В штате Высшей школы менеджмента (ВШМ) СПбГУ с прошлого года есть два именных профессора — преподаватель кафедры финансов и учета Александр Бухвалов и заместитель декана Дмитрий Волков. В отличие от ситуации в РЭШ PwС платит им именные стипендии. Компания-спонсор заключила пятилетний договор на поддержку ВШМ, рассказывает директор по маркетингу и развитию бизнеса компании Екатерина Шапочка. Сумма договора составила 1 млн евро, говорит она.

«Программы именных профессоров рассчитаны на привлечение преподавателей из других вузов, в том числе иностранных», — говорит Волков. В ЕУСПб стараются развивать это направление еще и потому, что оно помогает поддерживать в тонусе персонал, ведь именные профессора выбираются с помощью конкурса, который судит компетентное жюри. Это стимулирует здоровую конкуренцию между сотрудниками, считает Хархордин. Сейчас в университете на трех слушателей приходится один преподаватель (всего преподавателей 51).

Мотив спонсора

Это нормальная система выгодного взаимодействия брендов, говорит Наталья Степанюк, гендиректор IQ-Marketing. Просто всегда кажется немного странным, когда классическая маркетинговая схема приходит в столь тонкую область, добавляет она.

Интернет-проект Slon.ru весной 2009 г. выделил часть маркетингового бюджета для поддержки профессора РЭШ Марии Петровой, рассказал его руководитель Леонид Бершидский: «Мы не настаивали, чтобы профессор всякий раз упоминала название компании вместе с должностью. Для нас важнее тот факт, что РЭШ вообще существует, а работающие там экономисты делятся не только с нами, но и вообще с прессой мнениями и расчетами. Профессора РЭШ ведут у нас коллективный блог, а Мария Петрова в качестве общественной нагрузки помогает координировать работу коллег над блогом».

В PwС говорят, что их сотрудничество с ВШМ направлено как на повышение качества образования, так и на достижение определенного имиджевого эффекта. «Для компании, в основе которой лежат знания, поддержка высшего образования, особенно финансового, приоритетна», — поясняет Шапочка. Кандидатуры преподавателей выбирает ученый совет университета. «Но по договору мы можем дать человеку отвод», — отмечает Шапочка.

«У нас все началось с поддержки РЭШ, — рассказывает Райр Симонян, председатель совета директоров “Морган Стэнли Россия”. — Сначала мы помогли там создать кафедру корпоративных финансов, затем начали спонсировать лекции западных ученых, а в прошлом году решили предоставить именную стипендию ученому российскому». Выбор пал на Гуриева как одного из ведущих независимых экономистов. Но гранты компаний ни к чему не обязывают ученых и сама компания не имеет от этого никакого рыночного эффекта, уверяет Симонян. И вспоминает случай с выступлением президента США Барака Обамы на церемонии вручения дипломов выпускникам РЭШ. «Гуриев тоже там был и, перечисляя спонсоров школы, даже не упомянул нас», — смеется Симонян.

Дмитрий Волков, заместитель декана ВШМ СПбГУ: «Именные профессорские позиции – chairs – одна из форм целевой поддержки, которую бизнес оказывает образованию, наряду с грантами и другими формами сотрудничества. Бизнес заинтересован в качественном бизнес-образовании кадров. Профессора заинтересованы в финансировании исследований. Ученые, у которых есть именные позиции от компаний, должны везде упоминать в своих титулах название компании – на конференциях, на визитках, в публикациях. Для компаний это вопрос престижа, укрепление бренда.

Начать дискуссию