Статья продолжает серию публикаций, посвященных актуальной в настоящее время проблеме противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — ПОД/ФТ). Рассматривается опыт ряда европейских государств, принадлежащих к числу ведущих стран в области ПОД/ФТ1.
Лучше то государство, где больше слушают законы, меньше — ораторов.
Хилон Спартанский (VI век до н.э.), один из «семи мудрецов»
Как уже сообщалось в предыдущем номере журнала2, в национальных системах и способах ПОД/ФТ существуют различия, обусловленные разными начальными состояниями экономик и ролью в них теневых составляющих. В данной статье будут рассмотрены основные положения действующих законодательных актов Великобритании, Италии, Швейцарии, Австрии, Германии, Франции, Бельгии и Испании по ПОД/ФТ.
Великобритания
Великобритания стала первой европейской страной, ратифицировавшей Конвенцию Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации преступных доходов в 1990 году.
В 1993 году в Великобритании были приняты Закон об уголовной ответственности за действия по легализации доходов, полученных в результате совершения любого преступления, и Положение о противодействии отмыванию денег (ОД), которое определило процедуры внутреннего контроля, включающие идентификацию клиентов, учет сомнительных операций клиентов, внутреннее информирование уполномоченных сотрудников о сомнительных операциях клиентов, обмен информацией в целях выявления и предупреждения ОД. В соответствии с данным документом сотрудник учреждения финансово-кредитной системы обязан сообщить в компетентные органы о совершаемой клиентом операции, если у данного сотрудника есть подозрения, что операция клиента направлена на легализацию средств, приобретенных преступным путем, или сумма по ней превышает установленное пороговое значение.
Эффективность системы противодействия легализации незаконных доходов Великобритании обусловлена обязанностью учреждений финансово-кредитной системы информировать о сомнительных операциях своих клиентов уполномоченные государственные органы (данная обязанность возлагается на инспекторов по противодействию отмыванию денег (money laundering reporting officer)).
Более того, неинформирование уполномоченных государственных органов или какое-либо иное бездействие финансовых учреждений, вследствие которого стала возможной легализация незаконно полученных средств, является в Великобритании уголовным преступлением.
В том случае, если физические лица знают или подозревают, что денежные средства являются доходом от уголовных преступлений, и не сообщают об этом в соответствующие государственные органы, данные физические лица могут быть привлечены к уголовной ответственности. Так, за недонесение о ставших известными операциях по отмыванию денег предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет.
Италия
В Италии борьба с преступлениями в финансовой сфере была начата раньше, чем во многих других европейских странах.
Так, в 1982 году был принят Закон № 646 «О борьбе с мафией», который разрешал проверку банковских счетов лиц, подозреваемых в причастности к преступным группировкам, и расследование произведенных ими операций по продаже недвижимости. Правоохранительные органы Италии наделены правом вести изучение образа жизни, материального положения, источников доходов граждан, подозреваемых в принадлежности к преступным синдикатам, и членов их семей (жен, детей), а также физических и юридических лиц, чьим имуществом и средствами подозреваемые могут прямо или косвенно воспользоваться.
В 1990 году был принят Закон № 55 «О деятельности финансово-кредитных институтов страны», содержащий рекомендованный международными организациями и соглашениями комплекс мер по борьбе с ОД. В частности, была введена регистрация всех операций, превышающих сумму 20 млн лир.
Закон Гамма-Вассали, принятый в 1990 году, установил уголовную ответственность за операции по отмыванию и переводам на сумму свыше 20 млн лир и впервые в мировой правовой практике ввел понятие «преступная организация типа “мафия”».
Кроме этого, Уголовный кодекс Италии предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 7 до 12 лет и крупный денежный штраф в отношении лиц, занятых легализацией доходов и имущества, добытого преступным путем. При этом наказание может быть увеличено, если такие же действия совершают должностные лица, используя при этом свое служебное положение.
Закон № 197, принятый в 1991 году, вводит систему контроля, которая поставила Италию в первые ряды борьбы с отмыванием незаконных доходов. Данная система включает:
1) запрет оборота ценных бумаг на предъявителя;
2) обязанность указывать бенефициара крупной операции;
3) ограничение суммы денежных средств на счетах на предъявителя (не более 20 млн лир).
Финансовые организации Италии должны сообщать обо всех подозрительных операциях в Ufficio Italiano dei Cambi (UIC) — орган Банка Италии, выполняющий функции финансовой разведки.
В функции UIC входят:
1) статистический учет и оперативный анализ платежного баланса страны;
2) управление валютными резервами;
3) предупреждение и противодействие отмыванию доходов и финансированию терроризма средствами финансового анализа и финансовой разведки.
UIC тесно взаимодействует с подразделениями Финансовой гвардии, которые ведут специальное расследование по обнаруженным UIC подозрительным финансовым операциям. Целью расследования является выявление источников доходов и определение состава имущества обвиняемых и подозреваемых.
Если специальным расследованием устанавливаются факты нарушения закона, об этом ставится в известность главный прокурор, который принимает решение о начале уголовного расследования.
Финансовая гвардия в административном плане подчинена Министерству финансов, в оперативной работе — начальнику Генерального штаба Вооруженных сил Италии, а в некоторых случаях напрямую подотчетна премьер-министру.
Основными задачами Финансовой гвардии являются:
1) следственные действия по выявлению финансовых и налоговых нарушений;
2) борьба с отмыванием «грязных» денег силовыми методами;
3) участие в военных операциях в случае политических и военных конфликтов, в том числе на границе;
4) участие в охране порядка и поддержании общественной безопасности и др.
Финансовая гвардия осуществляет оперативно-разыскную деятельность в области отмывания денег, в то время как функции UIC ограничиваются информационно-аналитической работой в этой области. Кроме того, в сферу ответственности Финансовой гвардии попадают контрабанда и организованная преступность в налоговой и финансовой сферах.
Швейцария
В Швейцарии финансовой разведкой занимаются три структуры:
- специальный отдел министерства финансов;
- финансовая полиция, действующая в составе Министерства внутренних дел Швейцарии;
- служба по борьбе с ОД, являющаяся автономным подразделением федеральной полиции.
Вместе с тем одной из особенностей законодательства Швейцарии является то, что уклонение нерезидентов Швейцарии от уплаты налогов в стране их постоянного местожительства не является в Швейцарии уголовным преступлением, и, таким образом, значительные суммы средств из государств с более высоким уровнем налогообложения переводятся в Швейцарию, при этом есть основания полагать, что часть денежных средств, выводимых из-под налогообложения в этих странах, может иметь незаконное происхождение.
Одной из мер, на которые пошли власти Швейцарии для пресечения попыток граждан других стран легализовать доходы, полученные преступным путем, можно назвать введение в 2001 году запрета счетов, которые открывались и функционировали без появления их владельцев. Ранее такие счета открывались, в частности, на основании заявления адвоката на открытие счета клиенту без указания его имени. В настоящее время возможно открыть счет только при указании владельца счета и суммы денежных средств, размещенных на счете. Но при этом данная информация является доступной исключительно для директора банка и старшего банковского клерка.
Законодательство Швейцарии не содержит строгих требований, обязывающих банковских служащих сообщать правоохранительным органам о сделках, в отношении которых есть основания полагать, что они совершаются в целях легализации незаконных доходов.
Клиент швейцарского банка имеет возможность укрывать находящиеся на счете денежные средства от налогообложения. Причиной тому служит особенность законодательства Швейцарии, состоящая в том, что налоговые органы по собственной инициативе не вправе возбудить дело об уклонении от налогообложения. Основанием для получения информации о денежных средствах на счете физического лица для контролирующих органов может являться только наличие уголовного преступления, совершенного данным физическим лицом — владельцем счета в целях сокрытия своего дохода. При этом владелец счета вправе в судебном порядке обжаловать решение прокуратуры о выдаче информации о денежных средствах, размещенных на его счете в банке.
Австрия
В Австрии в последнее время были изданы нормативные акты, направленные на создание «барьера» на пути денежных средств, полученных преступным путем, создание условий для противодействия использованию банковской системы страны с целью легализации преступных доходов, улучшения действующей системы выявления и привлечения к ответственности лиц, занимающихся легализацией (отмыванием) денежных средств, полученных преступным путем.
Среди нормативных актов, изданных для достижения указанных целей, можно назвать:
- новый Закон о валютных операциях;
- Закон о банковском деле;
- Дополнения к Уголовному кодексу об ответственности юридических и физических лиц за ОД.
Коротко о нововведениях указанных нормативных актов можно сказать следующее.
Новый Закон о валютных операциях предписывает кредитным организациям и финансовым институтам при установлении отношений с клиентом, открытии и закрытии счетов, получении кредитов выяснять правовой статус и подробные данные об иностранном клиенте. Нарушение некоторых предписаний влечет теперь уголовную ответственность. Так, например, умалчивание о том, что клиент действует по поручению другого лица, то есть в качестве посредника, влечет уголовную ответственность вплоть до лишения свободы на срок до одного года и/или крупного штрафа.
Согласно Закону о банковском деле кредитные и финансовые институты обязаны теперь установить личность и получить сведения не только о своем постоянном клиенте, но и о клиенте, осуществляющем разовую операцию на сумму, превышающую установленный лимит. При этом если проводимые клиентом операции вызывают у служащих банка подозрения в том, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) преступных доходов, такой клиент берется на особый внутренний учет. Закон о банковском деле предписывает кредитным и финансовым институтам Австрии создавать информационные и контрольные системы, позволяющие выявлять операции, проводимые с целью легализации (отмывания) преступных доходов и препятствующие их проведению.
Дополнения к Уголовному кодексу, действующему с 1 октября 1993 года, называют легализацию незаконных доходов уголовным преступлением при условии, что это деяние совершается умышленно и сумма операции по легализации превышает установленный лимит. Дополнения к Уголовному кодексу предусматривают более суровое наказание для тех лиц, которые осуществляют операции, направленные на легализацию преступных доходов в особо крупных размерах, а также в том случае, если лица занимаются такой противоправной деятельностью в составе преступной организации.
Деятельность по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов в Австрии уполномочено осуществлять специальное подразделение, созданное в рамках Группы борьбы с организованной преступностью (EDOK). Данное специальное подразделение рассматривает сообщения о всех подозрительных операциях, направляемые кредитно-финансовыми институтами Австрии. Результатом рассмотрения сообщения о подозрительной операции может быть решение об отсрочке такой операции или ее прекращении. Кроме этого, проверяется информация, изложенная в сообщении, и в случае ее подтверждения материалы направляются в прокуратуру, которая получает в суде санкцию на замораживание счета и дает поручение на проведение расследования.
Германия
В Германии в сфере ПОД/ФТ действуют Закон о борьбе с торговлей наркотиками и другими формами организованной преступности, который внес в Уголовный кодекс ФРГ поправки, в соответствии с которыми ОД названо преступлением, и Закон о выявлении доходов, полученных преступным путем, который называют также Законом об ОД.
Согласно законодательным актам преступлением, называемым «легализация незаконно полученных доходов», является укрытие или попытка создания ложных источников происхождения материальных ценностей, таких как денежные средства, ценные бумаги, драгоценные металлы или камни, полученные в результате совершения преступлений, которые караются лишением свободы на срок более одного года, а также препятствие или прямое противодействие розыску, изъятию и конфискации таких материальных ценностей.
Закон об ОД установил требования обязательной идентификации клиентов, хранения соответствующей информации в архивах организаций, сообщения о подозрительных операциях в правоохранительные органы и организации внутреннего контроля во всех институтах кредитно-финансовой сферы страны.
Выполнение данных обязанностей возложено на определенный круг субъектов, который законодательно разделен на две группы. В первую группу входят банки и небанковские финансовые институты, а также Федеральная почтовая служба, во вторую группу включены другие предприятия и учреждения, а также компетентные физические лица, к которым относятся юристы (адвокаты, законные представители, нотариусы), доверительные управляющие, бухгалтеры, налоговые консультанты.
Значительные полномочия предоставлены Федеральному ведомству уголовной полиции (BKA)3. На основании данных полномочий оно имеет право на проведение расследования за рубежом фактов, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств. Прежде проведение данным ведомством расследований за рубежом было возможно только в случае, если речь шла о незаконной международной организованной торговле оружием, боеприпасами и наркотиками. Более того, прокуратура по согласованию с Федеральным ведомством уголовной полиции может поручить расследование таких дел не только полиции, но и другим специальным службам. Существующие таможенные разыскные службы, сотрудники которых имеют те же права, что и сотрудники полиции, занимаются выявлением и пресечением операций, связанных с международной деятельностью, направленной на легализацию незаконных денежных средств.
В целом положения указанных законодательныхактов Германии обеспечивают выполнение основных европейских требований по ПОД/ФТ, в частности таких, как идентификация кредитными организациями личности клиентов и хранение сведений об идентификации, выяснение личности истинного заказчика проводимой операции с денежными средствами, представление кредитными организациями информации о «подозрительных» операциях в контролирующие органы, возможность приостановления операций с денежными средствами, вызывающих подозрение в том, что они совершаются в целях легализации (отмывания) денежных средств.
Франция
Согласно законодательству Франции в целях ПОД/ФТ финансовые учреждения, включая Банк Франции, должны:
- осуществлять практику «знай своего клиента»;
- разработать систему внутреннего контроля, предназначенную для выявления подозрительных или нетипичных операций, в особенности необычных или сложных сделок и сделок с отсутствием экономического обоснования;
- внедрять механизмы принятия решений, необходимых для информирования надзорных органов о ситуациях, вызывающих подозрение;
- сохранять учетные документы по операциям в течение пяти лет;
- обеспечивать подготовку всех служащих банка в данной области на непрерывной основе;
- назначать сотрудника банка, ответственного за поддержание взаимодействия с подразделением финансовой разведки;
- информировать подразделение финансовой разведки обо всех подозрительных сделках.
Согласно законодательству Франции у каждой кредитной организации должна быть разработана программа «знай своего клиента» (know your customer), предназначенная для выявления нетипичных и подозрительных сделок.
Кредитная организация должна проверять у своих клиентов — физических лиц:
- наличие у владельцев счетов и доверенных лиц документов, удостоверяющих личность, с фотографиями;
- наличие справки о постоянном месте жительства;
- данные о характере коммерческой деятельности.
Кредитная организация должна проявлять особое внимание в случаях, когда:
- третья сторона по необоснованным причинам указывает несколько адресов или мест постоянного пребывания;
- отсутствует явная связь между владельцем счета и агентом, управляющим счетом.
Кредитная организация должна проверять у своих клиентов — юридических лиц:
- наличие официального свидетельства о регистрации или документа, его заменяющего, с указанием наименования компании, ее организационно-правового статуса и юридического адреса головного офиса. Указанный документ должен быть выдан не ранее, чем за три месяца до даты представления;
- лиц, которые юридически и фактически являются главными партнерами или управляющими юридического лица;
- документы, удостоверяющие личность и полномочия агентов, выступающих от имени юридического лица;
- фактический характер коммерческой деятельности, а также его соответствие заявленным целям деятельности и последним данным финансовой отчетности.
При этом кредитная организация должна особенно досконально осуществлять проверку своего клиента — юридического лица в случаях, когда:
- адрес филиала не совпадает с юридическим адресом головного офиса компании;
- в качестве юридического адреса головного офиса компании указывается адрес агента;
- головной офис компании находится в другой стране, в особенности если эта страна отказывается от международного сотрудничества в сфере ПОД/ФТ.
Кроме этого, кредитная организация должна уделять особое внимание операциям лиц, не являющихся ее постоянными клиентами. Повышенного внимания со стороны кредитной организации требуют также сделки на сумму свыше 8 тыс. евро.
Во Франции деятельность по ПОД/ФТ осуществляют такие государственные органы, как Банк Франции, подразделение финансовой разведки Франции TRACFIN4 и Банковская комиссия Франции.
При Главном операционном управлении Банка Франции создан Отдел контроля за операционными рисками, обеспечивающий централизованный сбор информации по сомнительным сделкам. В рамках Главного управления по обращению банкнот и монет аналогичная задача осуществляется подразделением внутреннего контроля. Если кредитная организация имеет сеть отделений, централизованный сбор информации по сомнительным сделкам, направляемой региональными корреспондентами, осуществляется Генеральным секретариатом. В структуре Банка Франции исполнение обязанностей должностного лица, ответственного за поддержание взаимодействия с финансовой разведкой, возложено на Генеральный секретариат.
Подразделение финансовой разведки Франции TRACFIN было создано в 1990 году. Оно находится в подчинении Министерства экономики, финансов и бюджета Франции. TRACFIN собирает информацию в интересах установления источников происхождения денежных средств или характера поднадзорных операций, а также дает объективную оценку проводимых операций.
В своей деятельности TRACFIN сотрудничает со специальными службами, включая таможенное ведомство, полицию или другие службы финансового мониторинга, а также координирует свои действия с судебными инстанциями и компетентными органами иностранных государств, выполняющими аналогичные функции. TRACFIN возглавляет Координационный комитет Франции по вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и обеспечивает вмешательство органов правосудия, если собранная информация свидетельствует о правонарушении. Органы правосудия также информируют TRACFIN о вынесении окончательного решения на основании изучения деклараций о подозрительных операциях.
Банковская комиссия Франции контролирует деятельность кредитных организаций по ПОД/ФТ и применяет штрафные санкции к банкам, не выполняющим требование о выявлении подозрительных клиентов и сомнительных финансовых операций и требование о представлении в TRACFIN деклараций о подозрительных операциях. Банковская комиссия осуществляет контроль за всеми финансовыми учреждениями (банками, инвестиционными компаниями, пунктами обмена валюты).
В обязанности Банковской комиссии также входят инспекторские проверки кредитных учреждений и инвестиционных компаний, которые подразделяются на общие и тематические. Общие анализируют систему противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, в ходе любой обычной проверки кредитной организации. Тематические проверки проводятся по вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, или по вопросам противодействия финансированию терроризма.
Бельгия
В настоящее время в Бельгии одним из основных нормативных актов, действующих в сфере ПОД/ФТ, является Закон «О предупреждении использования финансовой системы в целях отмывания капиталов». Согласно данному закону деятельностью, связанной с легализацией (отмыванием) капиталов, являются:
- изменение формы либо трансферт капиталов или другого имущества в целях:
- сокрытия или маскировки их незаконного происхождения или оказания помощи лицу, участвующему в реализации правонарушения, результатом которого являются преступные капиталы или имущество, а также иные действия, позволяющие избежать юридических последствий противоправных финансовых операций;
- сокрытия или маскировки природы происхождения, местонахождения, владения, перемещения или собственности капиталов или имущества, преступное происхождение которых известно;
- приобретение, владение или использование капиталов или имущества, преступное происхождение которых известно;
- участие в одном из деяний, указанных в трех предыдущих положениях, а также объединение нескольких лиц для совершения указанных деяний, оказание помощи, подстрекательство или советы кому-либо в области конкретного финансового преступления или оказание содействия в его осуществлении.
Законом «О предупреждении использования финансовой системы в целях отмывания капиталов», исходя из тематики профессиональной деятельности, установлен перечень юридических и физических лиц, которые обязаны оказывать помощь в выявлении фактов легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. В этот перечень входят:
- Национальный банк Бельгии;
- финансово-кредитные учреждения;
- биржевые агентства;
- страховые общества;
- почта;
- бюро по обмену валюты и депозитарии;
- касса депозитов и консигнаций;
- общества по управлению капиталами и недвижимостью;
- консалтинговые фирмы по капиталовложениям;
- физические и юридические лица, которые в рамках профессиональной деятельности покупают за наличные деньги иностранную валюту, валютные чеки или производят операции с кредитными и платежными картами; предприятия, участвующие в ипотечном кредитовании;
- компании-эмитенты кредитных карт, предприятия, занимающиеся финансовым лизингом.
Перечисленные юридические и физические лица при проведении операций в рамках своей профессиональной деятельности обязаны идентифицировать клиентов в том случае, если объем операций эквивалентен сумме, превышающей 10 тыс. долларов США, вне зависимости от того, совершается такая операция единовременно или состоит из ряда операций.
В Бельгии в целях усиления борьбы с легализацией (отмыванием) денежных средств создан административный орган — Центр обработки финансовой информации, в задачи которого входит обработка информации, получаемой из самых разных источников. Он контролируется Министерством финансов и Министерством юстиции Бельгии.
Центр обработки финансовой информации вправе для целей исполнения возложенных на него задач запросить необходимую информацию у физических лиц и любых финансово-кредитных организаций страны. Информацию, которой он располагает, Центр обработки финансовой информации может при наличии соответствующих соглашений и с санкции определенных должностных лиц передавать аналогичным органам зарубежных стран.
Центр обработки финансовой информации поддерживает деловые контакты с Интерполом, Европолом, финансовыми учреждениями и правоохранительными органами США и некоторых европейских стран, а также с аналогичными органами Норвегии, Франции, Нидерландов, Италии и США.
В настоящее время, в соответствии с действующим порядком, финансовые учреждения Бельгии должны сообщать в Центр обработки финансовой информации обо всех вызывающих у них подозрения операциях с наличной валютой и международными переводами на суммы, превышающие эквивалент в 5 тыс. долларов США.
Испания
В соответствии с действующим в Испании законодательством кредитные организации обязаны ежемесячно направлять в Центральный банк Испании информацию об операциях, в отношении которых есть основания полагать, что они связаны с легализацией (отмыванием) преступных доходов. Для облегчения работы банков по выявлению операций, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов, разработан перечень характерных признаков, дающих основание полагать, что осуществляемая операция связана с легализацией (отмыванием) преступных доходов. Данный перечень направлен для использования в работе в Испанскую ассоциацию банков и Испанскую конфедерацию сберегательных касс.
В него, в частности, включены такие признаки, как:
- неоднократно повторяющиеся операции физических и юридических лиц по внесению денежных средств на свои счета и снятию с них наличных сумм, превышающих эквивалент в 8 тыс. долларов США;
- получение физическими и юридическими лицами банковских чеков и векселей на денежные суммы, превышающие эквивалент в 8 тыс. долларов США за одну операцию;
- неоднократный обмен физическими и юридическими лицами мелких денежных знаков на купюры крупного достоинства;
- неоднократный обмен крупных сумм в национальной валюте на иностранную валюту и наоборот;
- переводы крупных денежных сумм в страны с благоприятным налоговым режимом через небольшие или малоизвестные банки.
В Испании существует Комиссия по предотвращению отмывания капиталов, целью которой является контроль за деятельностью кредитно-финансовых институтов Испании по вопросам противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов. В состав данной комиссии входят представители Центрального банка, Главного казначейского управления, Национальной комиссии рынка ценных бумаг, полиции, гражданской гвардии, налоговой и таможенной служб.
Также в Испании деятельностью, направленной против легализации (отмывания) преступных доходов, помимо иных возложенных на них функций, таких, например, как борьба с организованной преступностью, занимаются Финансовый департамент гражданской гвардии, Генеральное управление финансовой и налоговой инспекции и Центральное национальное бюро при Генеральном секретариате уголовной полиции.
В заключение хотелось бы отметить, что опыт европейских стран послужил хорошей базой для разработки отечественных документов по тематике ПОД/ФТ.
Литература
1. Мельников В.Н., Мовсесян А.Г. Противодействие легализации незаконных доходов. М.: МЦФЭР, 2007.
2. Щегорцов В.А., Таран В.А. Мировая экономика. Мировая финансовая система. Международный финансовый контроль. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
3. Власова М.И. Противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма во Франции. Издание Центра подготовки пер
1 - Настоящая статья выражает исключительно мнение авторов и не отражает позицию Банка России.
2 - См.: Ревенков П.В., Воронин А.Н. Международный опыт противодействия отмыванию денег // Международные банковские операции. 2009. № 4. С. 98–109.
3 - Федеральное ведомство уголовной полиции Германии (нем. Bundeskriminalamt, или BKA) — немецкое ведомство при Министерстве внутренних дел Германии. Его функции аналогичны функциям Федерального бюро расследований в США или Государственной полиции Франции. BKA занимается расследованием серьезных преступлений и координацией действий правоохранительных органов, работает в сотрудничестве с полицией земель Германии, т.е. с местным бюро расследований, Landeskriminalamt. Штаб-квартира BKA находится в г. Висбаден.
4 - TRACFIN (Traitement du Renseignement et Action contre les Circuits Financiers Clandestins — Анализ информации и противодействие нелегальной финансовой деятельности). Аналогичные подразделения финансовой разведки созданы и в других странах. Например, в США — FINCEN (Организация по борьбе с финансовыми преступлениями), в Великобритании — NCIS (подразделение финансовых расследований в составе национальной службы криминальной разведки), в Бельгии — CTIF (Группа обработки финансовой информации).
Начать дискуссию